Виктор Павлович Павлов

Виктор Павлов — биография


Виктор Павлович Павлов – советский и российский актёр театра и кино. Известен по ролям студента, сдающего экзамен со срытой рацией, в фильме «Операция «Ы», старшины Гриши Щербака в картине «На войне как на войне», бандита Мирона в телефильме «Адъютант его превосходительства», Левченко в сериале «Место встречи изменить нельзя».

Глубокий многоплановый актёр Виктор Павлов за свою сорокалетнюю творческую биографию сыграл немало ярких ролей на сценах четырёх московских театров и снялся в 164 картинах.

Детство

Виктор Павлович Павлов родился 5 октября 1940 года в Москве. Его отец был инженером, а мать медиком – работала гинекологом в городской больнице. С наступлением Великой Отечественной войны отец будущего актёра ушёл на фронт, и Виктор хорошо запомнил волнующий момент его возвращения. После войны Павел Павлов много внимания уделял сыну – часто водил его в театры и музеи. Семья жила неподалёку от МХАТа, Центрального Дома актёра и Театра Вахтангова. Интерес к театру побудил Павлова пойти в драмкружок и записаться в хор. В драмкружке в одном из спектаклей ему распределили роль негритянки, он с наслаждением её исполнил, а зал хохотал до упаду.

Виктор Павлович Павлов
Виктор Павлов в молодости

В то же время Виктор рос обычным дворовым мальчишкой – допоздна гонял в футбол, играл в казаков-разбойников, лапту и пристенок. В восьмом классе он связался с дурной компанией и стал участником квартирной кражи, за что чуть не угодил в колонию. Отец, занимавший на тот момент должность замминистра сельского хозяйства, помог сыну избежать наказания. В девятый класс трудного подростка не взяли, пришлось идти в вечернюю школу рабочей молодёжи и работать на заводе.

Училище

В трудовой жизни Павлова увлечение театром никуда не делось – он стал ходить в драмкружок при Доме учителя, которым руководил режиссёр МХАТа Вадим Богомолов. По его настоянию, окончив школу в 1959 году, Павлов подал документы в три московских театральных вуза. На отборочных турах он исполнял стихи Сергея Есенина и Игоря Северянина. Во все вузы его готовы были принять. Он предпочёл Щепкинское училище. Там был набор на курс Веры Пашенной и Николая Анненкова. Его однокурсниками оказались Олег Даль, Виталий Соломин, Михаил Кононов. Курс был очень способный, семерых выпускников по окончании обучения брали в Малый театр, что считалось большой редкостью. Ребята, будучи студентами, уже выходили на сцену Малого в качестве статистов. В 1963 году Павлов окончил училище и получил приглашение в театр «Современник».

Современник

В этом театре Павлов был задействован в спектаклях «Вечно живые», «Старшая сестра», «Белоснежка и семь гномов» и «Голый король». Поскольку в «Современник» он попал вместе со своим однокурсником Олегом Далем, то стал невольно сравнивать, как продвигается их карьера. Ему казалось, что его недооценивают, дают неинтересные роли, поэтому он продержался там только два сезона. В 1965 году он стал актёром театра им. М.Н. Ермоловой.

Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой

В этом театре Павлову повезло больше. У него сложились хорошие отношения с коллективом и руководством, почти сразу достались центральные роли в нескольких спектаклях. Он играл домашнего тирана Биверса в постановке «Время и семья Конвей» по пьесе Дж. Пристли, Дюпона-сына в комедии Ж. Ануя «Бал воров», недоучку Буланова в спектакле «Лес» по А.Н. Островскому.

Виктор Павлович Павлов
Виктор Павлов в театре

На подмостках театра им. М.Н. Ермоловой Павлов встретил свою будущую жену Татьяну Говорову. В 1966 году они поженились и не расставались до конца его дней.

Интерес к творчеству режиссёра Андрея Гончарова, возглавившего Московский театр имени Маяковского после смерти Николая Охлопкова, жажда участия в театральных экспериментах повлекли Павлова в этот театр.

