Валентина Телегина — биография
Валентина Телегина – актриса театра и кино, прославившаяся ролями в фильмах «Дом, в котором я живу», «Дело было в Пенькове».
Детство и юность
Валентина Телегина родилась в Новочеркасске 23 февраля 1915 года. Она происходила из казачьего рода и обладала особенным характером, которым ее наделила бунтарская кровь предков. Упрямая, правдивая и очень активная девочка не только хорошо училась в местной школе, но и успевала заниматься художественной самодеятельностью.
Руководитель драмкружка сразу заметила сценический талант, которым обладала Валя, выгодно отличавшаяся от своих подруг. Она порекомендовала девушке продолжать образование в театральном ВУЗе. Валя отправилась в северную столицу. Одаренная девушка настолько понравилась приемной комиссии, что ее сразу же зачислили на второй курс Ленинградского института сценических искусств. Так Телегина оказалась в творческой мастерской Леонида Вивьена.
Валентина была очень азартным человеком, ей невероятно нравилась ее новая жизнь. Большой и красивый город, новые друзья, учеба – все это было чрезвычайно увлекательно.
После занятий в ВУЗе она бегом бежала на курсы Сергея Герасимова, молодого режиссера, организовавшего собственную актерскую мастерскую. Она старательно постигала все тонкости своей будущей профессии. Дипломной работой Валентины стали роли в постановках «Последние» и «Далекое».
Театр
После окончания ВУЗа Телегина стала служить в Ленинградском театре-студии, здесь актриса работала с 1937 по 1940 год. Затем Валентина перешла в театр Балтфлота, руководителем которого был Александр Пергамент. Он стал для молодой актрисы настоящим наставником, многому научил ее. К этому человеку Валентина испытывала глубокое уважение, которое она сохранила до конца своих дней. Когда Валентина переехала в Москву, она стала служить в Театре-студии киноактера, выходила на его подмостки до самой кончины.
Первые работы в кино
В 1934 году Герасимов пригласил свою студентку на роль в фильм «Люблю ли тебя». Это был всего лишь эпизод, но молодая актриса радовалась очень своей удаче – ведь в те годы снималось очень мало фильмов. Через три года ее пригласили сниматься в эпизоде кинокартины «Тайга золотая». Затем Валентина Телегина снимается в двух фильмах Сергея Герасимова – в «Комсомольске» (1938) и «Учителе» (1939). В 1939 году ей досталось еще две роли в фильмах «Член правительства» и «Хирургия».
Внимательные режиссеры сразу разглядели, в каком амплуа эта актриса будет выглядеть наиболее естественно и органично. Это хорошая, добрая русская женщина, которых так много встречается нам в обычной жизни. Такая женщина никогда не требует к себе особого отношения, но ее все уважают за открытую душу, искренность, прямоту. Валентина Телегина и сама была такой же женщиной, на экране ей даже не нужно было долго вживаться в роль. Внешность актрисы тоже была самой обыкновенной, поэтому она так органично выглядела в образе «женщины из народа».
У этой актрисы никогда не было сложных ролей, где надо изображать благородных дам с тонкой душевной организацией. Зато в ее фильмографии очень много эпизодических работ – Валентину часто приглашали сыграть обыкновенную женщину с обычной профессией. Она играла крестьянок, водителей, проводниц, санитарок. И ее небольшие работы являлись настоящим украшением фильмов, невероятно оживляли их. Валентину Телегину часто называли «королевой эпизодов», так ярко и талантливо она умела работать.
Валентина Телегина в годы войны
Когда началась война, актриса находилась в отпуске, а ее коллеги в это время были на гастролях в Таллине. Она немедленно отправилась в Эстонию, вместе с труппой оказалась на острове Эзель, где наши воины сражались с фашистами. Совсем скоро солдаты и актеры Балтфлота оказались в тылу врага. Артисты давали концерты, в свободное время выполняли работу санитаров, подвозили продукты, готовили солдатам еду. Вскоре было принято решение об эвакуации актерской труппы, однако Валентина осталась на острове. Она отдала свое место раненому офицеру, и уехала на Большую землю в числе последних эвакуированных.
Обратный путь был долог и опасен — на подбитом катере, затем на самолете через линию фронта Телегина добралась до Тихвина. Из этого города ей можно было эвакуироваться в безопасное место, но Валентина вернулась в окруженный фашистами Ленинград. Впоследствии она вместе с коллегами была эвакуирована в Алма-Ату. Через некоторое время отважная женщина, стремящаяся приносить пользу Родине, уезжает на фронт в составе актерской бригады.
