Василий Тропинин – великий русский художник-портретист, выходец из крепостных крестьян. Автор знаменитых «Кружевницы», «Мальчика с жалейкой» и портретов известных людей разных эпох.
Творческий путь Василия Тропинина, словно подчиняясь законам эпохи романтизма, сложился в невероятную историю таланта, пробившегося сквозь сложные жизненные обстоятельства. Благодаря трудолюбию и уникальному природному дару сын крепостных крестьян смог занять достойное место среди живописцев 18-го века и стать величайшим портретистом для многих поколений ценителей искусства.
Будущий живописец родился 30 марта 1776 года в селе Карпово под Новгородом. Его родители были крепостными крестьянами помещика Антона Миниха, чья дочь вступила в брак с генерал-лейтенантом Ираклием Морковым. В результате этого замужества село и все крестьяне, включая Тропининых, отошли новоиспеченному зятю.
Отец маленького Васи владел грамотой и отлично справлялся с хозяйственными делами, отчего барин относился к нему весьма благосклонно. Поначалу Андрея Ивановича назначили старостой, а со временем и управляющим. За верную службу хозяин даровал Тропинину-старшему вольную грамоту, но остальные члены семьи так и остались крепостными.
Рисовать Василий начал уже в юном возрасте: он любил изображать портреты окружавших его людей, передавать их характеры. В барском доме занятие мальчика считалось развлечением, заниматься живописью ему не воспрещалось. Однако ни взрослые, ни дети не считали это увлечение дворового паренька чем-то серьезным.
В восьмилетнем возрасте Тропинина отправили в Новгород, поступать в народное училище. Получив начальное образование, юноша вернулся в родное село, которое к тому времени уже отошло графу Моркову.
Через некоторое время новый хозяин отправил Василия в Петербург, осваивать кондитерскую профессию. Во время обучения юноши в столице за ним приглядывал двоюродный брат Ираклия – Алексей Иванович. Случайным образом он узнал, что крепостной мальчишка втайне бегает на лекции в Императорскую Академию художеств.
Посмотрев рисунки Тропинина, Алексей Иванович был поражен его самобытным талантом. Он связался с братом и уговорил его разрешить парню поступить в Академию. Кузен пообещал графу, что все расходы возьмет на себя. Тогда еще устав учреждения не позволял крепостным обучаться официально, поэтому Василия за соответствующую оплату приняли вольнослушателем.
Наставниками молодого художника стали портретист Степан Щукин, живописцы Иоганн Лампи-младший, Григорий Угрюмов и Габриэль Дуайен. Педагоги уже тогда утверждали, что юноша имеет все шансы стать прославленным мастером.
Профессиональная творческая биография Тропинина началась в 1804 году, когда его работу «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» впервые показали на выставке. Картина молодого человека была представлена вместе с полотнами уже известных художников Ивана Акимова, Ореста Кипренского, Владимира Боровиковского. На экспозиции побывала сама императрица Мария Федоровна. Критики дали самые положительные оценки творчеству юного живописца, назвав его «российским Батистом Грезом».
У молодого дарования появились радетели, которые добивались для него вольной грамоты. Однако граф Морков отпускать талантливого слугу не пожелал, вызвав его из Петербурга во вновь приобретенное имение Кукавка в Украине. На этом обучение Василия в Академии художеств закончилось.
На новом месте Тропинин занялся привычной с детства работой: прислуживал лакеем, выполнял различные поручения господ. Помимо этого, начинающий живописец рисовал портреты членов барской семьи, став со временем усадебным художником и гордостью хозяев.
И все же Василию неустанно напоминали о том, что он является крепостным и ни о какой карьере живописца ему мечтать не приходилось. Он продолжал прислуживать в доме, выпекал для графской семьи пирожные и по заказу господ выполнял копии картин европейских мастеров, таких, как Рембрандт. Вскоре Тропинину доверили роспись местной церкви, проектировщиком которой выступил он сам.
В свободное от хлопот время крепостной делал зарисовки на сельскую тематику, писал портреты простых украинских тружеников. К этому периоду относятся полотна «Пряха», «Украинская девушка с Подолья», «Мальчик с жалейкой». По ранним работам портретиста можно сделать вывод, что он плохо знал анатомию, имел скудный опыт рисования с натуры и плохо владел перспективой. С недостатком академического образования Тропинин боролся всю жизнь.
Летом 1812 года генерал-лейтенант Ираклий Морков был назначен руководителем народного ополчения, в связи с чем отбыл в Москву. Когда удалось освободить город от наполеоновских солдат, граф вызвал к себе Василия. «Москва, спаленная пожаром» активно отстраивалась, в новые дома состоятельных граждан требовались новые картины. Здесь у молодого живописца работы было столько, что едва удавалось поспать.
На полотнах автора в того периода были изображены счастливые семьи дворян, дождавшиеся своих отцов, братьев, мужей с войны. Подобно растущей белокаменной, росла и слава Василия Тропинина. Официальных выставок крепостному мастеру не устраивали, его имя узнавали, побывав в гостях друг у друга.
Вскоре издание «Отечественные записки» опубликовало заметку о «крепостном человеке графа Моркова», обладающем невероятным талантом живописца. В статье художника сравнили с Тицианом и наградили массой лестных эпитетов.
