Вячеслав Тихонов — биография
Пожалуй нет ни одного человека на просторах нашей большой страны, который бы никогда не слышал об актере Вячеславе Тихонове. Его знают все. Даже если смотрели не все фильмы с его участием, то уж легендарного Штирлица видели наверняка. Он был простым парнем, а стал всенародным любимцем, самым титулованным артистом СССР и РФ. В нем видели секс-символ прошлого века и эталон настоящей мужской красоты.
В фильмографии Вячеслава Тихонова очень много работ, которые вошли в сокровищницу кинематографа. Первую славу актеру принесла картина «Молодая гвардия», а всенародную любовь актер почувствовал после выхода картины «Семнадцать мгновений весны».
Детство
Родился Вячеслав Тихонов в Павловском посаде под Москвой 08.02.1928 года. Семья была самая обычная, к искусству никакого отношения не имела. Папа Василий Романович долгие годы трудился в должности механика на местной ткацкой фабрике. Мама Валентина Вячеславовна была воспитателем в фабричном детсаду. У них был свой деревянный двухэтажный дом, в котором жили еще дедушка и бабушка.
Слава любил ходить в школу, учеба давалась легко, особенно по математике, истории и физике. В те времена мальчишки часто делали себе татуировки, не удержался и Вячеслав. На его руке с детства красовалась надпись «Слава», которая потом во взрослой жизни очень мешала. Ему приходилось постоянно ее прятать, чтобы она не попала в кадр.
Детство мальчика закончилось в 13, когда в 1941-м началась война. В школе организовали госпиталь, куда свозили раненых с фронта, поэтому продолжать обучение пришлось в ремесленном училище.
Слава вместе с друзьями поступил туда учиться на токаря. Закончив учебу, Тихонов устраивается на военный завод, стоит за токарным станком с раннего утра до позднего вечера. Парень понимает, что это единственное, что он может сделать для фронта и для победы.
У Вячеслава было очень мало свободного времени, все отнимала работа на заводе. Но в те часы, когда не нужно было идти на смену, он старался провести в кинотеатре «Вулкан», расположенном недалеко от дома. Репертуар был исключительно героическим, а что еще нужно было мальчишкам его поколения. Он восторгался Чапаевым в исполнении актера Б.Бабочкина, Александром Невским, которого талантливо воплотил на экране Н.Черкасов. Любимыми актерами юного Славы были Михаил Жаров и Петр Алейников.
Юность
У Тихонова была мечта, о которой не знали даже родители. Он хотел стать киноактером, а семья мечтала, что их мальчик будет инженером или агрономом. Прислушавшись к мнению родных, Вячеслав в 1944-м поступает в Автомеханический институт, слушателем подготовительного курса. В следующем году парень все же решился осуществить свою давнишнюю мечту и отнес документы во ВГИК. Поступить на общих основаниях не получилось, парню сказали, что его внешность нефотогенична. Но, наверное, удача была на стороне талантливого абитуриента. После того, как экзамены закончились, его зачислили вне конкурса, в мастерскую к профессору Б.Бибикову. Именно он сумел рассмотреть в Тихонове недюжинный талант и забрал его к себе. Как показала жизнь, профессор оказался прав – Вячеслав стал великим артистом.
Фильмы
В 1948 году режиссер Сергей Герасимов пригласил Тихонова, тогда еще студента-третьекурсника на съемки картины «Молодая гвардия». Он предложил начинающему актеру стать Володей Осьмухиным. Эта роль принесла первую известность Вячеславу, его заметили, и стали приглашать сниматься.
Диплом об окончании ВГИКа актер получил в 1950-м и сразу снялся в ленте «Мирные дни», режиссера В.Брауна. После премьеры этого фильма режиссеры уже всерьез заинтересовались молодым актером, и предложений стало намного больше.