Фильмы
В 1942 году в Казахстане актрисе предложили сняться в двух фильмах — «Непобедимые» и «Секретарь райкома». Это были роли второго плана. После войны Телегина решила поселиться в Москве. Там она становится штатной актрисой киностудии имени Горького. Валентина Петровна снимается во многих фильмах. Это картины «Весна» (1947), «Поезд идет на восток» (1947), «Кубанские казаки» (1948), «В степи» (1950) и многие другие.
Телегина была очень востребованной актрисой – за один год она снималась в нескольких картинах. В ее фильмографии 92 работы. Самыми известными и яркими ролями считаются ее работы в фильме «Дело было в Пенькове» и в киноленте «Дом, в котором я живу». В последнем фильме она выступает в образе матери троих детей, Клавдии Давыдовой. Этот фильм – настоящая семейная сага, судьбы ее героев тесно переплетаются с событиями, происходящими в стране. Война – тяжелое испытание для каждого советского человека, но герои с честью выдержали его.
Собирательный образ матери великого народа, отправляющих своих детей на битву с врагом, у Валентины получился очень искренним и достоверным. Его высоко оценили не только зрители, но и кинокритики. В фильме «Дело было в Пенькове» актриса сыграла самогонщицу Алевтину Власьевну. Это настоящий злой гений деревни Пеньково. В погоне за прибылью Алевтина потихоньку спаивает колхозную молодежь, которой после работы совершенно нечем заняться. Своим злейшим врагом Алевтина считает Тоню Глечикову, приехавшую в колхоз после окончания ВУЗа, и всячески вредит девушке.
Алевтина подговаривает Ларису Морозову отравить Глечикову. Муж Ларисы, Матвей, фантазер и выдумщик, устраивает самогонщице самосуд – закрывает ее в подполье. Роль Алевтины удалась актрисе, хотя она всегда утверждала, что ей не нравится играть отрицательных героинь. Актриса не только играла в театре и кино, но и озвучивала актрис в фильмах «Тихая Одесса», «Илзе». Ее голос маленькие зрители слышат и в мультфильмах «»Последняя невеста Змея Горыныча», «Серая шейка», «Оранжевое горлышко».
Личная жизнь
Актриса не любила распространяться о своей личной жизни. О судьбе своего младшего брата она вообще предпочитала молчать. В годы войны его угнали работать в Германию. На самом деле он учился в немецкой разведшколе, после окончания обучения работал в ФРГ под вымышленной фамилией. В 1957 году брат вернулся на родину, и это был уже совершенно другой человек, он постоянно критиковал жизнь в СССР. Актриса была не в силах переубедить его, и очень огорчалась по этому поводу.
У Валентины Петровны всегда было много поклонников. Несмотря на простоватую внешность, эта женщина очень привлекала мужчин своим невероятным обаянием. Замуж актриса не выходила, но родила дочь Надю. Кто был отцом девочки – Надежде неизвестно. В одиночку растить ребенка было тяжело, у ее мамы был очень плотный рабочий график. Часто Надежда оставалась одна, а пользоваться своей свободой девушка еще не умела. Она попала в плохую компанию, стала злоупотреблять алкогольными напитками.
Отношения между актрисой и ее дочерью оставляли желать лучшего. И только перед самой кончиной Валентины Петровны они примирились, Надежда ухаживала за мамой до ее последних дней.
Причина смерти
Актриса умерла 4 октября 1979 года, ей было 64 года. Причиной ее смерти стал бронхиальная астма и диабет. Несмотря на болезнь, на съемочной площадке, сцене она всегда чувствовала себя хорошо, и работала до последних дней.
Актриса похоронена на Митинском кладбище. Коллеги и знакомые очень тепло отзывались о Валентине Петровне, ее невероятный оптимизм и прямота помогала жить всем, кто был рядом с ней.
Избранная фильмография
- 1934 — Люблю ли тебя?
- 1938 — Комсомольск
- 1939 — Член правительства
- 1942 — Секретарь райкома
- 1949 — Кубанские казаки
- 1953 — Степные зори
- 1955 — Матрос Чижик
- 1957 — Дело было в Пенькове
- 1957 — Дом, в котором я живу
- 1958 — Стучись в любую дверь
- 1959 — Ссора в Лукашах
- 1960 — Прощайте, голуби
- 1964 — Вызываем огонь на себя
- 1965 — Знойный июль
- 1967 — Три тополя на Плющихе
- 1968 — Угрюм-река
- 1971 — Телеграмма
- 1975 — Шаг навстречу
- 1977 — Поединок в тайге
- 1978 — Живите в радости
- 1979 — Завтрак на траве