Вплоть до начала 1820-х Тропинин оставался в статусе крепостного. К тому времени у портретиста образовался широкий круг защитников, в том числе и в высших кругах общества. Люди требовали от Ираклия дать одаренному мастеру вольную, некоторые даже обещали простить карточные долги. Наконец, генерал-лейтенант сдался: весной 1823-го он подписал для Василия вольную грамоту. Тем не менее, близкие живописца остались в крепостных Моркова.
Осенью того же года Василий обратился в Академию с просьбой дать ему официальное звание художника. Тем временем культурная Москва восторженно обсуждала его новые работы «Нищий старик», «Кружевница» и «Портрет художника Скотникова». Решение совета пришло быстро – Тропинин стал «назначенным академиком» и был принят в стены альма-матер. Позже «Нищий старик» и «Кружевница» были приобретены журналистом и писателем Павлом Свиньиным.
Для получения звания академика портретисту предстояло пройти испытание в Академии художеств. В 1824-м он получил вызов в Петербург, где его ждал экзамен: нужно было нарисовать портрет, который впечатлил бы членов комиссии. Героем своей картины автор выбрал Карла Леберехта, служившего тогда на Санкт-Петербургском монетном дворе. Эта работа принесла бывшему крепостному звание академика искусств.
Друзья советовали Тропинину заняться преподавательской деятельностью, но мастер еще не успел насладиться свободным положением. Опасаясь, что в учебном заведении на него будут оказывать давление и заставлять подчиняться, Василий Андреевич мягко, но уверенно отказывал. Только в начале 1830-х живописец начал давать уроки, но на бесплатной основе. Мэтру хотелось передать свое мастерство и дать дорогу следующему поколению творцов.
Недостатка в заказах Тропинин никогда не испытывал. В его галерее работ более трех тысяч портретов, начиная от простых крестьян и заканчивая царственными особами. Героями его полотен становились император Николай I, придворный вельможа С. М. Голицын, государственный деятель М. М. Сперанский, полководцы П. И. Багратион и А. И. Горчаков, художники К. Брюллов и Н. Майков, писатели А. С. Пушкин и Н. М. Карамзин, и другие люди самых разных прослоек общества. К состоятельным людям Тропинин выезжал сам, а простые граждане и приятели приходили позировать к нему домой, в мастерскую на улице Ленивка. Там художник жил и творил основную часть своей жизни.
Знакомство живописца с Карлом Брюлловым состоялось в 1836-м. на тот момент Карл вернулся из Европы и успел завоевать славу талантливого монументалиста. Новому другу Василий преподнес подарок – его портрет, излучающий спокойствие и доброжелательность.
Главным отличием Тропинина от романтических портретистов того времени было то, что он всегда делал акцент на личных качествах персонажей. Каждого своего героя автор по-настоящему любил, что делало его картины как бы светящимися внутренней привлекательностью. Еще одна особенность творчества мастера – он никогда не подчеркивал социальную принадлежность людей.
Женился Василий Андреевич, еще будучи крепостным крестьянином. Его избранницей стала вольная поселенка Анна Катина, которую тут же сделали крепостной. Возмущаться по этому поводу никому в голову не пришло: по законам того времени молодожены должны были находиться в одинаковом статусе. Вариант с освобождением Тропинина тогда Морковым не рассматривался, поэтому произвели закрепощение невесты.
Супруга подарила портретисту наследника Арсения, который в будущем продолжил дело отца. Тропинин создал несколько трогательных изображений жены и сына, по которым можно судить о сложившейся личной жизни автора. Особенно ценным считается портрет Арсения, признанный лучшим детским изображений в русском искусстве.
На позднем этапе творческого пути Тропинин испытал серьезную конкуренцию со стороны молодых дарований, работавших в новых направлениях живописи. Однако своему принципу рисовать героев счастливыми создатель не изменил. В середине 19 века художник все чаще изображал пожилых дам, моделью для которых выступала супруга Анна. В этих образах отражались мысли автора о быстротечности бытия и неминуемой старости.
И все же, поддавшись соперничеству, пожилой мэтр решил пойти на эксперимент. «Портрет супругов Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер» был выполнен им в модном духе: состоятельные господа в роскошных туалетах предстали в окружении блистательного антуража собственного особняка. Скульптуры ангелочков, вазы с цветами, богатые драпировки указывали не столько на обеспеченность заказчиков, сколько на мастерство автора, так реалистично передавшего убранство дома.
После смерти жены в 1855 году живописец перебрался в Замоскворечье, где приобрел небольшой дом в Наливковском переулке. Здесь выдающийся мастер скончался 3 мая 1857 года, оставив после себя огромное наследие из тысяч шедевров. Знаменитого портретиста похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Работы Василия Андреевича воплощают эстетические идеалы своей эпохи. Последние полотна автора наполнены верностью натуре и критическим реализмом. На закате лет мастер все больше смотрел на мир аналитическим взглядом, вследствие чего стал основоположником нового направления в русской живописи – критический реализм.
Этот стиль позже взяли на вооружение и развили выходцы из Московского училища живописи Николай Неврев и Василий Перов. Можно с уверенностью утверждать, что Тропинин построил фундамент для творчества будущих поколений прославленных русских художников.
Ценители искусства бережно хранят память о крупнейшем портретисте. На стене дома по улице Ленивка, где три десятка лет жил и трудился гений, установили памятную доску. В 1969 году в Замоскворечье открыли музей В. А. Тропинина и его сподвижников. Десятки выдающихся работ творца являются гордостью Русского музея в Санкт-Петербурге и Третьяковской галереи в Москве.
Комментарии
Отличный художник
Ммм