Вадим Козин — биография
Вадим Козин – эстрадный певец, поэт, композитор. Написал более трех сотен композиций, его голос называли лирическим тенором.
В 50-е годы прошлого века в Америке вышла пластинка Вадима Козина под названием «Последний концерт». В аннотации к ней американцы написали, что певец имел славу, равной которой в довоенном СССР не было, что его пластинки могли бы иметь миллионные тиражи, что его голос мог свести с ума любого слушателя. Но Козина сослали в Магадан, где ему предстояло провести остаток жизни. А виной всему – неправильное происхождение. Однако ссылка не сломила его, он вернулся, чтобы вернуть себе былую популярность с новой силой.
Детство
Родился будущий популярный певец в Петербурге 21 марта 1903 года. Его отца звали Алексей Козин, он был купцом первой гильдии, образование получил в Париже, занимал должность служащего городского отделения банка Lion Gredit. Родственники по материнской линии – цыганская хоровая династия Ильинские-Санкины. Мама Вадима – Вера Ильинская имела отличные вокальные данные, часто баловала своих домашних пением. Кроме Вадима в семье подрастали еще четыре дочки.
Козины жили счастливо и зажиточно, отец катал детей на автомобиле, мама пела. Все изменила Октябрьская революция 1917 года, которая отобрала у них все. У них не осталось даже личных вещей, которые растащила прислуга. Отец нашел работу в артели, мама убирала в Монетном дворе. Такая несправедливость буквально подкосила отца, и он умер в 1924 году. Единственным мужчиной в семье остался Вадим, и именно ему пришлось искать работу, чтобы заработать денег на содержание семьи.
Его трудовая биография началась с должности тапера в кинотеатре при Народном доме, рядом с Петропавловской крепостью. Там он трудился днем, а ночью шел разгружать вагоны. Запел он абсолютно случайно. Однажды одна из артисток не приехала, и Вадима заставили спеть, чтобы хоть как-то заполнить эту паузу. Такого успеха не ожидал никто.
После этого Козин всерьез задумался о подборе собственного репертуара, он мог рассчитывать только на свой вкус и подсказки матери. В 1931-м Козина приняли в штат концертного бюро Дома политпросвещения в Ленинграде. В 1933 году Вадим перешел в Ленгорэстраду.
Музыка
Тайный поверенный Козина Игорь Сдобников как-то сказал, что его концерты собирали аншлаги каждый раз. В то время появились новые жанры на эстраде, но публика по-прежнему любила романс. Вадим выступал под псевдонимом Холодный, который взял в честь известной актрисы Веры Холодной. В 30-х годах это имя было запрещено, и Козин на выступлениях представлялся внуком Варвары Паниной, что не соответствовало действительности.
В 1929 году появилась композиция «Бирюзовые колечки», ставшая дебютной в творческой биографии Козина. В 1936 году певец поселился в Москве, ему аккомпанировал Давид Ашкенази.
В 1939-м Вадим Козин и известная поэтесса Елизавета Белогорская создали настоящий шедевр – романс «Осень». Эта композиция стала своеобразной визитной карточкой исполнителя, одной из самых любимых у зрителя. Хотя и другие его работы – «Прощай, мой табор», «Маша», «Дружба», пользовались невероятной популярностью.
В годы Великой Отечественной войны Козин выступал вместе с фронтовыми агитбригадами. Его зрителями стали даже участники Тегеранской конференции 1943 года. Вадиму посчастливилось видеть таких звезд как Морис Шевалье и Марлен Дитрих. Хотя некоторые биографы певца сомневаются в подлинности этой информации.
Вместе с Козиным выступали Клавдия Шульженко и Леонид Утесов, в репертуаре которых были современные песни. Вадим Алексеевич стоял на одной площадке с Антониной Неждановой и Иваном Козловским, которые исполняли оперные арии. Козин давал и сольные концерты, причем пел свои песни без звукоусиливающей аппаратуры.
Несмотря на то, что Козин был наполовину цыганом, он практически не пел в цыганском жанре.
