Станислав Ростоцкий – советский кинематографист, актер, режиссер, постановщик и сценарист. Автор картин «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное Ухо», «А зори здесь тихие» и др.
Работы советского режиссера Станислава Ростоцкого хорошо известны отечественным и зарубежным зрителям. Стать обладателем заветной статуэтки «Оскар» у мастера не получилось, тем не менее он обрел поистине всенародную любовь среди миллионов любителей кино.
Знаменитый сценарист родился 21 апреля 1922 года в городе Рыбинск Ярославской области. Стасик был третьим ребенком в семье доктора Иосифа Болеславовича и портнихи Лидии Карловны. Ранние годы мальчика проходили в деревне у родственников, где его приучили к труду.
Когда отцу предложили работу в столице, все семейство последовало за ним. Ранняя биография Станислава была связана с непростыми условиями жизни: страна восстанавливалась после военно-политических потрясений, еды и элементарных бытовых товаров катастрофически не хватало. Как и в миллионах советских семей, младшие дети донашивали одежду за старшими, и это было в порядке вещей. С детства паренек старался ценить жизнь такой, какая она есть – со всеми трудностями и невзгодами.
По началу Ростоцкие жили в коммунальной квартире, где им на пятерых выделили одну-единственную комнату. Мечта стать режиссером у юноши появилась еще в пятилетнем возрасте, после просмотра картины «Броненосец Потемкин» легендарного режиссера Сергея Эйзенштейна.
В подростковом возрасте Стас снялся в пропагандистской короткометражке, посвященной открытию в Кремле Х комсомольского съезда. После этого юношу стали узнавать и даже пропускать на кинопоказы без билета.
Вскоре юного артиста пригласили в массовку на съемки кинофильма «Бежин луг». Во время работы он получил возможность поближе познакомиться с создателем и погрузится в мир по ту сторону кинокамеры. В одной из бесед с Эйзенштейном молодой человек признался, что мечтает стать таким же гениальным режиссером. Постепенно Ростоцкий обрел в лице Сергея Михайловича наставника и друга, посвятившего его в тонкости режиссерского мастерства. По совету старшего товарища, Станислав начал читать книги по искусству и истории, таким образом расширяя свой кругозор.
Окончив общеобразовательную школу, молодой человек готовился к призыву в армию. В ряды РККА Ростоцкого не взяли – он не смог пройти комиссию из-за проблем с позвоночником.
Вчерашний школьник хотел поступать во ВГИК, но к началу вступительных экзаменов не успел. Будущий режиссер подал документы в ИФЛИ на факультет искусствоведения, позже планировал стать студентом Института кинематографии.
В мечты о светлом будущем вмешалась война. Студенты и преподаватели вуза были эвакуированы в Туркмении, и спустя год Ростоцкий ушел на фронт. Молодой человек из интеллигентной семьи впервые столкнулся с ужасами войны, которые оставили в его душе глубокие раны. Позже события тех лет найдут отражение в творческой деятельности кинорежиссера.
После полученного в одном из боев ранения Станислав лишился ноги. Вернувшись домой, солдат возобновил обучение, поступив на режиссерское отделение ВГИКа к наставнику Григорию Козинцеву. На протяжении семи лет начинающий постановщик осваивал профессию, о которой мечтал с самого детства. Одновременно с учебой студент начал подрабатывать помощником режиссера на киностудии «Ленфильм».
Ростоцкий получил от Эйзенштейна бесценные знания и хорошую рекомендацию, что стало его пропуском в удивительный мир кино. В начале 1950-х парень представил несколько самостоятельных работ, которые публика встретила весьма благосклонно. В своих работах молодой постановщик описывал жизнь простых тружеников, восстанавливающих огромную страну после войны.
Один из первых проектов сценариста – «Земля и люди» — в прокат вышел не сразу. Дело в том, что в основу фильма легла запрещенная к публикации рукопись, повествующая о реалиях сельской жизни. На худсовете было принято решение о запрете ленты к показу, а самого создателя обвинили в контрреволюционной пропаганде. Зрители увидели эту работу лишь после ХХ съезда партии.
