Вацлав Нижинский — биография
Нижинский Вацлав Фомич – русский хореограф и танцовщик с корнями из Польши. Основоположник нового танцевального направления. Ведущий участник балета Дягилева.
Детство и юность
О Вацлаве Нижинском в мире искусства заговорили после его первого выхода на сцену театра в Петербурге. А еще через несколько лет о нем знала публика в Европе. Только одно упоминание имени этого танцора приводило в восторг многочисленных зрителей в зале. Его появления на сцене неизменно вызывало шквал аплодисментов и овации.
Известный в России и за ее пределами танцовщик балета родился в Киеве, который на тот момент принадлежал к Российской империи, 12 марта 1889 года. Мальчик стал вторым сыном в семье Элеоноры Береды и Томаша Нижинского. Оба родителя были польскими эмигрантами и работали балетными танцовщиками. К слову сказать, и мать, и отец как правило исполняли ведущие партии. Элеонора была напять лет старше своего супруга и на момент рождения второго наследника, женщине уже исполнилось тридцать три года.
Крестины маленького Вацлава прошли по всем канонам католической церкви в Варшаве. Спустя два года в семье появился еще один ребенок. Ею стала младшая сестра будущего хореографа – Бронислава. В период с 1882 года по 1894-й чета Нижинских гастролировала по разным странам в составе балетной труппы под руководством Йозефа Сетова. С раннего детства всех детей отец приобщал к искусству и в частности к танцам. Творческая биография Вацлава началась, когда ему исполнилось всего пять лет. Именно тогда состоялся первый выход молодого танцора на большую сцену. Он танцевал гопак на сцене оперы и балета в Одессе и его номер был своего рода антрепризой перед основной постановкой.
В 1894 году умирает Йозеф Сетов и его труппа без идейного вдохновителя и руководителя распадается. В первое время после смерти маэстро Томаш Нижинский делает попытки собрать свой собственный коллектив. Однако в скором времени осознает, что эта затея обречена на провал. Для семьи известных балетных танцоров начинается сложный период скитаний, постоянного поиска работы и с случайных подработок. Маленький Вацлав помогал семье в меру своих сил и возможностей. Часто он появлялся на сцене с небольшими номерами, которые веселили публику. Документально подтверждено, что однажды маленький танцор выступал в Нижнем Новгороде на Рождественском концерте.
В 1897 году Нижинские всей семьей находились на очередных гастролях, которые проходили в Финляндии. Здесь отец познакомился с солисткой из молодого состава по фамилии Румянцева в которую влюбился. Томаш оставил семью, оформил официальный развод и уехал с молодой возлюбленной. Элеонора, взяв троих детей вернулась в Петербург. В этом городе жил и работал ее друг Станислав Гиллерт еще один исполнитель балетных партий из Польши. Мужчина преподавал в балетном училище Петербурга и обещал женщине помочь с работой.
Старший брат известного во всем мире исполнителя балетных партий Станислав, в детские годы случайной выпал из окна и получив травму головы, живя в «своем собственном мире». Вацлав же имея природные данные и, благодаря родителям, хорошую подготовку с легкостью сдал вступительные экзамены. В 1898 году Вацлав Фомич был зачислен в балетное училище Петербурга. Спустя еще год в том же учебном заведении начала свое обучение его младшая сестра Броня. Будучи студентом Вацлав не интересовался ничем кроме танцев. Он проявлял силу и выносливость во время длительных репетиций и с легкостью повторял новые движения, показанные педагогами. Его визитной карточкой стали прыжки. При чем прыгал он с такой легкостью, зависая в верхней точке, что у публики складывалось впечатление о левитации и парении над полом.
В студенческие годы, окружающие стали замечать странности в характере молодого человека. После одного из таких случаев его даже отправили на осмотр в специализированное учреждение для душевнобольных. Некоторые исследователи биографии известного хореографа утверждали, что здесь о себе дала знать генетическая наследственность. В тоже время неоспоримый и яркий талант, которым обладал Вацлав заставили обратить на себя пристальное внимание педагогов. Среди них был выдающийся, но немного старомодный танцовщик Н.Г. Легата.
1905 год – один из педагогов-новаторов, работающих в училище принимается за постановку балета к выпускному экзамену. Этим педагогом стал Михаил Фокин, для которого работа такого уровня была первой как в качестве балетмейстера, так и в качестве постановщика. Молодой человек остановил свой выбор на «Ацис и Галатея».
