Владимир Галактионович Короленко – российский и украинский писатель, журналист и редактор, общественный деятель конца XIX – начала XX века.
Уроженец Украины Владимир Галактионович Короленко попробовал себя во многих направлениях общественной жизни, вёл активную правозащитную деятельность, писал книги революционной направленности, но выступал против большевистского террора. Известен по книге «В дурном обществе», повести «Дети подземелья» и рассказу «Слепой музыкант». За критику царской власти во времена правления Императора Николая II Короленко был репрессирован. Многие его произведения написаны в ссылке.
Владимир Галактионович Короленко родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире. Его отец, Галактион Афанасьевич Короленко, – украинец, наследник старинного казачьего рода, служил уездным судьей, имел чин коллежского асессора и отличался неподкупной честностью, резко выделявшей его на фоне прочих чиновников того времени. Именно таким изобразил его писатель в своей повести «В дурном обществе». Мать Короленко, Эвелина Иосифовна, уроженка Польши, была дочерью помещика средней руки, занималась домом и детьми. В семье Короленко кроме Владимира было ещё трое детей: Илларион, Маша и Эвелина. Еще одна дочь Эвелины Иосифовны, Александра, в годовалом возрасте скончалась от болезни в мае 1867 года.
Владимир Короленко учился поначалу в частном пансионе, затем – в гимназии родного города, а после перевода отца на новое место службы он стал учеником Ровненского реального училища. В 1867 году отец Короленко скончался, не оставив после себя никаких средств к дальнейшему существованию семьи.
Окончив училище в 1871 году, будущий писатель, отправился на учёбу в Петербургский технологический институт, где ему не удалось доучиться до конца, поскольку семья еле-еле сводила концы с концами. В связи с этим Короленко выбрал учебное заведение, в котором была возможность получать стипендию, – в 1874 году он поступил в Петровскую земледельческую и лесную академию в Москве. Но и это учебное заведение ему не удалось окончить, поскольку он примкнул к революционному движению, стал принимать участие в студенческих протестах, после чего был исключён из академии и отправлен в свою первую ссылку в Кронштадт. Следующим учебным заведением, которое революционно настроенному юноше также не довелось окончить, был Горный институт в Санкт-Петербурге. Ко времени его обучения в институте относится начало литературной деятельности.
На этот раз Короленко за связь с Народниками вместе с братом Илларионом отправили в длительную ссылку в Вятскую губернию (1879 год), затем за самовольную отлучку с места поселения – в Западную Сибирь (1880 год).
На одном из этапов пересылки Короленко завернули с одной из партий заключённых, следовавших обратно на восток. Какое-то время он находился в пересыльной тюрьме Томска. После решения властей о об ослаблении наказания, писателю было дозволено остаться на вольном поселении в Перми, где он жил с осени 1880 года до конца лета 1881 года. Там он служил табельщиком и письмоводителем на железной дороге, давал частные уроки.
За то, что Короленко отказался присягать новому императору Александру III в марте 1881 года, его снова отправили в Сибирь. Свой срок он отбывал в Амгинской слободе в Якутской области.
После освобождения писатель поднадзорно жил в Нижнем Новгороде с 1885 по 1895 год. Это был период наиболее плодотворной работы Короленко, когда его имя стало известно среди просвещённой публики России. Там он женился и выпустил свой первый сборник «Очерков и рассказов».
Находясь в Петербурге, Короленко некоторое время работал корреспондентом газеты «Новости» и публиковал там свои ранние опусы.
В 1879 году он пытался напечатать свою новеллу о молодом разночинце «Эпизоды из жизни «искателя» в «Отечественных записках», однако редактор прогрессивного журнала М.Е.Салтыков-Щедрин счёл произведение незрелым и отказал молодому литератору. Рассказ был опубликован в петербургском журнале «Слово».
За годы скитания по тюрьмам и ссылкам Короленко видел немало разных людей – от убийц до невинно осуждённых, он записывал всё, что видел вокруг и накопил большое количество разнообразного материала, который стал основой большинства его произведений. Возможность издаваться у писателя появилась лишь когда он поселился в Нижнем Новгороде. Наблюдения и размышления о тяжёлой жизни простых людей Короленко изложил в своих очерках, опубликованных в 1886 году. В сборник «Очерки и рассказы» вошли его сибирские рассказы, а вышедшие следом «Павловские очерки» описывали нелёгкий труд кустарей-металлистов села Павлова Нижегородской губернии, куда писатель часто наведывался.
Центральными героями произведений Короленко всегда являлись люди, оказавшиеся в трудных обстоятельствах, но не сломленные, не падшие духом. Наиболее сильными рассказами гуманиста, пронизанными глубоким сочувствием, считаются – «Сон Макара» (1885 год) и «Слепой музыкант» (1886 год). Рассказ «Чудная» (1905 год) повествует о несгибаемом характере ссыльной революционерки. Некоторые из рассказов Короленко аллегоричны («Сказание о Флоре, Агриппе и Менахиме, сыне Иегуды» (1886 год)), многие содержат автобиографический материал («В дурном обществе» (1885 год)) и связаны с историей украинского народа («Лес шумит» (1886 год)).
Проживая в Нижнем Новгороде, затем в Петербурге (1896-1900 год) и, наконец, в Полтаве (с 1900 года) автор написал немалое количество документально-публицистических очерков. Его цикл «Мултанское жертвоприношение» (1895-1898 год) основан на собственных исследованиях, проводимых ради защиты на суде крестьян села Старый Мултан (Удмуртия), ложно обвинённых в ритуальном убийстве. Гневно-обличительный характер носят его очерки – «Сорочинская трагедия» (1907 год), «Бытовое явление», «Черты военного правосудия» (оба 1910 года), «В успокоенной деревне» (1911 год), направленные против жестоких действий властей по отношению к своему народу.