В 1957-м увидела свет кинолента «Дело было в Пенькове», которая принесла автору третий приз Всесоюзного кинофестиваля, проходившего в Киеве. Специально для этой картины была написана композиция «Огней так много золотых…» талантливо исполненная Людмилой Зыкиной и Екатериной Семенкиной.
Вскоре режиссер представил дилогию «Герой нашего времени», ставшую популярной как в СССР, так и за границей. Экранизацию произведения Михаила Лермонтова отправили на XI кинофестиваль в Сан-Себастьян, где ее наградили почетным дипломом.
Одним из самых знаковых проектов мастера стал фильм «Доживем до понедельника», увидевшая свет в 1968 году. Эта работа положила начало развития юношеского кинематографа. Времени на съемки выделили катастрофически мало, и команда приложила максимум усилий, чтобы сдать проект в срок.
Премьеру новинки приурочили к Всесоюзному съезду педагогов, но в успех ленты почти никто не верил. Вопреки скептическим прогнозам, картина вызвала настоящий фурор среди зрителей и кинокритиков. В 1962-м проект стал обладателем Государственной премии СССР и удостоился Золотого приза на Московском международном кинофестивале.
Самой знаковой работой в творческой биографии постановщика стала военная драма «А зори здесь тихие», снятый по произведению Бориса Васильева. История о трагических судьбах девушек во время Великой Отечественной войны пронзила сердца миллионов телезрителей. Двухсерийная лента приняла участие в ряде международных фестивалей и стала номинантом на премию «Оскар».
В основе сценария к фильму лежат личные воспоминания автора. В одном из сражений Станислава Иосифовича спасла от смерти медсестра Аня Чугунова, которая буквально на себе вынесла его с поля боя. Саму спасительницу война не пожалела – из-за полученного ранения она начала терять зрение.
Советские зрители хорошо помнят пронзительную драму «Белый Бим Черное Ухо», покорившую сердца нескольких поколений. После премьеры лента вошла в рейтинг лучших проектов 1978 года издания «Советский экран». На фестивале в Карловых Варах работа была удостоена «Хрустального глобуса», а позже ее номинировали на премию «Оскар» в категории «лучшая картина на иностранном языке».
Станислав Иосифович обладал яркой внешностью и пользовался успехом у противоположного пола. Вокруг режиссера всегда находились самые красивые женщины страны, поэтому его приятельница Нина Меньшикова на успех и не надеялась.
Все изменилось после совместной командировки, куда Стас и Нина отправились в компании Владимира Красильщикова. Во время поездки девушка окружила вниманием своего возлюбленного, что быстро нашло отклик в его сердце. Решительная, уверенная в себе спутница произвела на режиссера огромное впечатление. Ростоцкий влюбился и вскоре сделал актрисе предложение.
Творческие люди подолгу жили раздельно из-за постоянных командировок одного из супругов. На съемках Станислав нередко вступал в романтические отношения с молоденькими артистками, о чем вскоре становилось известно супруге. Нина относилась к похождениям мужа философски и даже шутила на эту тему. Сам же постановщик безумно ревновал свою законную избранницу.
В отличие от многих режиссеров, Ростоцкий никогда не снимал жену в своих картинах. Исключением стал фильм «Доживем до понедельника», где Меньшиковой досталась второстепенная роль.
В творческой семье родился сын, впоследствии посвятивший свою биографию кинематографу. Андрей Станиславович стал известным режиссером, сценаристом и актером.
Станислав Ростоцкий скончался 10 августа 2001 года, находясь за рулем собственного автомобиля. Режиссер направлялся в Выборг для участия в традиционном кинофестивале «Окно в Европу» в качестве президента. Во время поездки у мастера прихватило сердце, и прибывшие медики спасти его не успели.
Могилы режиссера и актрисы находятся на Ваганьковском кладбище Москвы. На месте их захоронения установлен мемориал, выполненный из черного гранита. Неподалеку от родителей похоронен и их талантливый сын Андрей, трагически погибший через год после кончины отца.
В начале 2020-го в честь сценариста была переименована одна из школ города Высоцк Ленинградской области.