Жан Габен — биография
Жан Габен – французский актёр театра и кино, чье искусство завоевало не только признание критиков, но и сердца миллионов поклонников по всему миру. Его актёрский талант был дважды удостоен лауреатом премий Венецианского и Берлинского кинофестивалей, а также премии «Сезар». Родина Жана Габена, городок Мерьель, увековечил его имя, открыв в его честь музей, ставший своего рода святыней для поклонников его творчества.
Детство
Жан-Алексис Монкорже, известный под искусственным именем Габена, впервые увидел свет 17 мая 1904 года в столице Франции, городе Париже, окутанном аурой романтики. Рос он в численной семье, где из шести детей трое, к сожалению, ушли из жизни будучи младенцами. Дом Монкорже был полон творчества, ведь его родители, Элен Пети и Фердинанд Монкорже, были яркими звездами кабаре, радуя своим искусством зрителей, наслаждающихся атмосферой представлений с сигарами и ароматными напитками в руках.
Жан провел свои ранние годы в идиллической Мерьель, расположенной в 27 километрах от Парижа, где его детство наполнилось яркими впечатлениями и беззаботными днями на свежем воздухе. В этом месте, в доме с узким фасадом, он проводил время, играя на улице и любуясь живописными видами с окна своей комнаты.
Несмотря на то, что его родители были актерами, мальчик изначально не проявлял интереса к изящным искусствам, предпочитая спортивные состязания театральным постановкам. Габен не стремился следовать пути родителей, находя больше удовольствия в просмотре спортивных матчей, чем в творческой деятельности.
С ранних лет Жан выделялся упрямым и бунтарским характером, воспринимая школьные стены скорее как ограничения свободы, а не как источник знаний. Это привело к тому, что в возрасте 14 лет он окончательно покинул учебное заведение, особенно после смерти матери, что оказало значительное влияние на его дальнейшую судьбу.
Стремление отца увидеть сына на сцене мюзик-холла и желание наладить с ним отношения привели к попыткам Фернанда вовлечь Жана в мир искусства, однако молодой человек скептически относился к актерской профессии, видя в ней лишь источник страданий для своего отца.
После достижения совершеннолетия Жан начал зарабатывать на жизнь физическим трудом, далеко уходя от представлений и сцены. Несмотря на это, Фернандо был уверен в таланте своего сына и направил его в труппу «Фоли-Бержер», веря в его будущий успех.
Первые шаги Габена в мире театра не были легкими; он столкнулся с реальностью актерской профессии и испытал трудности в адаптации к новому для себя виду деятельности. Несмотря на это, он не унывал и стремился к успеху, принимая участие в различных постановках.
Служба в армии временно отстранила его от сцены, но после возвращения Жан взял псевдоним «Жан Габен» и продолжил свою актерскую карьеру, со временем осознав, что искусство стало для него главным приоритетом в жизни. Он смог вырваться на передовую французского кинематографа, став знаковой фигурой и получив признание в виде национальной премии «Сезар».
Карьера в кино
Переход Жана Габена из мирных вод парижских мюзик-холлов и оперетт в бурные волны кинематографа ознаменовался его дебютом на большом экране в 1928 году. В этом году он блестяще исполнил роли в двух немых кинопроектах под названиями «Львы» и «Эй! Чемоданы!», демонстрируя зрителям глубину чувств и эмоций без слов.
Прошло всего два года с момента его кинодебюта, когда он вновь поразил публику, на этот раз в фильме «Каждому свое» (1930), а следующим значительным шагом в его карьере стала главная роль в ленте «Мефисто» (1931). Эти работы укрепили его статус в кинематографической индустрии, делая его желанным участником многих проектов. Несмотря на начальную ограниченность его ролей кинолентами, известными преимущественно во Франции, Габен не унывал.