В том же 1950-м Тихонов вошел в состав труппы в Театре киноактера и впервые оказался на его сцене. Этим театральным подмосткам актер отдал семь лет своей творческой биографии. В 1957-м он получил постоянную работу на киностудии им.Горького, поэтому с театром пришлось распрощаться, чтобы достичь больших успехов на кинематографическом поприще.
В том же 1957-м Тихонов снялся в картине «Дело было в Пенькове» режиссера С.Ростоцкого, в котором он стал трактористом Морозовым. После показа фильма актер понял, что такое народное признание.
В 1958-м ему предложили героическую роль в картине «Чрезвычайное происшествие», снятой режиссером В.Ивченко. Вячеслав сыграл Райского – веселого матроса из Одессы, который храбро сражается с захватчиками его судна.
После такого удачного старта Тихонов стал востребованным, и с 1959-го до 1963 года выходят еще шесть картин с его участием. В одной из них, под названием «Жажда» актеру пришлось перевоплотиться в разведчика, работающего в глубоком немецком тылу. Эта роль стала в какой-то степени репетицией – Вячеслав впервые надел немецкую форму и стал советским агентом.
Вторая половина 60-х привела актера Тихонова на вершину актерского мастерства. Ему дали роль князя Болконского в картине «Война и мир», режиссера Сергея Бондарчука. Этот персонаж достался Тихонову благодаря Е.Фурцевой, которая в то время была министром культуры и благоволила актеру. Впоследствии Тихонов вспоминал, что эта работа далась ему очень нелегко, он выходил со съемочной площадки, чувствуя полное опустошение. Актеру нужно было органично смотреться в образе, хотя многое из него было непонятным и даже чуждым самому Вячеславу.
Еще один герой актера Вячеслава Тихонова очень запомнился зрителю. Это был учитель истории Мельников в картине «Доживем до понедельника», снятой режиссером С.Ростоцким. Он показал скромного, честного и порядочного учителя, который может найти общий язык с учениками. Кроме Тихонова в картине можно увидеть Ирину Печерникову, Ольгу Остроумову, Игоря Старыгина, О.Жизневу.
Карьера Тихонова резко пошла в гору и ему предлагают участие в самых разных проектах. В конце 60-х актер снимается в фильмах «Карусель», «Они сражались за Родину», «Семнадцать мгновений весны». Его роли разноплановые, но актеру удалось найти нужный формат для каждой из них и на экране он смотрится очень органично.
В картине «Карусель» актерский состав был по-настоящему звездным. Зрители могли увидеть Жанну Болотову, Владимира Басова, Евгения Леонова, Л.Куравлева. Следующая встреча Тихонова с актрисой Ж.Болотовой состоялась в телеспектакле «Размазня» снятого по произведению Чехова.
Но такой славы, которая обрушилась на актера после показа «Семнадцати мгновений весны», у него не было ни до того, ни после. Тихонов стал известным настолько, что его Штирлица знали даже дети. Съемки продолжались с 69-го по 72-й, картина должна была выйти к Дню Победы, но из-за политических соображений увидела свет только 11 августа 73-го. Все двенадцать серий не давали расслабиться, зритель переживал за Штирлица от первой до последней минуты фильма. Этот фильм стал самым звездным в карьере великого артиста. Его узнавали на улице, просили автограф и называли не иначе, как Штирлиц. Вячеслав отвечал очень сдержанно, ему не нравилась эта ассоциация с образом. Картину показывали за рубежом, куда пригласили всю съемочную группу вместе с режиссером Т.Лиозновой. Тихонову выплатили гонорар за эту роль в сумме 5500 рублей и впоследствии не добавили ничего, несмотря на рекорды проката.
В 2009-м было принято раскрасить картину «Семнадцать мгновений весны», на что Тихонов очень резко ответил, что к этому безобразию он не имеет ни малейшего отношения. Лента была задумана как черно-белое кино, и ни в каких раскрашиваниях не нуждалась.
После того, как фильм вышел на экраны, популярность обрушилась не только на Тихонова. Резко знаменитыми стали Леонид Броневой, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Екатерина Градова, В.Лановой.
