Соня Тимофеева — биография
Софья Баурова — советская и российская цыганская певица, известная своими яркими выступлениями и вкладом в развитие цыганской эстрадной культуры.
Ранние годы
Софья Баурова родилась 10 сентября 1944 года в кочевом таборе, расположенном под Ленинградом. Ее мать, Евгения Ивановна, была талантливой певицей и танцовщицей, что оказало большое влияние на юную Софью. С ранних лет она подражала матери, перенимая ее манеру исполнения и движения.
Когда Бауровой исполнилось 12 лет, в СССР началась политика оседлости кочевых народов, в рамках которой ее семья получила жилье в бараках под Тулой. Там она впервые пошла в школу, однако ограничилась лишь двумя классами обучения. Природный талант к пению и танцам привел к тому, что уже в 14 лет Софья прошла отбор в цыганский эстрадный ансамбль и начала выступать на сцене, гастролируя по всей стране.
Театральная и музыкальная карьера
Путь Софьи Бауровой в искусство был предрешен: она стала артисткой под сценическим псевдонимом Соня Тимофеева, присоединившись к знаменитому московскому театру «Ромэн». Именно на его сцене она раскрыла свой драматический и музыкальный талант, сыграв в ряде культовых постановок, среди которых «Цыганка Аза», «Костры будущего», «Родился я в таборе» и другие. Эти спектакли принесли ей признание среди театралов и закрепили за ней статус одной из ведущих исполнительниц цыганского театра.
Одной из самых запоминающихся ролей Тимофеевой стала Грушенька в постановке по повести Николая Лескова Очарованный странник. В этой роли артистка исполнила ставший популярным романс «Отойди, не гляди», который пленил зрителей своей проникновенностью. Ее партнером на сцене был легендарный Николай Сличенко — ведущий актер театра «Ромэн», который позже стал его художественным руководителем.
Помимо театральной деятельности, Соня Тимофеева активно занималась музыкальной карьерой. Ее исполнение цыганских романсов привлекало внимание не только в Советском Союзе, но и за его пределами. В 1970 году она выпустила сольный альбом Цыганские народные песни, на обложке которого было размещено ее фото. В сборник вошли 14 композиций, среди которых особенно выделялась песня «Прогэя», ставшая визитной карточкой певицы.
Гастрольная деятельность привела Тимофееву на международные сцены. Она с успехом выступала за границей, а одной из самых ярких страниц в ее карьере стало сотрудничество с Лучано Паваротти. Очарованный мощным и эмоциональным голосом певицы, итальянский тенор пригласил ее в миланский театр Ла Скала, где они вместе исполнили знаменитую композицию Очи черные. Этот дуэт стал знаковым моментом в карьере Тимофеевой, подтвердив ее статус не только в театральном, но и в мировом музыкальном сообществе.
Кинокарьера
Настоящая всесоюзная известность пришла к Соне Тимофеевой благодаря съемкам в кино. В конце 1960-х годов она дебютировала на экране с небольшой, но запоминающейся ролью цыганки в экранизации пьесы Льва Толстого Живой труп. В этом фильме, где главные роли исполнили Алексей Баталов и Алла Демидова, звучал и голос Тимофеевой — она исполнила народные песни Тумэ ромалэ и Невечерняя, что сразу же привлекло к ней внимание зрителей.
В начале 1970-х актриса продолжила кинокарьеру, сыграв во Приваловских миллионах — экранизации произведения Дмитрия Мамина-Сибиряка. В этой драме 28-летней Тимофеевой досталась значимая роль второй жены Александра Привалова, что позволило ей продемонстрировать не только вокальные, но и драматические способности.
После этого последовала череда эпизодических ролей, где Тимофеева чаще всего исполняла образы цыганок — персонажей, близких ей по духу. Однако подлинным триумфом для артистки стал мелодраматический сериал Цыган (1979), рассказывающий о судьбе Будулая Романова. В этой картине она сыграла Шелоро — образ, который настолько полюбился зрителям, что спустя шесть лет актрису вновь пригласили исполнить эту роль в продолжении истории — Возвращение Будулая.
В начале 1990-х годов Тимофеева была удостоена звания заслуженной артистки РСФСР. Однако вскоре после этого она покинула театральную сцену и перестала сниматься в кино, завершив свою блистательную карьеру.
