Зара Долуханова — биография
Зара Долуханова — советская, российская и армянская камерная певица, народная артистка СССР, известная своими выдающимися вокальными данными и вкладом в музыкальную культуру.
Детство
Заруи Агасьевна Макарьян, известная как Зара Александровна Долуханова, родилась 15 марта 1918 года в Москве, в армянской семье. Ее детство прошло в условиях значительных перемен, произошедших после революции. Семья, ранее владевшая магазинами на Сухаревской, оказалась в сложном финансовом положении, потеряв бизнес и большое жилье на Покровке, которое было преобразовано в коммунальную квартиру.
Отец Зары, Агаси Маркович Макарьян, по профессии был инженером-механиком. Несмотря на свою техническую деятельность, он увлекался музыкой и самостоятельно освоил игру на фортепиано и скрипке. Мать, Елена Гайковна Макарьян, исполняла армянские народные песни с большим чувством, что оказало значительное влияние на будущее Зары. Музыка окружала её с детства, и вместе с сестрой Дагмарой она с ранних лет приобщалась к музыкальному искусству. Первоначально Зару учили игре на скрипке и рояле, но вскоре стало очевидно, что её главным талантом является вокал — она унаследовала красивый голос от матери.
После окончания школы Зара поступила в музыкальный техникум, но обучение не завершила. Её судьба круто изменилась благодаря встрече с Александром Павловичем Долухановым, будущим мужем. Долуханов, композитор и преподаватель, распознал в ней исключительные вокальные данные и убедил её посвятить себя певческой карьере. Благодаря его наставничеству и поддержке, Зара переехала в Ереван и начала всерьёз заниматься вокалом. Именно Долуханов сыграл ключевую роль в становлении её как артистки, помогая развивать её талант и совершенствовать исполнительское мастерство.
Карьера певицы
Карьера Зары Долухановой начала стремительно развиваться в 1939 году после её блестящих выступлений на Декаде армянского искусства. Её пригласили в Ереванский театр оперы и балета, где она сразу заняла ведущие позиции в партии меццо-сопрано. В годы Великой Отечественной войны Долуханова продолжала работать в театре, когда музыкальная жизнь в Ереване кипела: в столицу Армении эвакуировали множество известных музыкантов, что дало молодой певице возможность учиться у лучших и совершенствовать своё мастерство. Этот период стал важным этапом в её творческом становлении. Однако в 1943 году, неожиданно для многих, Долуханова покинула театр в возрасте 26 лет. Она объяснила этот шаг стремлением к большей свободе в творчестве, заявив, что камерное пение давало ей простор для индивидуальной интерпретации и возможности работать над своим голосом без ограничений.
В 1944 году Зара Долуханова была приглашена в Москву для работы на Всесоюзном радио и телевидении. Здесь она стала солисткой и записала множество сольных программ. Её выступления включали арии и целые оперы в концертных версиях, а камерные концерты в сопровождении симфонического оркестра стали основным направлением её исполнения.
Настоящая слава пришла к певице в 1949 году, и, как это часто бывало в её жизни, всё решилось благодаря случаю. В августе этого года в Будапеште проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, куда отправилась большая группа артистов из СССР. Долуханова не входила в число тех, кто должен был принимать участие в конкурсах, она была приглашена только для выступлений на нескольких концертах. Однако один из руководителей делегации предложил ей попробовать себя в конкурсной программе. Долуханова приняла вызов и одержала победу, вернувшись домой уже знаменитой. С этого момента начался её стремительный взлёт к вершинам концертной славы.
Зара Долуханова стала первой в Советском Союзе певицей, исполнявшей забытые произведения таких композиторов, как Джованни Баттиста Перголези, Алессандро Страделла и Доменико Скарлатти. Её новаторство проложило дорогу к возвращению этих имен на концертные сцены. Также она первой в СССР исполнила партию Золушки в одноимённой опере Джоаккино Россини. Её версия Розины в «Севильском цирюльнике» также стала эталонной. Композиторы того времени, такие как Дмитрий Шостакович, Родион Щедрин и Микаэл Таривердиев, доверяли ей исполнение своих новых произведений, что подчеркивало её высокий профессионализм и уникальность как исполнительницы.
Одним из самых ярких нововведений Долухановой стало введение в репертуар произведений современных ей композиторов. Однажды, выступая в Ленинграде, она включила в программу работы Сергея Прокофьева. Публика не сразу приняла новаторство певицы и попросила вернуться к привычным произведениям, но Долуханова не отступила. Со временем её настойчивость принесла свои плоды — во время следующего выступления зрители сами требовали исполнения произведений Прокофьева.
На протяжении 40 лет Зара Долуханова оставалась преданной сцене. Её выступления проходили в лучших концертных залах мира, и она стала одной из первых советских артисток, исполнявших оперы на языке оригинала. Помимо выдающихся вокальных данных, она обладала редкой внешней красотой, но при этом оставалась скромной и таинственной фигурой, настоящей вокальной дивой XX века.
