Татьяна Евгеньевна Лаврова

Татьяна Лаврова — биография


Татьяна Лаврова (Андриканис) родилась в июне 1938 года, советская актрсиа театра и кино, более известная по театральным ролям в «Современнике» и МХАТе. Народная артистка РСФСР

Известная театральная, впоследствии кинематографическая актриса родилась в удивительной семье. Так, она являлась с дальней родственницей известным меценатам Морозовым, ее дедушкой был революционер Николай Шмидт, а мама работала оператором в киноиндустрии. На тот момент это была потрясающая редкость. Собственно, даже сейчас, если говорить об операторах кино, то большинство людей представят интеллигентного мужчину, стоящего за камерой. А в те времена это был настоящий фурор.

Фото: Татьяна Лаврова в детстве

Родилась будущая звезда в июне 1938 года, и ей пришлось в совсем юном возрасте пережить Вторую мировую войну. Ее отец прошел через все тяготы войны, он был кинооператором. Но, к большому счастью, он вернулся живым. Казалось бы, это огромная редкость, что никто из родных и близких не погиб в годы страшных испытаний. Но счастье не длилось долго.

Когда будущей актрисе было всего лишь 12 лет, родители разошлись, что нанесло ей душевную рану. Впоследствии мать снова вышла замуж, но создать по-настоящему счастливого домашнего очага не получилось, отчим так и не смог заменить девочке отца.

Первые шаги в искусстве

Как часто и бывает, личности одаренные уже с самого раннего детства знают, чему будет посвящена их дальнейшая жизнь. С детства девочка грезила сценой и кино. К тому времени кинематограф уверенно заявил о себе. Да, телевизоров ещё не существовало, но в огромный трепет приводили кинокартины, которые демонстрировались в специальных кинотеатрах на допотопных больших экранах.

Фото: Татьяна Лаврова в юности

К тому же, отдушиной был театр, куда можно было прийти и насладиться игрой любимых актёров. Татьяна твердо решила, что будущая жизнь свяжется именно с актерским ремеслом. Она не отличалась классической красотой, что так любят режиссеры при создании образов лирических героинь. Но в ней просматривалось безмерное обаяние. У неё были потрясающие глаза с таким проникновенным и острым взглядом, что даже суровых мужчин бросало в дрожь. Казалось, что девушка обладает каким-то врождённым гипнозом, заставляя окружающих восторженно следить за ее мимикой, движениями.

Это очень ценное качество для артиста и, пожалуй, редкое. Гораздо больше распространена харизма, обаяние, но мало у кого можно встретить столь проникновенный и даже дикий взгляд. И конечно, этот талант наметанным взглядом оценили в приемной комиссии Школы-студии МХАТ, куда будущая звезда поступила в 1959 году.

Нет надобности говорить, что МХАТ всегда остаётся визитной карточкой и заветной мечтой для артистов со всей страны и ближнего зарубежья.

Особенно велик конкурс был во все актерские заведения в 50-ые, 60-ые годы, когда кино прочно вошло в жизнь, у людей появились телевизоры и они с замиранием сердца переключали каналы, просматривая любимые фильмы с замиранием сердца.

Выдержав дикий конкурс и проявив себя не хуже писаных красавиц со всей страны, Татьяна стала студенткой и с успехом закончила Школу-студию. После окончания ее сразу же приняли в труппу, что стало еще одним доказательством ее таланта.

Профессиональный путь

По стечению обстоятельств так получилось, что именно Савва Морозов, дальний родственник актрисы, в свое время выступил в роли мецената и на его деньги был сооружён МХАТ. В этом проявился некий символизм, но, конечно, она была принята в труппу не за заслуги ее дальнего и давно умершего предка. Это был настоящий бриллиант, и, пригласив актрису, режиссеры не ошиблись.

Надо сказать, что ее настоящая фамилия вовсе не Лаврова, а Андриканис, то есть греческого происхождения. Впоследствии актрисе после окончания учебного заведения настоятельно посоветовали взять более простую фамилию, и она остановилась на этой.