В СССР людей его национальности не очень любили, но песни Вадима часто крутили на радио. Его репертуар состоял из русских народных и лирических композиций, причем их было несколько тысяч. Голос певца называли лирическим тембром, он так легко и непринужденно передавал страсть и тоску, нежность и молодецкую удаль.
Любимым произведением самого Козина был романс под названием «Нищая». Он говорил, что это произведение как будто возвращало его в революционный Петроград, когда их семья испытывала крайнюю нужду. Во время исполнения этого романса перед глазами певца возникала бывшая дворянка, торгующая спичками возле Казанского собора. Однажды Козин просто предложил ей помощь, однако гордость женщины не позволила ей взять у него деньги.
Козин стал автором более трех сотен композиций. Во время создания очередной песни он пристально следил за тем, как сочетаются между собой стихи, музыка и исполнение. Он писал музыку на любые слова, главное, чтобы они шли от души. И неважно, написал ли их всеми признанный классик или начинающий поэт, сделавший первую публикацию в газете.
Вадим писал, что каждая песня рождалась по-своему. Бывало так, что стоило ему один раз увидеть какой-то образ, и музыка рождалась мгновенно. А бывали случаи, когда он пытался много раз, прилагал массу усилий, но все варианты отметались, и стихи откладывались в сторону.
В одном из интервью певец сказал, что отдавал предпочтение содержательным сочинениям, тщательно отбирал их, чтобы позже положить их на музыку. Козин запоминал отобранные тексты, садился за пианино подбирать к ним мелодию. Если все получалось, то песня записывалась на магнитофон.
Вадим Алексеевич не очень жаловал модных исполнителей 80-90-х. Он всегда говорил, что у них отсутствует голос, и если им представится возможность спеть в Колонном зале, то ничего у них не получится без микрофона. Просто под рояль ни один из певцов выступить не рискнет. Козин придерживался мнения, что его поколение певцов было артистичнее, чем нынешнее, и если не хватало вокальных данных, то артистизм их никогда не подводил. Кумиром Козина был Александр Вертинский, руки которого, по мнению Козина, были «поющими».
Личная жизнь
Музыкант имел две судимости. В 1945 году его отправили на Колыму. После окончания срока он остался в Магадане навсегда. Ходили слухи, что Козина посадили за мужеложство, но это было неправдой.
По словам концертного директора Павла Шахнаровича, Вадим сидел по 58-й статье. Музыкант очень любил антисоветские анекдоты, но он их совершенно не запоминал, и чтобы не забыть, старался записать в специальную тетрадку.
Однажды Козин жил в номере гостиницы «Москва», и эта тетрадка попала в руки горничной. «Бдительная» женщина сообщила, кому следует, и наказание не заставило себя долго ждать.
Предполагают, что Козин попал за решетку из-за того, что никогда не прославлял Сталина в своих песнях. А может из-за того, что музыкант конфликтовал с Берией, пообещавшим эвакуировать родных Козина из Ленинграда, но так и не выполнившим свое обещание. Во время допросов в НКВД, Вадима обвиняли в связи с немецким пропагандистом Геббельсом. Козину грозила расправа, поэтому он предпочел подписать все, что подсунули ему старательные следователи.
Свою личную жизнь певец так и не устроил. В Магадане у него была крошечная однокомнатная квартира, хотя когда-то его считали достаточно богатым человеком в Союзе. Козин никогда не женился, детей у него тоже не было. Он состарился в компании кошки Чуни и кота Бульдозера.
Однажды он все-таки предложил руку и сердце женщине, которая смогла растопить лед в его сердце. Это случилось в 1983 году, когда Козину было 80 лет. Его избранницу звали Дина Климова. Женщина работала учителем, была страстной поклонницей творчества Вадима. Она стала его помощницей по хозяйству, а после того, как Вадим умер, заняла должность директора в его доме-музее.
Смерть
Сердце Вадима Козина остановилось 19 декабря 1994 года. Местом его упокоения стало Марчеканское кладбище Магадана.