Художница
Современники Зары Долухановой вспоминают её как человека приветливого, сдержанного и чрезвычайно тактичного. Она никогда не обсуждала свои личные проблемы и не допускала грубости по отношению к другим. Долуханова была не только признанной вокальной дивой, но и иконой стиля. Её образы на сцене всегда вызывали восхищение у зрителей. Даже в кругу близких друзей она не позволяла себе расслабиться — её никогда не видели в домашней одежде, она всегда появлялась при полном параде, подчеркивая своё стремление к безупречному образу.
В центре внимания Долухановой всегда стояла работа над вокальным мастерством. Её стремление к совершенству проявлялось во всех аспектах карьеры. Один из примечательных случаев произошел, когда ей было 40 лет. Во время выступления в знаменитом Карнеги-Холл в Нью-Йорке певица осознала, что её голос утратил прежнюю мощность и блеск. Тогда она приняла смелое решение перейти из меццо-сопрано в сопрано. Этот переход потребовал от неё новых усилий — ей пришлось буквально учиться петь заново. Однако Долуханова, обладая невероятным трудолюбием, всегда стремилась к самосовершенствованию и никогда не принимала легких предложений. Она готовила свои концерты годами, полностью посвящая себя работе.
Зара Долуханова никогда не говорила о музыке в целом — её интересовал исключительно вокал. Её репетиции были неотъемлемой частью повседневной жизни, и даже соседи привыкли к тому, что в 16 часов она начинала свои упражнения. Настолько привычным это стало, что однажды, когда её голос не прозвучал в обычное время, одна из соседок, взволнованная, решила выяснить, что произошло. Оказалось, что певица переехала.
Когда Долуханова решила завершить свою карьеру, это стало неожиданностью для многих. Однако она осознавала, что нужно уходить на пике славы. В своём дневнике после последнего концерта в Сочи в 1982 году она писала: «Моей публики с годами всё меньше и меньше. Ни я им, ни они мне нужны не были, я отказалась петь. Я зашла в магазин пластинок и нашла свою, я её попросила, продавец бросил её мне. Я её посмотрела, репертуар на ней был замечательный: Бах и другие, но стоила она всего 10 копеек». Этот эпизод символизировал для неё конец эпохи. Прогуливаясь вдоль набережной, Долуханова столкнулась со своим давним поклонником. «Что это у вас?» — спросил он. Певица ответила: «Это как раз то, что я вам подарю!» — и подписала пластинку: «Дорогому другу от уценённой Зары Долухановой».
В 1983 году, после завершения своей блестящей певческой карьеры, Зара Долуханова открыла для себя новый вид творчества — живопись. Она начала писать картины маслом, и её второй муж, Игорь Яковлевич Ядров, поначалу сомневался в её способностях в этой области. Однако его удивление не знало границ, когда Зара всего за несколько часов завершила свою первую картину. Этот новый этап жизни оказался для Долухановой столь же значимым, как и её карьера певицы.
Со временем её творчество стало более экспериментальным: помимо масляных красок она начала использовать различные материалы — камни, нитки и другие предметы, что придавало её картинам особую уникальность. Подобно тому, как она подходила к музыке, Зара Долуханова посвятила себя новому увлечению с полной серьёзностью и самоотдачей. Несмотря на отсутствие профессионального художественного образования, её работы вызвали признание среди профессионалов. Художница не стремилась к коммерческому успеху и щедро дарила свои картины друзьям и близким.
Кроме живописи, Зара Долуханова продолжала заниматься музыкальной педагогикой. Она стала профессором Российской академии музыки имени Гнесиных, где вела класс вокала в Институте имени Гнесиных. За годы преподавания она воспитала около 30 учеников, многие из которых стали преподавателями и распространили её вокальную школу по всему миру. Её ученики высоко ценили мастерство и терпение наставницы, которая с той же страстью, что и в собственном исполнении, передавала свои знания новому поколению певцов.
Несмотря на многочисленные награды, среди которых были Государственная и Ленинская премии, Долуханова долгое время оставалась без высшего звания страны — народной артистки СССР. Это было связано с её категорическим отказом участвовать в официальных правительственных мероприятиях, что не устраивало власть имущих. Лишь в 1990 году, когда чиновник, отвечающий за присвоение званий, вышел на пенсию, Зара Долуханова наконец была удостоена звания народной артистки СССР, которое по праву принадлежало ей уже многие годы.
Смерть
Зара Долуханова оставалась энергичной и увлечённой личностью до последних дней своей жизни. Её неиссякаемая страсть к творчеству и саморазвитию проявлялась во всём, чем бы она ни занималась. Она не поддавалась унынию и всегда находила силы для новых свершений, будь то в искусстве, преподавании или личной жизни. Даже в преклонном возрасте она продолжала работать и учиться, что оставляло глубокий след в сердцах её учеников и поклонников.
4 декабря 2007 года, на 90-м году жизни, Зара Долуханова скончалась. Её смерть ознаменовала уход одной из ярчайших звёзд советской камерной музыки. Народную артистку СССР похоронили на Армянском кладбище в Москве, где её память увековечена рядом с другими выдающимися деятелями культуры. Зара Долуханова навсегда останется в истории как символ преданности искусству, пример для последующих поколений музыкантов и художников.