В 1935 году его карьера взлетела на новый уровень благодаря роли в военной драме Жюльена Дювивье «Батальон под знаменем» (или «Батальон иностранного легиона»), где актер сыграл Пьера Гилиета. Персонаж, оказавшийся в экстремальной ситуации и вынужденный скрываться от правосудия, показал всю мастерскую глубину Габена. В составе актерского ансамбля фильма также блестели Аннабелла, Робер Ле Виган и Гастон Модо, а среди прочих участников был замечен и знаменитый французский художник Пьер Ренуар.
В 1936 году Габен принял участие в экранизации произведения Максима Горького «На дне», где воплотил образ Васьки Пепла, персонажа с трагической судьбой. Эта роль добавила ему популярности и вне границ его родины.
За этим последовали выдающиеся работы в таких фильмах, как «Полнолуние» (1942), «Буксиры» (1941), «День начинается» (1939) и многие другие, где Габен демонстрировал свое актерское мастерство в разноплановых ролях.
В 1958 году актер сыграл одну из своих самых запоминающихся ролей в фильме «Отверженные», основанном на произведении Виктора Гюго. История Жана Вальжана, борющегося за справедливость и человечность, стала одной из величайших в его карьере. В этом же году Габен удостоился признания за роль в криминальной драме «Мегрэ расставляет силки», завоевав премию Эдгара Аллана По.
«Гром небесный» (1965) представил его в образе Леандра Брассака, персонажа, который, несмотря на возраст, не теряет страсти к жизни. А в 1969 году роль в фильме «Сицилийский клан» окончательно закрепила за Габеном статус актера, способного воплотить на экране самые сложные образы. В этом проекте он сыграл вместе с Аленом Делоном, что добавило работе особого колорита.
Таким образом, путь Жана Габена в кинематографе был путем непрерывного творческого поиска, в ходе которого он не только завоевал любовь и признание зрителей по всему миру, но и оставил неизгладимый след в истории мирового кино.
Личная жизнь
Жан Габен был человеком сложного характера, скрывающим за угрюмым видом глубокую душевность и чувствительность. Его непреклонность и требовательность к деталям на съемочной площадке зачастую ставили в тупик коллег, однако именно эти качества помогали создавать незабвенные образы, запечатленные на пленке.
Не улыбаясь, Габен словно носил маску серьезности, которая, однако, не мешала ему покорять сердца женщин своей неповторимой мужественностью и харизмой. Его отношение к работе, стремление к совершенству иногда вступало в конфликт с творческими взглядами других членов съемочной группы, что не раз приводило к напряженным моментам, в том числе к увольнению со студии «RKO Pictures».
В личной жизни Жана Габена были яркие и страстные романы, которые, однако, не всегда достигали гармонии и понимания. Габи Бассет, его первая избранница, была его спутницей на протяжении пяти лет, но их пути разошлись. Затем в его жизни появилась знаменитая Марлен Дитрих, роман с которой оставил неизгладимый след в его сердце, но также закончился разрывом.
Наконец, судьба свела его с Доминик Фурнье, манекенщицей, которая стала его последней и, пожалуй, самой важной любовью. Ответив согласием на его предложение, Доминик подарила Жану семейное счастье и троих детей. Габен, став отцом, пытался защитить своих детей от неизбежных трудностей актерской профессии, особенно не желая, чтобы его дочь последовала его путем.
Причина смерти
15 ноября 1976 года мир кино потерял одну из своих ярчайших звезд – Жана Габена. Жизнь великого актера оборвалась в результате сердечного приступа. В соответствии с его последней волей, тело было подвергнуто кремации, а затем прах великого мастера был торжественно рассеян над просторами моря, символизируя его свободолюбивый дух и бесконечную любовь к искусству, которая сопровождала его на протяжении всей жизни.
Уход Жана Габена оставил неизгладимый след в сердцах поклонников и коллег по цеху, ознаменовав конец эпохи в истории французского и мирового кинематографа. Его талант, мастерство перевоплощения и неповторимая харизма продолжают вдохновлять и по сей день, а фильмы с его участием остаются вечными классиками, позволяя будущим поколениям зрителей открывать для себя величие его актерского искусства.