Еще одна работа в фильмографии актера заслуживает внимания – картина «Белый Бим, Черное Ухо», того же режиссера С.Ростоцкого, снятая в 1977 году. В ней Тихонову досталась роль писателя.
В творческой биографии великих людей не все и не всегда бывает гладко. То, что раньше считалось преимуществом, переходит в разряд недостатков. Так случилось и с актером Вячеславом Тихоновым. У него была незаурядная внешность, благодаря которой удалось воплотить в жизнь многочисленных персонажей с «аристократическими» корнями. Именно эта внешность, по мнению идеологов СССР, была неподходящей для советского человека. Поэтому, чтобы остаться в кинематографе и получать новые роли, актеру каждый раз приходится доказывать свой профессионализм и свою принадлежность к русскому народу.
В 1978-м творческая биография актера пополнилась комедийной работой – картиной «По улицам комод водили»режиссера М.Гевина, где он перевоплотился во владельца того самого комода.
В конце 70-х Тихонову по просьбе Леонида Ильича Брежнева поручили читать текст, сопровождающий показ документального фильма «Малая земля», созданный по мемуарам Генерального секретаря. Заключительную часть под названием «Воспоминания» Тихонов читал во время прощания с Брежневым 11ноября 1982 –го.
В период 1989 по 2009 годы Тихонов занимал должность художественного руководителя ТПС «Актер кино».
В самом конце 80-х выходит еще один фильм с участием Вячеслава Тихонова – «Любовь с привилегиями», где действие происходит в перестроечное время. Герой Тихонова – пенсионер Кожемякин, до этого занимавший высокий пост в правительстве. Он приехал на отдых в закрытый санаторий и познакомился с женщиной(Любовь Полищук), которой предложил стать его женой. Кульминационным моментом фильма стало известие о том, чем занимался Кожемякин в годы сталинских репрессий и как его действия отразились на отце новоиспеченной супруги.
Перестроечный период очень тяжело сказался на творчестве актера Тихонова. Рухнуло все, что до этого было важным и несокрушимым, во что он верил и чему поклонялся. Сменилась идеология, и эта смена тяжело повлияла на психологию артиста. Он почти не снимается. Но не потому, что не зовут, а потому, что Тихонов сам отказывается от того низкопробного кино, куда его приглашают.
Актеру Тихонову никак не удавалось найти что-то общее с наступившими временами, он отказывается от ведения мастерской в своем родном ВГИКе. Этот период был самым застойным в карьере актера, картин было очень мало, роли в основном второго плана. Тихонов ответил согласием на предложение режиссера Никиты Михалкова сняться в ленте «Утомленные солнцем». Потом была работа в картинах «Зал ожидания» и «Берлинский экспресс». Но работа перестала быть творчеством и удовольствия от нее Тихонов не испытывал. Актер находился в состоянии полнейшего дискомфорта, продолжал отказываться от работы, не представляя себя в качестве шулера, коррупционного депутата или пропойцы-генерала.
В 1998-м режиссер Сергей Урсуляк решил снять картину о людях старой закалки, которые так и не смирились с наступлением перемен в обществе. Фильм назывался «Сочинение к Дню победы», и кроме Тихонова там можно увидеть Олега Ефремова и Михаила Ульянова. По сюжету они ветераны ВОВ, которые не приемлют всего, что происходит в их новой стране и улетают на самолете. Эта роль Тихонова была своеобразным протестом против наступившего времени и строя.
Еще одна запоминающаяся работа великого мастера сцены – картина «Бесы», в которой он стал Тихоном. А самой последней работой Тихонова была роль в картине «Андерсен. Жизнь без любви» режиссера Эльдара Рязанова. В фильме Вячеслав Тихонов перевоплотился в Бога.
Все, кто знал Вячеслава Тихонова, отмечают, что он был профессионалом с большой буквы, ярким и незаурядным человеком. Он имел многочисленные награды и премии от правительства, звание Народного артиста СССР и Героя соцтруда, ордена и медали, но при этом оставался обычным человеком, у которого напрочь отсутствовала звездная болезнь.
