Татьяна Пельтцер — биография
Татьяна Пельтцер — народная актриса СССР, удостоившаяся Сталинской премии. Трудилась в театре Ленкома, Сатиры, им. Моссовета, в Ярославском драмтеатре.
Татьяна Пельтцер — талантливая актриса театра и кино, которая вопреки отсутствию профильного образования смогла стать известной и получить гордое звание народной артистки СССР. Играла простые и понятные зрителю роли, которых требовала советская эпоха.
Родилась Татьяна Пельтцер 6 июня 1904 года в Москве. По материнской линии предками были известные евреи. Дед — представитель духовенства, главный раввин в Киеве. Предки по отцу — чистокровные немцы. В семье чтили немецкую культуру и обычаи, вплоть до начала Великой Отечественной Войны разговаривали только на немецком языке.
Отец Татьяны был известным актером и режиссером, снявшим несколько фильмов. Также он часто играл в театрах. Папа для девочки всегда являлся объектом для подражания. Глядя на него, Таня твердо решила стать известной на всю страну актрисой. Отец научил дочку оптимистичному взгляду на жизнь, воспринимать мир многогранно, видеть разные стороны одного и того же события.
Беря пример с папы, Таня потихоньку осваивала премудрости актерского ремесла. Первые роли Татьяны Ивановны были сыграны именно в отцовских спектаклях. В девять лет Таня заработала свой первый гонорар, она получила его за игру в пьесе под названием «Дворянское гнездо».
Профессиональное образование актрисы театра Татьяна Пельтцер нигде не получала. Это мешало ее карьере, ведь без профильного диплома даже очень талантливую актрису практически нигде не воспринимали всерьез. Признание пришло к Татьяне Пельтцер довольно поздно, уже когда ей было за 50. Татьяне Ивановне пришлось сменить много театров из-за отсутствия профессионального признания в глазах начальства и коллектива.
Работа в театре
Профессиональный путь Татьяны Пельтцер начался в 1920 году, когда девушке только-только исполнилось 16 лет. Она поступила на службу в Передвижной театр Политуправления. Но здесь Татьяна долго не задержалась. Она меняла театры чуть ли не каждый год. В 1923 году Татьяну Пельтцер исключили из Театра Моссовета за профнепригодность. После этого ей пришлось подрабатывать машинисткой, чтобы зарабатывать себе на жизнь.
Живя в Москве и имея духовную близость к немецкой культуре, Татьяна Пельтцер знакомится с немецким коммунистом и подающим хорошие надежды философом Гансом Тейблером. Отношения закончились свадьбой в 1927 году, а спустя несколько лет Татьяна Пельтцер переезжает вместе с мужем в Берлин. Там Татьяна трудилась машинисткой при торговом представительстве СССР. Эрвин Пискатор, известный немецкий режиссер того времени, узнал о Татьяне и пригласил ее на игру в свою постановку «Инга».
Но благополучная жизнь российской эмигрантки оказалась не по нраву Татьяне. У нее не было проблем с языком, а с культурой Германии Татьяна знакома с детства благодаря своему отцу. Тоска по Родине и портящиеся на этой почве отношения с мужем привели к разводу. Девушка вновь возвращается в СССР. Татьяна меняет фамилию на Пельтцер, но с бывшим супругом Гансом дружеские отношения поддерживались на протяжении десятилетий после развода.
В 1931 году актриса восстановилась на работе в Театре им. Моссовета. Но в 1934 году Татьяна вновь возвращается к ремеслу машинистки на заводе АМО. Здесь главным инженером трудился ее брат Александр. Из театра Татьяну уволили с уже знакомой ей формулировкой «по причине профессиональной непригодности».
В 1936 году разочарованная предвзятым отношением московских театралов Татьяна Пельтцер решила переехать в Ярославль. Здесь актрису приняли на службу в старейший драматический театр России. Но больше двух лет в провинциальном городе Татьяна Пельтцер проработать не смогла. Актрису тянуло в родную Москву, куда она и вернулась как раз к открытию нового Театра миниатюр.
На сцене нового Театра миниатюр Татьяна Пельтцер отработала семь лет. Играть ей приходилось обычные пролетарские роли: банщиц, молочниц, продавщиц, гардеробщиц. Имея аристократическое происхождение и высокую самооценку, Татьяна немного посмеивалась над своими ролями. Но работа есть работа, тем более, что актерское ремесло Татьяна действительно любила всей душой. Карьерный рост шел крайне медленно, в основном из-за отсутствия профильного образования. Уже через несколько месяцев после начала выступлений в Театре миниатюр у Пельтцер появились первые поклонники ее актерской игры.