Московский театр им. Владимира Маяковского

В 1969 году актёр перешёл в театр имени Маяковского и стал играть у Гончарова. Он работал в спектаклях «Беседы с Сократом» по Э. Радзинскому, «Разгром» по А. Фадееву, «Таланты и поклонники» по А. Островскому и ряде других. Самой заметной его ролью в этом театре был Санчо Пансо в постановке «Человек из Ламанчи». Ему было непросто создавать образ добродушного спутника Дон Кихота, которого феерично играл Александр Лазарев, поскольку ещё недавно эту роль исполнял Евгений Леонов. Но он наравне с остальными участниками спектакля заслужил народную любовь. Билетов на эту постановку было не достать, каждый спектакль оканчивался бурей оваций и криками «браво!».

Малый театр

В 1978 году Павлова пригласили в Малый театр, где всё ещё служили его учителя Николай Анненков и Михаил Царев. Ему предложили роль Конойного в знаковом для Малого театра спектакле «Любовь Яровая» по пьесе К.А. Тренёва. Он не устоял и вошёл в труппу прославленного театра. У актёра уже был достаточный профессиональный опыт и мастерство, поэтому ему стали давать играть большие сильные роли. В «Короле Лире» он играл Шута, прекрасно влился в актёрский ансамбль спектакля «Мой любимый клоун» В. Б. Ливанова в роли Романа Сомоновского, сумел тонко и интеллигентно сыграть Пашкова в постановке Леонида Хейфеца «Картина» по роману Д.Гранина, в «Горе от ума» он был Репетиловым. В спектакле «Лес» по А.Н. Островскому он играл Аркашу Счастливцева, за которого получил приз Международного фонда К.С. Станиславского. Этой наградой Павлов особенно дорожил, потому что она присуждается не критиками, а собратьями-актёрами.

Виктор Павлович Павлов
Виктор Павлов в малом театре

Виктор Павлов постоянно находился в состоянии творческого поиска, поэтому часто сменял театры. В Малом всё-таки в основном приходилось играть классический репертуар. Ради современной и более живой темы в 1985 году Павлов вернулся в театр им. М.Н. Ермоловой. Ему удалось удовлетворить свои амбиции и сыграть в авангардных спектаклях того времени – в инсценировке по очеркам В.Овечкина «Районные будни» «Говори!» и в постановке «Спортивные сцены 1981 года» по пьесе Э.Радзинского (оба спектакля ставил В.Фокин).

В 1990 году Павлов вернулся в Малый театр и больше уже оттуда не уходил.

В кино Виктор Павлов сыграл более 160 очень разноплановых ролей. Его работы всегда притягивали и запоминались зрителями.

Кино

Обладая прекрасным чувством юмора, в 1965 году Павлов прекрасно вписался в одну из новелл комедийного фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» в роли студента Дуба. Его хорошо помнят по этой работе, но дебютом актёра в кино была маленькая роль паренька на теплоходе в картине Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» (1965 год), которую даже в титрах не указали.

Виктор Павлович Павлов
Виктор Павлов в фильме «Операция «Ы»

В богатой фильмографии артиста по оценке в первую очередь зрителей следует выделить: картину «Майор Вихрь» по роману Юлиана Семёнова (1968 год), где у него серьёзная роль разведчика Коли, фильм «На войне как на войне» (1968 год), в котором он – механик-водитель самоходки, член славного экипажа Гриша. Особое место по признанию большинства принадлежит телефильму «Адъютант его превосходительства» (1969 год), где он так убедительно сыграл бандитскую сволочь Мирона, что люди на улице от него чуть ли не шарахались, предполагая, что он и в жизни такой.

Виктор Павлович Павлов
Виктор Павлов в фильме «Адъютант его превосходительства»

Неоднозначной получилась у Павлова роль члена банды Сергея Левченко в картине режиссера Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979 год). Актёр и сам говорил, что она потребовала от него больших усилий.

Виктор Павлович Павлов
Виктор Павлов в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Павлову часто предлагали роли отрицательных персонажей, и он никогда не отказывался. Например, такие как – доносчик штык-юнкер Котов в сериале «Гардемарины, вперед!» (1987 год), нэпман Докучаев в фильме Дмитрия Месхиева «Циники» (1991 год), кот Бегемот в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова (1994 год).

Виктор Павлович Павлов
Виктор Павлов в фильме «Гардемарины, вперед!»

Ему был подвластен любой жанр – остросоциальные драмы, исторические экранизации и литературные, детское кино. Он с удовольствием снимался в комедийных фильмах и сериалах. Более запоминающиеся среди них: «Не ходите, девки, замуж» (1985 год), «Кошмар в сумасшедшем доме» (1990 год), «Не будите спящую собаку» (1991 год), «Сирота казанская» (1997 год), «Дети понедельника» (1997 год).