Личная жизнь
В 2014 году Софья Тимофеева стала героиней программы Пусть говорят, где поделилась непростыми моментами своей жизни. В эфире она рассказала о том, как в 14 лет ее похитили сваты, намереваясь выдать замуж, но девушка сумела сбежать и вернуться к родителям, которые поддержали ее решение. Однако в результате сопротивления у нее на теле остались шрамы — напоминание о том драматическом эпизоде.
В юности актриса влюбилась в цыгана Евграфа Янковского, от которого родила сына и назвала его в честь отца. Однако отношения оказались несчастливыми: возлюбленный уже был женат и вскоре исчез, оставив Тимофееву одну с ребенком.
Позднее она вступила в брак с актером Алексеем Хмелевым. Их союз длился более 30 лет, пара жила в достатке и благополучии. Однако в 2002 году Хмелев неожиданно скончался от остановки сердца, что стало для Тимофеевой тяжелым ударом. Оставшись без поддержки, она была вынуждена продать совместное имущество и недвижимость. Переживая утрату, актриса не надеялась вновь обрести счастье.
Однако судьба свела ее с Вячеславом Бобриком — простым продавцом, который был младше Тимофеевой на 25 лет. Он вспомнил ее по роли в Возвращении Будулая, нашел дом актрисы и с тех пор не расставался с ней.
В 2021 году внимание публики вновь оказалось приковано к Тимофеевой после выхода выпуска программы Прямой эфир с Андреем Малаховым. Близкие актрисы заявили, что она уже больше года вела затворнический образ жизни, что вызывало тревогу. Многие подозревали, что причиной тому стала корысть ее супруга Вячеслава Бобрика, который якобы рассчитывал на наследство — элитную квартиру с видом на Кремль.
Журналисты, отправившиеся к дому актрисы, отметили, что некогда энергичная и статная женщина выглядела изможденной и постаревшей. Тимофеева призналась, что за последние годы почти все друзья и родственники отошли от нее. Она также выразила мнение, что зависть со стороны других цыган привела к наведенной порче, которая, по ее словам, мешала ей вернуться к прежней славе и роскоши.
Позже в сентябрьском выпуске Прямого эфира Вячеслав Бобрик отверг все обвинения, заявив, что родственники Тимофеевой подняли шум исключительно из-за квартиры. Он утверждал, что брат актрисы вынудил ее подписать какие-то документы и требовал провести психиатрическую экспертизу. Сама же Тимофеева заявила, что чувствует себя хорошо и даже готова вернуться на сцену, а ее супруг заботится о ней и делает все возможное для ее благополучия.
Последние годы и смерть
14 марта 2024 года Соня Тимофеева скончалась на 80-м году жизни после продолжительной болезни. О ее смерти стало известно лишь спустя десять дней — информацию об этом впервые озвучил Андрей Малахов в эфире своего шоу.
Провожать артистку в последний путь в городской клинической больнице № 1 имени Н. И. Пирогова пришли лишь трое человек: ее супруг Вячеслав Бобрик, брат Александр Бауров и его жена. Считается, что Тимофеева долгое время находилась в конфликте с родственниками, однако на фоне ухудшения ее состояния семья сумела восстановить отношения, и в последние месяцы жизни брат с супругой регулярно навещали ее.
По словам Александра Баурова, в финальный период за Тимофеевой ухаживал Бобрик. Семья предлагала перевести актрису в стационар под наблюдение врачей, однако она категорически отказалась покидать дом.
После смерти Тимофеевой разгорелся скандал вокруг ее завещания. В предсмертной записке артистка оставила все имущество супругу, не упомянув в нем сына. Это вызвало сомнения у зрителей программы Малахова, особенно на фоне заявлений Вячеслава Бобрика о том, что Соня всегда обожала своего ребенка.
Отдельной темой обсуждения стало место захоронения. Бобриков настаивал на том, чтобы его супругу похоронили в могиле Ляли Черной и семьи Хмельницких, однако знакомые актрисы выступили против, ссылаясь на неизвестные широкой публике обстоятельства ее отношений с легендарной исполнительницей.
Также вызвало вопросы отсутствие представителей театра Ромэн на похоронах. По словам Бобрикова, он уведомил руководство о кончине Тимофеевой, однако коллектив не выразил инициативу участвовать в церемонии прощания. Одни посчитали это проявлением неуважения к артистке, другие объясняли тем, что за последние годы в театре сменилось руководство и состав труппы, а сама Тимофеева уже давно не играла на его сцене.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.