МХАТ предложил ей участие в потрясающих чеховских спектаклях, например, она сыграла Аркадину в чеховской «Чайке». Эта роль произведение, автор, спектакль не нуждаются в рекламе или представлении.

Она прослужила в МХАТе почти 3 года, а затем ее пригласили в «Современник», которому она отдала почти 17 лет своей жизни.

Признание в «Современнике», лучшие роли

«Современник» во многом возник, как экспериментальный проект, который был создан благодаря неуемной энергии талантливого Олега Ефремова. У него было потрясающее творческое чутье, и он отважился бросить вызов даже таким знаменитым храмам искусства, как МХАТ, Большой театр и другие.

Так как нужно было доказать, что «Современник» не «шарашкина контора», а конкуренция великому МХАТу, то Олег Ефремов, который основал свое детище в 1956 году, делал всё возможное, чтобы актёрский состав был безупречен. Он сумел притянуть в свой проект и заразить энтузиазмом бриллианты в искусстве, собрать лучших и сильнейших актеров страны. В их числе оказалась и неподражаемая Татьяна Евгеньевна.

Самой удачной работой на театральных подмостках можно назвать спектакль «Двое на качелях». Этот спектакль руководство приняло решение демонстрировать не один, а множество сезонов ввиду его бешеной популярности.

Собственно, до сих пор многие театралы знают его, он стал золотой классикой. Он и сейчас идет на подмостках, поскольку абсолютно органично вписывается в театральные каноны и словно создан для постановок.

Ещё были не менее потрясающие работы, которые также не нуждаются не только в рекламе, но и в описании: «С любимыми не расставайтесь», «Валентин и Валентина», «На дне».

Возвращение во МХАТ

В 1978 году, отслужив более десятка лет в «Современнике», она вновь вернулась на подмостки родного МХАТа.

К сожалению, жизнь актрис и актеров зачастую зависит от интриг, обстоятельств. На время ухода из «Современника» им руководила Галина Волчек, которая занимает эту должность и по сей день.

Сама актриса говорила, что после многочисленных гастролей потеряла голос и не смогла выступать. Но она не отказалась посетить кинофестиваль, проходившей в Германии, ведь там не планировалось ее сценическое выступление. Руководство «Современника» решило, что если актриса находится на больничном из-за срыва голоса, то должна лечиться, восстанавливаться, а не уезжать за границу на кинофестивали. Татьяна Евгеньевна сочла такое предложение несправедливым и написала заявление об уходе.

Существуют и другие версии, которые невозможно доказать или опровергнуть, они указывают на то, что причиной ухода после длительной службы стали банальные интриги.

Когда она вновь вернулась во МХАТ в 1978 году, то ей было уже 40 лет. Роли молодых героинь ей уже не доставались, да и конкуренция среди актрис значительно возросла. Поэтому о былых прекрасных ролях, которые ей достались после окончания Школы-студии, приходилось только мечтать.

По сравнению с былыми возможностями нынешние роли можно было сравнить с жалкими крохами. Но главной для неё была сама игра, которой она всецело отдавалась. И даже эпизодические появления в спектаклях были настоящим фурором. Она готовилась к ним так же серьёзно и ответственно, как артисты готовятся к главным ролям.

Кинокарьера

Однако по-настоящему известной на всю страну она стала именно благодаря кинематографу. Впрочем, это обычное явление, ведь даже самый знаменитый столичный храм искусства не может соперничать по своим возможностям с кинематографом, поскольку фильм за один раз имеют возможность просмотреть десятки миллионов человек.

Самые известные фильмы в ее биографии, благодаря которым она запомнилась зрителям были: «Песня о Кольцове», «Девять дней одного года», где она блистала с Алексеем Баталовым и Иннокентием Смоктуновским. Надо сказать, что она параллельно с театром снималась в кино весьма активно, начиная с окончания Школы-студии. Но так получилось, что по-настоящему знаменитой ей сделала картина «Девять дней одного года». Другие прошли незамеченными, хотя ее фильмография насчитывает ровно 40 фильмов.