Виктор Павлович Павлов
Виктор Павлов в фильме «Сирота казанская»

В 2008 году вышла комедия Владимира Златоустовского «Москва улыбается», которая стала последним фильмом, в котором снялся Виктор Павлов.

В 1994 году ему было присвоено звание Народного артиста России. Нагрудный знак вручал лично президент Борис Ельцин.

Личная жизнь

Увидев красавицу Татьяну Говорову на сцене театра им. М.Н. Ермоловой, Павлов моментально влюбился. Но добиться её расположения быстро не удалось, пришлось поухаживать. Тёплые отношения, сложившиеся тогда между актёрами они пронесли через всю жизнь.

Виктор Павлович Павлов
Свадьба Виктора Павлова и Татьяны Говоровой

Через год после свадьбы, в 1967 году, у супругов родилась дочь Александра. Она не пошла по стопам родителей, стала медиком, одно время работала стюардессой.

Виктор Павлович Павлов
Виктор Павлов с женой и дочкой

Виктор Павлов умел неплохо рисовать. Нередко он делал портреты своих коллег и друзей. Окончив когда-то курсы гримёров, перед спектаклями он всегда сам накладывал грим.

Виктор Павлович Павлов
Виктор Павлов с Татьяной Говоровой

В отличие от большинства своих киногероев, Павлов был спокойным, мирным человеком. Его часто можно было встретить на птичьем рынке в Москве. У актёра было очень редкое в наши дни хобби – разводить почтовых голубей, которое хорошо помогало снимать стресс. Он держал их под крышей Малого театра. Когда его белые птицы взмывали над театром, ему казалось, что это души актёров.

Смерть

Актёр был трудоголиком и в 65 лет снимался не менее активно, чем до этого, но болезнь помешала работе. Он перенёс инфаркт, затем инсульт, после которого заново учился ходить. Но увы. 24 октября 2006 года на руках у жены от сердечного приступа Виктор Павлов скончался.

Виктор Павлович Павлов
Могила Виктора Павлова

Он похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Избранная фильмография

  • 1961 — Когда деревья были большими
  • 1962 — На семи ветрах
  • 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика
  • 1966 — Строится мост
  • 1966 — Человек без паспорта
  • 1968 — Майор Вихрь
  • 1971 — Слушайте на той стороне
  • 1971 — Даурия
  • 1973 — Дети Ванюшина
  • 1973 — Товарищ генерал
  • 1973 — Дверь без замка
  • 1973 — Старая крепость
  • 1974 — Незнакомый наследник
  • 1975 — Дневник директора школы
  • 1976 — Строговы
  • 1976 — Краткие встречи на долгой войне
  • 1976 — Огненный мост
  • 1976 — Преступление
  • 1978 — Уходя — уходи
  • 1979 — Дюма на Кавказе
  • 1979 — Место встречи изменить нельзя
  • 1980 — О бедном гусаре замолвите слово
  • 1980 — Личной безопасности не гарантирую
  • 1980 — Последний побег
  • 1981 — Штормовое предупреждение
  • 1981 — Сын полка
  • 1981 — Деревенская история
  • 1981 — Куда исчез Фоменко?
  • 1983 — Одиноким предоставляется общежитие
  • 1984 — Первая Конная —
  • 1985 — Грядущему веку
  • 1985 — Контрудар
  • 1985 — Не ходите, девки, замуж
  • 1986 — На острие меча
  • 1987 — Гардемарины, вперёд!
  • 1987 — Лиловый шар
  • 1988 — Благородный разбойник Владимир Дубровский
  • 1989 — Светлая личность
  • 1989 — Канувшее время
  • 1990 — Царская охота
  • 1991 — Циники
  • 1991 — Не будите спящую собаку
  • 1992 — Удачи вам, господа!
  • 1993 — Про бизнесмена Фому
  • 1994 — Волшебник Изумрудного города
  • 1994 — Мастер и Маргарита
  • 1995 — Без ошейника
  • 1997 — Сирота казанская
  • 2000 — ДМБ
  • 2000 — Марш Турецкого
  • 2000 — Рыцарский роман
  • 2000 — В августе 44-го…
  • 2002 — Бригада
  • 2002 — Убойная сила 4
  • 2005 — Космос как предчувствие

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Виктор Павлович Павлов?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя