Татьяна Антонова – киноактриса, мастер дубляжа.
20-е годы прошлого века ознаменовались тем, что кинематограф наконец-то заговорил. Это событие вызвало неимоверный восторг зрителей, но вскоре сменился небольшим разочарованием. Ведь если до этого кино понимали зрители в самых разных точках мира, то теперь оно становилось понятным только тем, кто владел языком артистов. И сразу же встал вопрос о том, как кино, снятое за рубежом, сделать понятным и доступным российскому зрителю. Вскоре выход нашелся — изобрели систему дублирования, благодаря которой советские зрители еще в 1935 году смогли посмотреть американский фильм «Человек-Невидимка». Прошло много лет, мастерами дубляжа стало великое множество артистов. Одних из них мы знаем еще и как исполнителей, других – исключительно по голосу и фамилии. Среди них особое место занимает легенда дубляжа – Татьяна Антонова.
Родилась Татьяна Антонова в столице Украины, Киеве 2 февраля 1958 года, в творческой семье. Родители девочки имели самое прямое отношение к театру, служили в Киевском театре оперы и балета им.Шевченко. Мама – балериной, папа – музыкантом. Стоит ли удивляться, что ее дебют на сцене состоялся в четыре года. Малышке доверили сыграть маленькую дочь главной героини оперы «Чио-чио-сан». Девочка участвовала также в постановке нескольких мизансцен к этой опере. Таню всегда окружала хорошая классическая музыка, сквозь призму которой она научилась воспринимать мир, и иметь собственное мнение о профессии актера.
После окончания школы Татьяна уже знала, что хочет связать свою жизнь с актерской профессией. Девушка поступила в Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого. Ее творческая биография началась еще в студенческие годы, ее пригласили сниматься на киностудию им.Довженко, потом актриса занялась дубляжем.
В 80-е годы в СССР начался бум индийских фильмов, поэтому работы у молодой актрисы оказалось предостаточно. Дублировать приходилось очень много, но работа доставляла Антоновой истинное удовольствие. Ей очень нравилась атмосфера этого процесса, бесконечные песни, танцы, диалоги о любви. Именно тогда и стало понятно, что голос Татьяны буквально создан для дубляжа зарубежных киноактрис. В нем чувствовалась глубина, эмоции, богатые интонации. Помимо этого, актриса обладала хорошей музыкальностью, тонким слухом и чувством ритма. Возможно, эти качества девушка получила от родителей.
Позже Антонову приняли на студию «Хлопушка» в качестве дублера. Теперь диапазон ее ролей стал намного обширнее, она озвучивала самые разные типажи, училась подбирать интонации, чтобы в кадре ее голос идеально сочетался с героиней. Сама Татьяна уверена, что хороший мастер дубляжа должен обладать идеальным слухом и таким же идеальным чувством ритма. Чем тоньше у такого специалиста слух, тем более профессионально он сработает, как дублер. Исключительно благодаря идеальному слуху дублер может «попасть» в ритм текста роли и совпасть с «темпоритмом» экранного образа.
Желающих освоить профессию мастера дубляжа всегда было достаточно, но это редко у кого получалось. Чтобы выполнить дубляж, одного красивого голоса мало. Профессионал должен обладать многими способностями и умениями, и уметь ими правильно распорядиться.
Татьяна любит вспоминать, как восторгалась Людмилой Гурченко, когда актриса со сцены работала со звуком. Она микшировала звук на микрофоне, методом приближения и отдаления его. Но одно дело работать на сцене, и совершенно другое, «сотрудничать» с микрофоном. Обмануть тело – вполне реально, звук – никогда. У дублера должно быть развито чувство правильности подачи звука в микрофон, причем, эмоционально богатого звука, такого, за которым зритель следует без оглядки. Даже то, как дублер воспринимает окружающий его мир, имеет сильное влияние на дубляже образа.
Как и у каждого артиста, у Татьяны Антоновой есть свои любимые картины, над которыми она работала с большим удовольствием. Это фильм «Чужие», где голосом актрисы говорит Сигурни Уивер. Татьяна долго изучала пластику актрисы, следила за приемами ее работы с телом, и старалась передать увиденное посредством своего голоса.
Есть актеры, которые не озвучивают в кино даже самих себя. Взять, к примеру, известного в СССР артиста Бориса Брондукова. Ни в одной из картин, где он снимался, Борис не говорит своим голосом, так как диссонанс внешности и голоса не прибавил бы ему популярности. Он обладал глубоким драматичным голосом, а внешность явно выдавала в нем комедийного артиста.
Приходилось Антоновой озвучивать и звезд отечественного кино. Однажды ее голосом говорила героиня Элины Быстрицкой, потому что актриса не имела возможности приехать, когда озвучивали ленту с ее участием. Татьяне долго не давался этот образ, пока она не услышала слова Георгия Вицина, характеризующего героиню Быстрицкой. Он сказал, что эта женщина раздвигает жизнь грудью. После этого, Татьяна смогла вжиться в психологический образ дублируемой ею героини.
Несколько десятилетий назад дубляж имел подобие радиоспектакля, с общим сбором актеров, подающих реплики друг другу и ждущих ответной реплики от партнера. Это скорее напоминало огранку алмаза, постепенно превращающегося в бриллиант. Теперь все изменилось.
Благодаря техническому прогрессу упростилась сама подача звука, и звукорежиссер сам знает, как ему нужно поставить изображение и звук, какой должна быть пауза. А ведь раньше ее приходилось часами искать на пленке. Антонова говорит, что технический прогресс внес изменения буквально во все, в том числе, и в кино. А вот лучше это или хуже, ответить затрудняется. И, тем не менее, она уверена, что прежнее кино обладало большим драматическим эффектом.
Татьяну нельзя назвать открытым человеком. Скорее, наоборот, она вообще не распространяется о своей личной жизни, не дает интервью модным журналам, не позирует на фоне своих апартаментов, поэтому сведений о ее жизни за кадром нет никаких. Во время встреч с журналистами, актриса много говорит о любимой профессии, о многочисленных дубляжах, о том, как ей работается с режиссерами, коллегами-артистами, и о финансовой стороне профессии актера.
Прослушав эти интервью, понимаешь, что перед тобой обаятельная, интеллигентная женщина, очень любящая свою работу, и получающая от нее истинное удовольствие. Особого богатства профессия Антоновой не принесла, но Татьяна получила самое важное – заниматься любимым делом и быть востребованной в профессии.
Татьяна Антонова и Анастасия Гиренкова много времени уделяли благотворительности. Они посещали детские дома, выступали с концертами, дарили детям различные сувениры и подарки, демонстрировали кино, в котором снимались сами.
Начавшаяся в 1980 году карьера актрисы продолжает развиваться и сейчас. В копилке ее работ более тридцати картин, и примерно столько же дубляжа в кино и на ТВ.
И это еще не предел, так как актриса не собирается уходить на покой. Она мечтает дарить зрителю качественное кино, и упорно идет к своей цели.