Вера Мухина — биография
Мухина Вера Игнатьевна – известный российский скульптор XX века. Автор знаменитой композиции «Рабочий и колхозница».
Творчество Веры Игнатьевны Мухиной, помимо монументальных проектов, включает в себя создание изделий из стекла и керамики, театральных декораций и коллекций женской одежды. Биография Веры Мухиной столь же интересна, как и ее скульптуры.
Детство
Вера Игнатьевна Мухина — уроженка Латвии. Она родилась 1 июля 1889 года в Риге. Отец Веры Игнатий был богатым купцом, любителем искусств, меценатом. Мать, Надежда Вильгельмовна, была дочерью немца-аптекаря. Хорошо обеспеченная семья жила в любви и согласии. Кроме Верочки у супругов была ещё старшая дочь Маша.
Мать девочек умерла от туберкулёза, когда одной было около двух лет, а другой – пять. Отец повёз детей в Германию, а потом в Феодосию, опасаясь за их здоровье. Одно из приятных воспоминаний детства Веры – жизнь у теплого безмятежного моря и первые уроки рисования. Но и этому счастью не суждено было длиться долго, потому что в 1904 году умер и отец. Девочек забрали родственники из Курска. Они были людьми обеспеченными, жалели сирот и старались им покупать всё самое дорогое и красивое. Наряднее сестёр Мухиных в Курске никого не было. Когда сестры отправились учиться в Москву, об этом событии написали в местных газетах. Летом девочек с гувернантками отправляли на лучшие российские и европейские курорты. Пришло время подыскать Маше с Леной достойных женихов. Но для Веры судьба уготовила другой ход вещей. В рождественские каникулы 1912 года Вера неудачно скатилась с горы на санках, врезалась в дерево и изуродовала лицо. Потребовалось немало усилий хирургов, чтобы восстановить внешность девушки. «Живут и хуже!» – бодро сказала Вера, увидев себя в зеркале после серии не вполне удавшихся операций.
Творчество
Опекуны, чтобы утешить племянницу, отправили Веру в Париж к тамошним хирургам. Юная художница давно уже грезила Парижем – городом художников и поэтов. В Париже Мухина поселилась в пансионе и стала посещать студию известного скульптора Эмиля Антуана Бурделя, ученика Огюста Родена. Там она усвоила важное для себя правило работы над скульптурой – «крепко схватывать форму», представляя объект в целом. В компании начинающих художников и скульпторов Вера Мухина совершила поездку в Италию. Это был 1914 год. В Москву Вера думала заехать ненадолго, но началась первая мировая война, Париж пришлось отложить.
В 1916 году Вере Мухиной посчастливилось подключиться к проекту Александра Таирова, авангардного режиссёра Московского Камерного театра, в осуществлении постановки пьесы Иннокентия Анненского «Фамира-кифарэд». Мухина создавала скульптурные составляющие декораций к спектаклю по античному сюжету.
В 1918 году новое Советское государство во главе с В.И. Лениным выработало программу развития монументального искусства в качестве агитационного средства революции при оформлении городских улиц. Для реализации этой программы предлагалось привлекать молодых скульпторов, то есть новое незапятнанное поколение художников. В рамках этой программы Вера Мухина выполнила несколько государственных заказов, из чего стало ясно, что ей подвластна монументальная скульптура. Правда, это были эскизы памятников видным деятелям становления советской республики – просветителю и публицисту Н.И.Новикову (1918 год), партийному деятелю В.М.Загорскому (1921 год), революционеру Я.М.Свердлову. Кроме того, на счету Мухиной эскизы скульптур «Освобождённый труд» и «Революция» (1919 год).
Мухина много работала в качестве дизайнера масштабных помещений. В 1923 году она в соавторстве с французской художником-дизайнером А.А.Экстер оформила павильон газеты «Известия». В духе революционных идей она оформляла павильоны сельскохозяйственных, меховых, книжных выставок.
Ещё одним направлением творческой деятельности Веры Мухиной было моделирование женской одежды. В 1925 году советский модельер «из бывших» Надежда Петровна Ламанова и Вера Мухина совместно издали альбом «Искусство в быту». Вслед за этим они представили коллекцию из холщовых и льняных платьев на Всемирной выставке в Париже. Коллекция произвела фурор в мире моды и завоевала Гран-при.
С каждым годом всё новые таланты и способности обнаруживала в себе Вера Мухина. В период с 1926 по 1930 годы она преподавала лепку в художественно-промышленном техникуме при музее игрушки и Высшем художественно-техническом институте Петрограда.
Однако основным направлением в её творчестве всегда была монументальная скульптура. В 20-е годы ею созданы «Пламя революции», «Юлия», «Ветер». Больше всего всех всегда впечатляла её работа «Крестьянка» (1927 год), которая после выставки в Венеции «поселилась» в музее Триеста, а после второй мировой войны оказалась в Ватикане. В Третьяковской галерее в Москве есть копия этой незаурядной скульптуры.
Легендарный шедевр
В 1937 году эскиз Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» выиграл конкурс на скульптуру для Всемирной выставки в Париже. Проектом советского павильона для участия в выставке занимался архитектор Борис Иофан.
