Сьюзан Сарандон — биография
Сьюзан Сарандон (Сьюзан Эбигейл Томалин) – американская актриса и продюсер, лауреат «Оскара». Творческая биография насчитывает более 130 фильмов.
Детство и юность
Сьюзан родилась в Нью-Йорке, но детство провела в провинциальном городе Тауншип, штат Нью-Джерси, неподалеку от «большого яблока». Она была одной из 9 детей в семье. Среди предков Сьюзан были англичане, ирландцы, валлийцы, тосканцы и сицилийцы.
Родители Филипп Лесли и Ленора Мария были исследователями католической религии и растили детей в христианском ключе. Сарандон посещала частную католическую школу, обучение в которой велось традиционно строго. Девочка не была бунтаркой, но иногда задавала «лишние вопросы» и однажды была изгнана с урока в коридор. Учитель списал ее поведение на «первородный грех».
Отец Сьюзан был продюсером, а также пел в местном клубе в свободное время. Несмотря на то, что у девочки был творческий пример, она не думала серьезно об актерской карьере. Ее фантазии были направлены в стороны создания семьи. Вышло, что она получила и то, и другое одновременно.
Кино: счастливая случайность
Сарандон не имеет профессионального актерского образования. После школы девушка поступила в католический университет в Вашингтоне и встретила там актера Криса Сарандона, в которого влюбилась, условно говоря, с первого взгляда. Она ходила с Крисом на его кастинги и вскоре сама заинтересовалась кинематографом. Режиссеры не обошли вниманием большеглазую красавицу с огненно-рыжими волосами, но до всеобщей популярности путь был еще неблизким. Первые работы Сьюзан не принесли известности.
Начало карьеры пришлось на 1970 год, фильм «Джо», где Сарандон с места в карьер получила главную роль. Героиня Сьюзан влюбляется в дитя цветов, сама становится хиппаркой и начинает принимать наркотики.
С 1971 по 1974 Сарандон участвует в нескольких фильмах, снимается в одном из них с Софи Лорен, но нигде не находится в центре внимания.
В 1975 она играет одного из первоплановых персонажей в фильме «Великий Уолдо Пеппер» (главная роль – Роберт Рэдфорд), и в этом же 1975-м выходит «Шоу ужасов Рокки Хоррора», фриковатый комедийный мюзикл, в списке актеров которого имя Сьюзан – второе. Самобытная картина получила высокие оценки и титул культового фильма, когда его еще не приписывали всем подряд (к слову, перезапуск мюзикла в 2016-м встретил ожесточенное неприятие зрителей). В оригинальном фильме Сьюзан играет Джанет Вайс, которая вместе со своим возлюбленным попадает в замок ученого-трансвестита (Тим Карри), и начинает гротескная и абсурдная комедия.
В 1976 году Сарандон исполняет одну из главных ролей в фильме «Стрекоза», в 1977-м снимается в нескольких картинах, в числе которых «Другая сторона полуночи» по книге Сидни Шелдона.
В 1977 и 1980 годах Сьюзан дважды играет важные роли в фильмах режиссера Луи Маля – «Прелестное дитя» и «Атлантик-Сити». Последний принес ей первую награду – «Джини» (лучшая иностранная актриса). За роль в «Атлантик-Сити» Сьюзан была номинирована и на «Оскар» (1982) за лучшую женскую роль, но статуэтку получила Кэтрин Хэпберн.
В 1983-м Сарандон снимается в фильме «Голод» с Дэвидом Боуи и Катрин Дэнев. Сьюзан играет геронтолога, к которой обращается за помощью постаревший вампир. В 1985-м актриса продолжает готическую тематику в черной комедии «Иствикские ведьмы» (1987) с Николсоном, Пфайффер и Шер. Героиня Сьюзан – учительница музыки в школе – встречает властелина Ада и превращается в рыжеволосую околдованную бестию. «Иствикские ведьмы» и по сей день остается одним из самых известных фильмов с участием Сарандон.
В 1992-м режиссер «Ведьм» (и «Безумного Макса») Джордж Миллер вдруг снимает документальную драму о медицинском чуде «Масло Лоренцо». Сарандон играет мать мальчика с неизлечимой болезнью мозга (отец мальчика – Ник Нолти). После долгой и тяжелой борьбы с болезнью родителям удается найти лекарство, получившее название «Масло Лоренцо» (по имени мальчика). Настоящий Лоренцо Одоне умер от аспирационной пневмонии в возрасте 30 лет, прожив на 20 лет больше, чем прогнозировали врачи. Фильм получил высокие оценки критиков, но не окупился.