На роль Фавна Фокин пригласил Нижинского. Несмотря на тот факт, что парень еще был даже не выпускником. Показательное выступление состоялось на сцене Мариинского театра 10 апреля 1905 года. Буквально на следующий день после показа в прессе появились рецензии в которых отмечались необыкновенная одаренность юного танцора: «Нижинский в роли Фавна всех удивил. Юному таланту всего пятнадцать лет и ему предстоит еще два года обучения. В тоже время очень приятно видеть его исключительные данные. Левитация и легкость в купе с красивыми движениями и плавностью – это поразительно. Желаем молодому артисту совершенствоваться и расти в профессиональном смысле».
1907 год – Нижинский с успехом окончил балетное училище. После чего был принят на работу в Мариинский театр. Стоит отметить, что к этому времени молодой человек уже год как выступал в основном составе театральной труппы. Имея выдающийся талант и природные данные Вацлав в скором времени стал получать главные партии в постановках. В свое время он танцевал в дуэте с М. Ф. Кшесинской, А.П. Павловой, О.И. Преображенской, Т. П. Карсавиной. В этом же году Вацлав Фомич исполнил главную роль в балетах «Египетские ночи», «Павильон Армиды», «Шопениана» которые были созданы М.М. Фоминым. Есть в творческой биографии известного в мире балета танцовщика и другие постановки, принадлежащие академической школе.
Здесь важно понимать, что до прихода в «Русский балет» Нижинского он был так сказать «женским». Мужчине отводилась роль в поддержках и второстепенных персонажей. Эту многолетнею традицию поддерживал Мариус Петипа, который на тот момент занимал должность главного балетмейстера театра. После его ухода это место занял Михаил Фокин, который с первого же дня принялся за обновление всего репертуара и реформации балете в целом. В его постановках появились яркие партии для мужчин, которые блистательно исполнял Нижинский. К слову сказать, именно Вацлав стал первым мужчиной-солистом в балете начала девятнадцатого столетия.
Нижинский проработал в труппе театра вплоть до 1911 года. После премьерного показа «Жизель» на котором присутствовала вся императорская семья, артиста балета со скандалом уволили. А все из-за костюма, в котором Вацлав появился на сцене перед публикой. Он не пришелся по вкусу императрице по приказу которой и был уволен ведущий танцор труппы.
1909 год – С.П. Дягилев пригласил Вацлава Нижинского стать участником «Русского сезона». В это время танцовщик снискал оглушительный успех и был назван «настоящий сенсацией». За уникальную способность к длительной левитации и высоким прыжкам Вацлав Фомич получил прозвище «человек-птица». Некоторые называли его вторым Вестеросом. В период с 1909 года по 1913-й молодой актер балета получал все партии всех Русских сезонов. Танцуя ранее опробование им на сцене Мариинского театра постановки Фокина, а также в новых балетах, созданных специально для труппы Дягилева. После того как в 1912 году Фокин покинул труппу, Нижинского пригласили в качестве балетмейстера. На этой должности молодой постановщик пробыл не долго, однако успел поставить на сцене такие балеты как «Игры» и «Весна священная».
Хореограф
Получив поддержку Дягилева, Вацлав Фомич в тайне от Фокина пробовал себя в качество хореографа. В 1912 году Нижинский репетировал на сцене первую постановку балета — К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Вся хореография постановки была основана на профильных позах, которые позаимствовали из древнегреческой вазописи. Так же, как и Дягилев Вацлав увлекался эуритмикой и ритмопластикой. На основе этого увлечения в 1913 году был поставлен балет «Весна священная», созданный Стравинским. Композитор при написании использовал диссонансы, имеющие опору на тональность, а также сложные комбинации ритмов. Эта постановка сложная для хореографии стала одним из первых экспрессионистских балетов. Критики и зрители не сразу приняли балет и премьера переросла в скандал. Как и раннее представленный «Послеполуденный отдых фавна», балет шокировал консервативную публику эротической сценой. Через год на сцене театра был поставлен балет, не имеющий сюжета – Дебюсси «Игры». Действия в этой постановке переносят зрителей на теннисный корт. Для первых постановок Нижинского не характерно изящество классического стиля. В то время как противостояние и антиромантизм выходят на первый план.