Композиция по идее Мухиной должна была решаться в духе античности – две обнажённые фигуры, динамично устремлённые в небо. Но руководство сочло нужным фигуры одеть. А в остальном – всё как в эскизе. Согласования проекта с высшими инстанциями отняли много времени, поэтому за три недели до выставки пришлось создавать композицию из стальных листов в авральном режиме, по частям. Мухина лепила уменьшенный макет, его тут же передавали в институт машиностроения, где увеличенный фрагмент сначала вырезали из дерева, а уже потом забравшись внутрь деревянного макета, прикладывали лист из стали и обстукивали по форме дерева. Затем деревянная основа разбивалась. В итоге получался стальной фрагмент.
Чтобы доставить 24-метровую композицию в Париж, пришлось её резать на части и грузить в вагоны. Устанавливали скульптуру также в спешке. Но всё сложилось. Две огромные стальные фигуры, установленные на 34-метровый постамент, словно, взлетали ввысь. Эффект полёта усиливал развевающийся длинный шарф, а лучи солнца (скульптура в павильоне была установлена таким образом, что свет падал на неё фронтально) создавали эффект сияния. Ничего подобного в истории скульптуры ещё не было.
В 1939 году скульптуру установили у северного входа Выставки достижений народного хозяйства в Москве. Постамент был невысокий. Мухина обозвала его пеньком. В результате, исчезло ощущение полёта. После реставрации 2009 года композицию подняли на должную высоту.
Скульптура «Рабочий и колхозница» является одним из величайших произведений искусства, достоянием советской России. Киностудия «Мосфильм» выбрала её в качестве своей фирменной эмблемы.
После грандиозного успеха на парижской выставке Вера Игнатьевна создала ещё много выразительных скульптур, украсивших столицу. Особенное впечатление производят её работы, созданные в период Великой Отечественной войны. Помимо монументальных скульптур она сотворила немало скульптурных портретов своих современников.
Часть работ воплощалась уже после смерти скульптора по её эскизам (фигуры у Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие»). Отсутствие автора при установке не умоляет их величия.
Мухина является автором двух памятников Максиму Горькому. Один установлен в Москве у Белорусского вокзала (1943 год), другой – в Горьком (1952 год). Памятник Петру Чайковскому во дворе Московской консерватории (1954 год) удивительным образом вписался в архитектурный строй Большой Никитской улицы.
После смерти мужа в 1942 году Мухина нашла отдушину в работах со стеклом. В экспериментальном цеху зеркальной фабрики в Ленинграде лучшие стеклодувы по её эскизам создавали диковинные вазы и даже портреты. Знакомая многим общепитовская пивная кружка с рёбрами – дизайнерская разработка Веры Мухиной.
Помимо творчества Вера Игнатьевна занималась общественной деятельностью. Она входила в состав различных архитектурных комиссий. Подходила к поставленным перед ней задачам неформально. Известна история, как Мухина спасла от сноса Памятник Свободы в Риге.
Вера Мухина неоднократно становилась обладательницей Сталинской премии.
Великий архитектор Вера Мухина скончалась 6 октября 1953 года в Москве. Причиной смерти была стенокардия. Мухина похоронена на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Первая влюблённость Веры Игнатьевны случилась в её парижский период. Всё располагало к тому, чтобы влюбиться – богемная атмосфера, молодость. Знакомство с эссером-террористом Александром Вертеповым было сопряжено с определённым риском – он бежал от преследования, что конечно только обостряло чувства. Но война 1914 года их разлучила.
В начале войны Вера Мухина, окончив курсы медсестёр, устроилась работать в госпиталь, где и встретила своего будущего мужа – Алексея Замкова. Молодой врач вскоре уехал на фронт. Невесёлые обстоятельства их следующей встречи только упрочили взаимные симпатии. Умирающего от тифа бойца Вера выходила и поставила на ноги. В 1918 году они поженились.
Когда Мухиной задали вопрос о её личной жизни, а значит, об Алексее Замкове, она призналась: «В нём очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внутренняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив».
Муж Веры Мухиной Алексей Андреевич Замков на самом деле был талантливым врачом, общительным и весёлым человеком, в то же время ответственным и надёжным.
У супругов был сын Всеволод. Однажды он очень серьёзно заболел. Врачи в один голос сочли его безнадёжным. Тогда Алексей в домашних условиях сам прооперировал ребёнка и спас ему жизнь.
Алексей Замков был не только хорошим практиком в медицине, он ещё занимался наукой и создал первый советский гормональный препарат «Гравидан». Это изобретение сослужило ему плохую службу – коллеги стали завидовать успеху, кто-то написал донос, началась травля. У Мухиной в этот период тоже не всё складывалось. Семья решила перебраться в родную для Веры Латвию. Однако представители власти не дали им уехать, перехватили в пути и вернули. Замкову было предъявлено липовое обвинение, и он в 1930 году был сослан в Ворнеж. Вера Игнатьевна поехала с ним. Благодаря хлопотам С.Будённого и М.Горького Алексей Андреевич был реабилитирован. В 1932 году супруги вернулись в Москву.
Умер Алексей Замков в 1942 году от инфаркта. Одно лишь творчество помогло Вере Мухиной справиться с потерей.