В 1994 году Сарандон сыграла главную роль в криминальной драме Джоэля Шумахера «Клиент» – экранизации романа Джона Гришэма. Картина прошла успешно и по отзывам, и по сборам.
Сьюзан приняла участие в режиссерском дебюте Тима Роббинса (исполнителя главной роли в «Побеге из Шоушенка») 1992 года «Боб Робертс», а в 1995-м получила одну из главных ролей в его втором фильме «Мертвец идет». Главного мужского персонажа воплотил Шон Пенн. Фильм был номинирован на «Оскар» в нескольких номинациях. Тим Роббинс был номинирован на лучшую режиссуру, Шон Пенн – на лучшую мужскую роль, а саундтрек «Dead man walking» соревновался за звание лучшей песни. Победить удалось только Сьюзан – со второй попытки она получила «Оскара» за лучшую женскую роль.
В 1998-м Сарандон снялась в фильме «Сумерки», только не про вампиров. Триллер Роберта Бентона о расследовании убийства собрал звездный состав: Джин Хэкман, Риз Уизерспун и продолжающий уставать от жизни Пол Ньюман (в 1982 он уставал в отличной юридической драме Сидни Люмета «Вердикт»). Несмотря на сильный состав, фильм получился скорее неудачный: собрал меньше бюджета и получил всего 6.20 по системе IMDb (это немного).
В 2000-х Сарандон чаще исполняла роли второго плана, но ее игра по-прежнему запоминалась. Среди крупных проектов с ее участием – картины Джона Туртурро (странный брюнет из блестящего фильма Коэнов «Бартон Финк») «Иллюмината» (1998) и «Любовь и сигареты» (2005), «Ноэль» Чазза Пальминтери с Полом Уокером и Пенелопой Крус, «Миля лунного света» с Джилленхоллом и Хоффманом, «Элизабеттаун» с Орландо Блумом и Кирстен Данст, «Милые кости» Питера Джексона, «Сексоголик» в паре с Майклом Дугласом» и «Спиди Гонщик» сестер Вачовски, тогда еще известных как братья.
В 2012-м Сарандон снова сотрудничает с Вачовски в «Облачном атласе», исполняя сразу три роли.
После 2010 года Сьюзан много играла в сериалах и снималась на полуглавных ролях в фильмах средней известности. На момент написания статьи Сарандон снимается в нескольких фильмах.
В 1998 году Сьюзан попробовала себя в должности исполнительного продюсера и в дальнейшем исполняла эту работу в 10 фильмах.
Личная жизнь
Сарандон очень похожа на Сигурни Уивер, с чем было связано несколько забавных историй, когда поклонники последней просили у Сьюзан автограф. Актриса относится к этому с юмором и называет Сигурни своей альтернативной личностью.
Интересной особенностью Сьюзан является ее полное неприятие техники: она не любит сидеть в Интернете, с трудом научилась писать смс, зато часто выкладывает фото и видео в Инстаграм.
Сьюзан – феминистка и противница официального брака. Со своим первым и единственным мужем Крисом она прожила с 1967 по 1979 годы, а после развода вернула в паспорт девичью фамилию. Сарандон с тех пор – псевдоним.
Сьюзан не раз говорила, что не признает институт брака, считая это уделом юристов, а не влюбленных. Расписаться с Крисом ее заставила необходимость – это было нужно, чтобы вместе жить в общежитии университета.
С 1988 года Сьюзан познакомилась с Тимом Роббинсом и прожила с ним 21 год в неформальном союзе. В 2009-м они расстались.
У актрисы двое детей от Роббинса, дочь от режиссера Франко Амурри и два внука.
Не так давно Сьюзан в интервью одному из журналов призналась в бисексуальности.
Ведет Инстаграм, Фейсбук и Твиттер, где описывает себя в таком порядке: мать, активист, актриса.
Фильмография
- «Джо» (1970)
- «Леди Свобода»(1971)
- «Шоу ужасов Рокки Хоррора»(1975)
- «Стрекоза» (1976 )
- «Обратная сторона полуночи» (1977)
- «Прелестное дитя» (1978)
- «Атлантик-Сити»(1980)
- «Голод» (1983)
- «Театр волшебных историй» (1984)
- «Иствикские ведьмы» (1987)
- «Дархэмский бык» (1988)
- «Январский человек» (1989)
- «Масло Лоренцо» (1992)
- «Мертвец идет» (1995)
- «Сумерки» (1998)«Ноэль» (2004)
- «Одержимость» (2006)
- «Милые кости» (2009)
- «Сексоголик» (2009)
- «Облачный атлас» (2012)