После смерти Тихонова, режиссер С.Ростоцкий, один из ближайших его друзей, снял документальную ленту «Профессия – киноактер», посвященную памяти великого артиста. Герои Тихонова служили примером не одному поколению подрастающих мальчишек, их любили, ими восторгались, на них старались быть похожими.
Остаток жизни Тихонов провел практически в одиночестве, у себя на даче, расположенной на Николиной горе. Он не любил шумное общество, избегал журналистов и почти нигде не бывал. Тихонов получил звание «великого отшельника» за свой закрытый образ жизни. На тот момент никого из друзей уже не было в живых, единственным «другом» актера стал телевизор, где он смотрел доброе старое кино и вспоминал о прожитых годах.
Личная жизнь
Вячеслав Тихонов никогда не афишировал свою личную жизнь. Он не хотел, чтобы то, что происходило в семье, становилось предметом для слухов и сплетен. Но вездесущим журналистам удалось раскопать факты о всех женщинах, которые сыграли в судьбе артиста решающую роль.
Впервые Тихонов влюбился в Юлию Российскую, с которой был знаком со школьной скамьи. Они были близки на протяжении трех лет, а потом всю жизнь дружили.
В 1950-м Тихонов женился первый раз. Его избранницей стала Нонна Мордюкова, сокурсница по ВГИКу. Они прожили в браке 13 лет, в 1950-м у них родился сын Владимир. Он прожил всего сорок лет и умер от наркотиков и алкоголя.
Они расстались тихо и без скандалов. Причиной одни источники назвали измену жены, другие – измену мужа. Поговаривали о романе Тихонова с актрисой Дзидрой Ритенбергс, но ничего серьезного из этих отношений не получилось.
Второй раз Вячеслав Тихонов женился на женщине по имени Тамара. Она работала переводчицей и озвучивала фильм французских режиссеров «Мужчина и женщина». Их брак длился более 40 лет. В 1969 году они стали родителями дочери Анны. Девушка тоже училась во ВГИКе, на актерском факультете. В 2005 году Тихонов стал дедушкой близнецов Вячеслава и Георгия.
Смерть
Военное детство, смерть сына, трудности и переживания не могли не сказаться на здоровье Вячеслава Тихонова. Первый инфаркт случился у актера в 2002-м, в 2007-м актер снова попал в больницу из-за проблем с сердцем.
В 2009-м Тихонову стало совсем плохо, и он опять оказался на больничной койке в Центральной клинической больнице. Актеру сделали операцию, состояние начало стабилизироваться, но перестали работать почки и легкие. Врачи попытались спасти Тихонова, но все оказалось напрасным – его не стало 04.12.2009 года. Лечащий врач был уверен, что это произошло из-за одиночества и ненадлежащего ухода за ним.
Прощание с великим актером прошло в храме Христа Спасителя. Еще при жизни он просил похоронить его рядом с сыном, но дочь решила по-своему, и местом упокоения стало Новодевичье кладбище, недалеко от Олега Янковского.
В 2013 году могилу Вячеслава Тихонова украсил монумент, автором которого стал скульптор А.Благовестнов.
Избранная фильмография
- 1948 Молодая гвардия
- 1954 Об этом забывать нельзя
- 1959 Майские звёзды
- 1965 Герой нашего времени
- 1968 Доживём до понедельника
- 1971 Егор Булычов и другие
- 1973 Семнадцать мгновений весны
- 1974 Повесть о человеческом сердце
- 1977 Белый Бим Чёрное ухо
- 1981 Отпуск за свой счёт
- 1987 Апелляция
- 1992 Бесы
- 1993 Кодекс бесчестия
- 1994 Кодекс молчания 2: След чёрной рыбы
- 1998 Зал ожидания
- 2006 Андерсен. Жизнь без любви