Ирина Мурзаева — биография
Ирина Мурзаева — советская актриса театра и кино, чье талантливое исполнение принесло ей заслуженное признание в мире искусства. Её выдающиеся роли в таких фильмах, как «Бабушка» и «Соседка», а также участие в популярном тележурнале «Ералаш», сделали её любимицей многих зрителей.
Детство
Хроника жизни известной актрисы начинается с 1906 года. Весной, 15 мая, в небольшом городе Красноуфимске появилась на свет девочка. Её родители были учителями: отец занимался преподаванием изобразительного искусства, а мать вела уроки в начальной школе. Семейство Мурзаевых неоднократно меняло место жительства, прежде чем обосноваться в столице.
В Москве мать возглавила детский дом на улице Шаболовке, и всё семейство включилось в педагогическую деятельность: отец, тетка и бабушка также стали преподавателями. Они проживали на первом этаже здания, а на втором находились комнаты для воспитанников. Основной инициативой отца, которого всегда влекло творчество, стало создание театра теней, что стало первым знакомством маленькой Иры с миром драматургии.
В дальнейшем Ирину определили учиться в женскую гимназию, где она присоединилась к драматическому кружку под руководством актера Вахтанговского театра Николая Плотникова. Здесь она начала осваивать азы актерского ремесла, хотя и не смогла наладить контакт с будущим знаменитым режиссером.
Ира проявила свою принципиальность и не терпимость к любому пренебрежению,
когда в одном из уроков режиссер допустил нетактичный жест в её адрес. Отвергнутая мастером, она не потеряла уверенности в своём таланте и решила доказать его, окончив Московский государственный техникум имени Луначарского. Одновременно Ирина обучалась в Литературном институте имени Брюсова.
Через год после начала учёбы Ирина сосредоточилась на актерской карьере и оставила занятия во втором учебном заведении. По завершении техникума её направили в Свердловский театр юного зрителя, а после нескольких лет она вернулась в Москву. В это время Рубен Симонов организовал набор в свою театр-студию. Мурзаевой удалось пройти отбор, а впоследствии она даже заняла позицию ассистента режиссёра, благодаря наличию соответствующего опыта. Позднее актриса также приняла на себя обязанности преподавателя в театр-студии Симонова.
Карьера в кино
В 1937 году Ирина Мурзаева начала свою карьеру в качестве актрисы, а позднее стала и режиссером в театре Ленинского Комсомола, где она трудилась до 1956 года. В этом театре исполнительница полностью раскрыла свой комедийный талант, исполнив множество ролей из классического репертуара. Из-за конфликтов с новым руководством театра Мурзаевой пришлось уйти из коллектива. Подобно своей молодости, она с честью покинула место, где её ценили недостаточно. В дальнейшем она продолжила свою деятельность, руководя драматическими кружками.
Кинодебют Ирины состоялся в 1941 году в фильме «Сердца четырех». Однако из-за военных обстоятельств картина вышла на экраны только после окончания Второй мировой войны в 1945 году. В этом фильме Мурзаева исполнила роль Тамары Спиридоновны, специалистки по маникюру, благодаря которой она стала известна на всю страну.
Эта роль внесла её в число тех исполнителей, которых прозвали «королями эпизодов». Актрисе редко предоставляли главные роли, но она безупречно владела искусством комического амплуа в ролях второго плана. Серия ролей забавных женщин, которых она воплотила на экране, принесла ей славу.
Мурзаева, не считая себя привлекательной, создала собственный образ, который использовала как творческое преимущество. Её фотографии редки, а образ в купальнике воспринимался зрителями с юмором, что даже советские цензоры не считали его вызывающим.
Фильмы «Свадьба» и «Близнецы» дали ей возможность работать с такими звездами, как Фаина Раневская, Татьяна Пельтцер, Михаил Пуговкин, Эраст Гарин. После этого последовал период, когда актриса снималась в маленьких ролях в таких картинах, как «Анна на шее», «12 стульев», «Сказка о потерянном времени».
Мурзаева славилась умением привносить в образы несколько уникальных черт, делая персонажей запоминающимися. В фильме «Железный поток» её персонаж, баба Горпина, уносит из горящей деревни самоварную трубу, которую не выпускает до конца фильма, символизируя надежду и стремление к новой жизни. В «Простой истории» она сыграла мать деревенской девушки, роль которой исполнила Нонна Мордюкова.
В комедии «Женатый холостяк» актриса предстала в роли бабушки Анны Христофоровны, сватьи молодого шофера. Её участие в фильме добавило повествованию искренности и юмора, подтверждая, что комическое амплуа «старушки» может быть исключительно глубоким и многослойным.
На закате своей карьеры Ирина Мурзаева активно занималась ведением детских кружков и часто участвовала в съемках детской программы «Ералаш». Её натуральность и профессионализм всегда находили отклик у зрителей, делая каждое её появление на экране особенным моментом.
Личная жизнь
Ранний брак Мурзаевой оказался непродолжительным и оставил глубокий след в её сознании, обострив чувство независимости и самодостаточности. Второй брак с актером Николаем Толкачевым, казалось, должен был принести счастье, но и он закончился разводом, после чего все трудности воспитания сына Бориса легли на её хрупкие плечи.
Такая разница между публичной и личной жизнью порой становилась причиной недопонимания со стороны коллег и знакомых, которые не могли поверить, что за яркими образами на сцене скрывается такая скромная и серьезная женщина. Это создавало вокруг неё ауру тайны и недосягаемости.
Её увлечения были скромны и домашни, а необходимость заниматься бытовыми делами вызывала у Мурзаевой чувство дискомфорта. В глазах многих она казалась не приспособленной к повседневным задачам, что только усиливало образ «актрисы из другого мира», живущей в мире своих героинь и книжных страниц.
Мурзаева не стремилась к новым романтическим связям, полностью посвятив себя сыну и своему искусству.
Причина смерти
Ирина Мурзаева завершила свою жизнь 3 января 1988 года, ушедшая скромно и почти незаметно для широкой публики и кинематографического сообщества, которое привыкло отдавать дань уважения своим выдающимся деятелям. Обстоятельства её смерти остаются неизвестными для средств массовой информации, и это добавляет таинственности в её биографию. Прощание с артисткой проходило в узком кругу самых близких людей: сына, внука, друзей, которым она была предана на протяжении всей жизни.
Место её последнего упокоения — Донское кладбище, где она захоронена в колумбарии номер 14, 65 секции. Сегодня каждый, кто желает почтить память этой знаменитой актрисы, может посетить её могилу, чтобы вспомнить её вклад в искусство и отдать должное её таланту.