Расцвет карьеры Пельтцер связывают с работой в Московском академическом театре сатиры, в котором она начала работать с 1947 году. Работа в театре так сильно увлекла актрису, что он стал ее вторым домом. Игре на сцене актриса отдавалась очень самозабвенно, поэтому вполне закономерным результатом стал приход к Татьяне всесоюзной известности. Это произошло после игры роли Лукерьи в постановке «Свадьбе с приданным». Постановка была снята на пленку, начали показывать в кинотеатрах по всей стране.
Пик творческой карьеры актрисы выпал на 70-е годы. Особенно понравились зрителям роли Марселины в «Женитьбе Фигаро», Прасковьи в «Старой деве», тети Тони в постановке «Проснись и пой». Татьяна играла простые и понятные роли, которых требовала линия партии. Но актрисе очень сложно давалась подобная игра — она часто забывала слова и начинала импровизировать на сцене.
В 1972 году Татьяна Пельтцер стала народной актрисой СССР. В этом ей во многом помог Марк Захаров. Он поставил Пельтцер в главных ролях в Московском академическом театре в пяти спектаклях. После ухода Захарова в Ленком Пельтцер не смогла сработаться с новым руководством. Поэтому Татьяна Ивановна также переходит в Ленком, чтобы уже в преклонном возрасте начинать все сначала.
Фильмы
В кино Татьяна Пельтцер начала сниматься с эпизодической роли в комедии «Свадьба», фильм вышел в 1943 году. Первую большую роль Татьяна получила в драме «Простые люди», 1945 года. Но кинолента не прошла цензуру, поэтому долгие 11 лет пленка пылилась на полке. Все это время Пельтцер доставались лишь неприметные эпизодические роли.
Настоящую всесоюзную славу Пельтцер получила в 1955 году, когда она сыграла хорошие роли в кинокомедиях «Солдат Иван Бровкин», а также «Максим Перепелица». Татьяне Ивановне удалось блистательно сыграть роль простой сельской женщины. Благодаря этому ее назвали «матерью русского солдата».
Татьяна Ивановна редко играла главные роли в кинофильмах. Режиссеры видели в ней мам, бабушек, уборщиц, гардеробщиц, учительниц, медсестер. Но ее роли по запоминаемости у зрителей и популярности очень часто затмевали главных героинь.
Личная жизнь
Самым главным событием в личной жизни известной Татьяны Пельтцер стал брак с Гансом Тейблером, являвшимся немецким коммунистом и известным философом. Но отношения не были продолжительными, больше 4 лет вдали от СССР Татьяна прожить не смогла. Германия оказалась для нее чужой. Детей у них не было.
Вскоре Ганс женился еще раз. Татьяна оставалась ему лучшей подругой. Сын Ганса неоднократно останавливался в квартире Татьяны Пельтцер во время своих командировок в СССР.
Семьей и самым близким человеком для Татьяны Пельтцер был ее отец. Последние годы жизни он жил в квартире у Татьяны, так как молодая супруга просто выставила за дверь.
О личной жизни Пельтцер после известно очень мало, скорее всего, что она всецело посвятила себя работе. Детей у актрисы не было.
Последние годы жизни
Вплоть до 85 лет Татьяна Пельтцер была в хорошей форме и следила за собой. Каждое утро начиналось с бодрой зарядки, актриса всегда хорошо причесывалась и модно одевалась. Пила много кофе, не отказывала себе в сигаретке. Предпочитала Marlboro. К рекомендациям врачей Татьяна не прислушивалась. В столовых не питалась, готовила сама. Работать с Татьяной Пельтцер было очень сложно, так она давила своим темпераментом.
В последние годы жизни Пельтцер страдала шизофренией, болезнью Альцгеймера, попала в клинику с нервным срывом. Там же сломала шейку бедра, такая травма для возраста 88 лет — это катастрофа. Умерла Татьяна Пельтцер в 1992 году, последним желанием стала сигарета Marlboro. Ее актриса с наслаждением выкурила всю.
Избранная фильмография
- 1943 — Она защищает Родину
- 1954 — Большая семья
- 1956 — Медовый месяц
- 1962 — Яблоко раздора
- 1971 — Молодые
- 1974 — Одиножды один
- 1977 — И снова Анискин
- 1982 — Ослиная шкура
- 1985 — Как стать счастливым
- 1989 — Князь Удача Андреевич