В последние годы жизни в творческой биографии Лавровой были и съемки в сериалах. Они, естественно, не могли ей заменить прекрасные образы, которые она создавала ранее.

Как-то, подводя итоги своей жизни, исполнительница отметила, что ее отношения с кинематографом не сложились. Возможно это и так, но обязательно стоит просмотреть все эти фильмы, в которых она появлялась. Это по-своему трогательные добротные советские картины, телеспектакли.

Личная жизнь и последние годы

Актриса несколько раз была замужем, и все мужья были знаменитыми актерами. Первым мужем стал Евгений Урбанский, настоящий секс-символ СССР, в которого были влюблены большинство женщин и совсем юных девушек.

Фото: Татьяна Лаврова с мужем Евгением Урбанским

Да, это были не зарегистрированные отношения, но они длились 7 лет. Влюблённые жили в обычном общежитии и казались вполне счастливыми.

После нескольких лет личной жизни этот союз распался, однако они долгое время оставались друзьями. Затем актрису познакомили с Олегом Далем, который предложил ей выйти за него замуж. К сожалению, этот брак оказался недолговечным, продолжался он всего лишь полгода. Считается, что с Олегом Далем находиться было тяжело не только в виду специфичного характера, но и из-за злоупотребления спиртным. Татьяна Евгеньевна не смогла переломить ситуацию, и пара рассталась.

В 1965 году пришло печальное известие о том, что Евгений Урбанский погиб на съемках. Возможно, Татьяна продолжала его любить все последующие годы, и это известие восприняла крайне тяжело. К тому же, гибель его почти совпала с расставанием с Олегом Далем.

Третьим мужем актрисы стал футболист Владимир Михайлов, человек, далекий от мира искусства. Казалось бы, это должно было быть только положительным моментом, но муж ревновал Татьяну, он не хотел, чтобы она слишком много времени уделяла работе, задерживаясь после спектаклей. В итоге распался и этот брак. Но в браке родился сын Владимир.

Впоследствии он не стал актером, не пошёл и по стопам отца. Он выбрал свой путь, начав заниматься дизайном и созданием скульптур. У него двое дочерей, в которых Татьяна не чаяла души.

Причина смерти

Актриса умерла 16 мая 2007 года. Внезапно она почувствовала себя плохо, обратилась в больницу. Сначала врачи подозревали проблемы с сердцем, но подозрения не подтвердились. Однако выяснилось, что у артистки запущенная форма бронхита, пневмонии, также было подозрение на рак желудка. Общее состояние ее было истощенным, она умерла в возрасте 68 лет и была похоронена на Троекуровском кладбище города Москвы.

Фото: памятник Татьяне Лавровой

Избранная фильмография

  • 1959 — Песня о Кольцове
  • 1965 — Время, вперёд!
  • 1974 — Вылет задерживается
  • 1976 — Дневной поезд
  • 1979 — Вторая весна
  • 1982 — Голос
  • 1983 — Долгая дорога к себе
  • 1990 — Система «Ниппель»
  • 1998 — Чехов и Ко
  • 2003 — Другая жизнь

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • настоящаяженщинаиталантливаяартистка

  • Татьяна - очень красивая женщина, одна из красивейших актрис в СССР! Она очень хорошо сыграла роль Лёли в блистательном фильме "Девять дней одного года", хотя в нём себя оценивала: "... Я - плохая жена и я - плохой физик! ..." Очень приятное лицо, завораживающая талия! Жаль, что у такой красавицы не заладилась личная жизнь! Её слова их "Девять дней одного года":

    - И чего это бабы так рвутся замуж?
    - Что в этом хорошего?
    - Ровным счётом НИЧЕГО!

    Эти роковые слова сыграли с ней злую шутку! Очень жаль!

  • Я ее очень люблю, очень...