В тоже время театралы Парижа были очарованы экзотической внешностью и несомненным драматическим талантом Вацлава Нижинского. Для публики, готовой к новому, Вацлав казался оригинально мыслящим и весьма смелым хореографом, который открыл в пластике новые направления, вернул мужчине виртуозность и приоритет в танце. Во многом своим успехом талантливый хореограф был обязан Дягилеву, который действительно в него верил и оказывал всяческую поддержку в дерзких экспериментах.
Личная жизнь
Личная жизнь Вацлава Нижинского во все времена интересовала не только преданных поклонников, критиков, но и исследователей его биографии. Известно, что в юные годы актера балета связывали отношения интимного характера с князем Павлом Дмитриевичем Львовым. Позже стало известно о романтических отношениях с Дягилевым.
1913 год – труппа театра отправляется на гастроли в Южную Америку. На корабле Вацлав знакомиться с аристократкой из Венгрии, которая к тому же является его ярой поклонницей. 10 сентября 1913 года Нижинский сходит с корабля и втайне от всех венчается с Ромолой Пульской. Новобрачные не сообщили о свадьбе даже своим родственникам. В браке у них родилось две дочери Тамара и Кира. Спустя время об этом событии узнает Дягилев, которому сообщил его слуга Василий. Мужчина был приставлен к Нижинскому, чтобы присматривать за ним в период гастролей.
Дягилев, прочитав телеграмму впал в бешенство, после чего вычеркнул Нижинского из состава трупы. Это стало началом конца головокружительной, но короткой карьеры Вацлава Фомича. Избавиться от неугодного артиста стало возможным благодаря близким отношениям между танцовщиком и Дягилевым. Будучи его фаворитом Вацлав работал в театре не подписывая контракта. При этом он получал жалование из кармана своего возлюбленного, который полностью оплачивал все его расходы и прихоти.
Жизнь после
После изгнания Вацлав Нижинский по факту оказался без работы и без средств к существованию. Обладая удивительными танцевальными способностями в тоже время танцор балета совершенно не умел зарабатывать деньги. Этот факт не помешал получить предложение из Парижа, где ему поручали возглавить балет «Гранд Опера». Не веря в свои способности продюсера Вацлав отказался. Позже он создал собственную антрепризу, в которую вошло семнадцать человек в том числе и его младшая сестра Бронислава с мужем. Вместе с этой группой Нижинский подписал контракт с известным театром «Паллас» в Лондоне. Основную часть репертуара составили постановки самого Нижинского, а также Фокина. Среди них «Призрак розы», «Сильфиды», «Карнавал», которые были переделаны под нового зрителя. Гастроли не принесли трупе ожидаемого успеха и закончились полным финансовым провалом, что в свою очередь повлекло нервный срыв и душевную болезнь артиста. На протяжении долгого времени известного танцора преследовали неудачи.
Последний выход на сцену
1914 год – начало Первой мировой войны застала чету Нижинских на пути в Петербург. Вместе с новорожденной дочерью они оказались интегрированы в Будапешт где прожили до начала 1916 года. Постановщик тяжело переживал творческое бездействие и арест. Тем не менее Дягилев согласился на возобновление контракта с Нижинским как с артистом для гастролей «Русского балета». Эти гастроли проходили на территории Южной и Северной Америки. В апреле 1916 года Вацлав Нижинский танцевал в «Петрушке» и «Видение розы» свои коронные партии на сцене «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке. В октябре того же года известный актер балета вышел на сцену театра «Манхэттен опера», где солировал в своем последнем балете «Тиль Уленшпигель» поставленном по произведению Р. Штрауса. Спектакль создавался в сжатые сроки и несмотря на множества интересных интерпретаций провалился.
Болезнь
Постоянные волнения и частые провалы отрицательно сказались на неустойчивой психике постановщика. Отрицательную роль в личной жизни Нижинского сыграла увлечение толстовством. Последнее было популярно среди русских эмигрантов, проживающих в Америке, и в частности среди художественной интеллигенции. Среди участников труппы Дягилева также были толстовцы – это Костровский, Немчинова, Зверев, которые внушали мысль о недостойности профессии актера. Эти слова загубила психическое состояние Нижинского.