Свои впечатления от поездки в США в 1893 году Короленко изложил в повести «Без языка» (1895 год).
В качестве редактора публицист выступил, работая над изданием ведущего петербургского журнала «Русское богатство» в конце 1890-х годов. В этот период он написал рассказы «Марусина заимка» (1899 год) и «Мгновение» (1900 год).
Владимир Короленко является автором литературно-критических статей о ведущих писателях своего времени – Н.Г. Чернышевском, В.Г. Белинском, Г.И. Успенском, А.П. Чехове, Л.Н. Толстом и Н.В. Гоголе.
Произведения Короленко удивительным образом сочетают в себе романтическое и реалистическое начало, в них переплетаются достоверные, порой этнографически точные описания быта со стремлением изведать скрытые силы человеческой души. Своё оптимистичное отношение к жизни и веру в торжество добра и справедливости писатель выразил знаменитой фразой:
«человек создан для счастья, как птица для полёта», доверив её своему герою в рассказе «Парадокс» (1894 год).
В 1900 году Петербургская академия наук наряду с другими прославленными русскими писателями избрала Владимира Галактионовича своим почётным членом. В 1902 году после исключения из рядов академии писателя Максима Горького в знак протеста Короленко отказался от этого звания. После свержения монархии в 1918 году академия повторно включила его в число своих почётных академиков.
Революционер по духу, но в то же время убеждённый гуманист, Короленко не принял Советскую власть с её непримиримой жесткостью по отношению к классовым врагам. 7 июня 1920 года он лично познакомился с наркомом просвещения РСФСР Украины. Свою позицию и осуждение зверств гражданской войны публицист выразил в «Письмах Луначарскому» (1920 год) и «Письмах из Полтавы» (1921 год), которые пришлось издавать в Париже (1922 год), поскольку новые власти занялись травлей Короленко за его взгляды.
Самое крупное и последнее произведение писателя «История моего современника», обобщающее и систематизирующее его философские взгляды, которое издавалось с 1922 по 1929 год, осталось незаконченным.
Со своей будущей и единственной супругой Короленко был знаком задолго до вступления в брак. Евдокия Семёновна Ивановская была народницей и разделяла политические взгляды писателя, поэтому, когда они поженились в Нижнем Новгороде, она стала ему верной подругой и личным секретарём.
Супруги вырастили двоих дочерей – Наталью и Софью. Ещё двоих детей в малолетнем возрасте они похоронили.
Старшая дочь Софья при жизни отца вела переписку с издательствами, договаривалась о переводе его последних писем на французский язык, а после его смерти она стала редактором книг, готовящихся к публикации.
Она добилась того, чтобы в Полтаве, где прошли последние годы жизни Короленко, был создан музей её отца.
В 1920-х годах Софья Владимировна возглавила комиссию по изданию литературного наследия Короленко. Ей в этом помогала её сестра Наталья.
В начале 1921 года В. И. Ленин, обращаясь к наркому охраны здоровья Н. А. Семашко, предложил отправить на лечение за границу некоторых видных деятелей страны, включив в список и Короленко. Владимир Галактионович отказался, говоря о том, что никогда ни у какого правительства ничего не брал и брать не собирается.
Годы ссылок и голодные послевоенные годы не могли не сказаться на здоровье писателя. В 68 лет состояние его здоровья нельзя было назвать хорошим. В начале декабря 1921 года известие о тяжёлой болезни Короленко быстро разнеслось по Полтаве. Жители города в тревоге толпились у дверей дома №1 на Мало-Садовой, приносили кто что мог – хлеб, сахар, лекарства. Для полтавчан Владимир Галактионович был человеком, к которому можно было прийти со своими проблемами, и он всегда находил способ, чтобы как-то помочь. Живя в Полтаве, он в самое трудное для Украины время занимался спасением и воспитанием обездоленных детей.
25 декабря от тяжёлой пневмонии Владимир Галактионович Короленко скончался. Три дня проходило прощание. Власти не вмешивались в организацию похорон.
Писателя похоронили в некрополе Полтавы, а в 1936 году его прах перенесли на территорию сада, обрамляющего дом-музей на Мало-Садовой.
Комментарии
Блогер старых времен, типа уголовника навального, сомнительного дарования (читать опусы почти невозможно). "Академик"-недоучка - привет от "профессора" Бродского. Имел 3 "дачи" в разных районах Империи, на неясные средства; по инерции борьбы "за все хорошее против всего плохого" пытался "бороться" и с советской властью, после чего помер от "последствий короновирусной инфекции"
Навальный уголовник только потому что вечно правящий диктатор путин сделал его таковым после неудачной попытки его убийства. Тоже самое он сделает и с другими реальными оппозиционерами, которые не примкнут к его коррумпированному авторитарному политическому режиму. Он вернулся в страну зная что диктатор его посадит. А у вас самих хоть на что-то хватило бы смелости кроме как в безопасности писать комментарии поддерживающие сторону правящего авторитарного режима? Простите, но нет. Вы - ссыкло.
Нормально! То есть ВВП вас защищает,а вы его называете диктатором? Ну да Навальный имел смелость вернуться! Так зачем уезжал?А оскорблять всех подряд вы не имеете права! Я все сказал!
отлично и грамотно.спасибо.пользуюсь
Да. Он был принципиальный и честный человек своего времени, талантливый писатель.
согл
Нет
Настоящий человек, гордый и неподкупный, пример для всех с настоящим и будущим поколениям!