Последний выход на сцену одного из известных танцоров балета состоялся 26 сентября 1917 года. Он танцевал главную партию в балете «Видение розы». После этого Вацлав Фомич переехал в Швейцарию где жил вместе с семьей. На свежем воздухе ему стало гораздо легче, и он задумался о новой системе для записи танца, мечтая о создании собственной школы.
1918 год – хореограф из России написал книгу под названием «Дневник Нижинского», которая была издана в 1953 году в Париже. Вскоре после этого мужчину определили в специализированную клинику для душевнобольных. Здесь ему поставили диагноз шизофрения. До последних дней своей жизни известный актер балета находился под присмотром врачей в психиатрической клинике где его лечение проходило с переменным успехом.
Близкие до последнего надеялись на то, что артист поправится. Жена тщательно следила за приемом медицинских препаратов. Дягилев, как только узнал о тяжелой болезни приехал к другу, чтобы вернуть ему помять при помощи театра и долгое время водил Вацлава на спектакли, однако тот не проявлял никаких эмоций по этому поводу.
К 1939 году болезнь все еще прогрессировала, когда клинику посетил Серж Лифарь. Он приехал в сопровождении фотографа и концертмейстера, с надеждой, что его танец вернет маэстро память. Лифарь танцевал несколько часов, прежде чем в один момент Нижинский встал и сделал свой коронный прыжок. Именно он, запечатленный фотографом получил название «Последний прыжок Нижинского».
1945 год по сообщению одного из журналистов Нижинский в это время находился в послевоенной Вене. Говорили, что его видели среди солдат Советской Армии танцующих на площади. Это встреча с соотечественниками произвела на Вацлава Фомича огромное впечатление и заставила его начать общаться на родном языке. Стоит отметить, что до этого времени мужчина долгое время практически не разговаривал.
Смерть
Известный в мире искусства танцор, Вацлав Нижинский умер 11 апреля 1950 года в Лондоне.
1953 год – прах перевезли в Париж. Его похоронили на кладбище Монмартр. На могиле установили надгробный камень где танцор изображен танцующим в партии Петрушки. Статуя была воздвигнута за счет Сержа Лифаря. Могила Нижинского находится рядом с известным драматургом Т. Готье и танцовщиком Г. Вестрисом.
Память
- 2011 год – в Варшаве, в Большом театре установлен памятник, посвященный Нижинскому. Автором скульптуры стал Геннадий Ершов, который изобразил известного актера балета в его главной роли – фавна.
- Современные критики называют Вацлава Фомича «восьмым чудом света». При этом они очень высоко оценивали его талант как танцовщика: «Когда он – словно Бог зависал в прыжке и парил над сценой, создавалось ощущение, что человек способен летать». Среди его партнерш были Ольга Спесивцева, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина.
- «Нижинский смог опровергнуть все существующие законы равновесия, перевернул их с ног на голову. В танце он напоминал нарисованного на потолке человека. Легко чувствуя себя в пространстве»», — Жан Кокто.
- Вацлав Фомич смог совершить прорыв и заглянуть в будущее балета. Именно он стал тем, кто открыл стиль экспрессионизма, утвердившийся в балете только спустя много лет. И именно Нижинский продемонстрировал публике возможности пластики, о которой до него никто не знал. Творческая жизнь известного танцора продлилась всего десять лет, но она была яркой и напряженной. Личности этого актера Морис Бежара в 1971 году посвятил свой балет под названием «Нижинский, клоун Божий», созданный на музыку Петра Ильича Чайковского и Пьера Анри.
- Для многих своих современников, также, как и для сегодняшних танцоров балета Нижинский являлся кумиром. Его танец – это сочетание легкости и силы, поражающих зрителей захватывающими прыжками. В этот момент многим казалось, что Вацлав словно «зависает» прямо в воздухе. При этом актер обладал даром перевоплощения и «живой» мимикой. Появляясь на сцене, он излучал магнетизм, притягивающий взор всех, кто в этот момент на него смотрел. В тоже время в повседневной жизни этот человек был молчалив и робок.
- 1968 год – памяти Нижинского в Монако учреждена премия, которую и сегодня вручают хореографам и артистам балета.
- 2011 год – в честь празднования столетия «Русских балетов» в большом театре Варшавы, в фойе была установлена скульптура из бронзы памяти Брониславы и Вацлава Нижинских. Брат и сестра в образе нимфы и фавна взятых из известного балета «Послеполуденный отдых фавна». Скульптором стал Геннадий Ершов.