История компании Яндекс


Один из крупнейших отечественных IT-гигантов начал своё восхождение к вершинам популярности в 1993 году, когда на просторах сети появился новый локальный файловый поисковик с одноимённым названием. С тех пор одна небольшая программа выросла в международную платформу, доминирующую на территории государств СНГ. В сфере деятельности компании не только разработка программного обеспечения и поддержка знаменитого интернет-портала, но и разработка компьютерного оборудования для внутреннего и зарубежных рынков. Активы предприятия выросли до более чем 10 млрд долларов, что позволило «Яндексу» войти в список самый дорогих компаний на просторах Рунета.

Рождение бренда

Хозяином идеи считается Аркадий Юрьевич Волож. На старте его карьера не задалась. Никому не известный юноша, родом из Казахских степей, провалил своё поступление в МГУ и был вынужден получать образование в институте Нефти и Газа им. Губкина. Уже после окончания ВУЗа, работая в Институте проблем управления АН СССР, он заинтересовался разработкой универсального ПО, которое помогло бы решить множество проблемы с обработкой огромных массивов с данными для рабочих станций. Для успешного стартапа нужен капитал, поэтому некоторое время приходилось трудиться на поприще кооперативной деятельности. Так Аркадий познакомился с Робертом Стабблбайном, который впоследствии стал соучредителем их совместного предприятия по реализации ПК (CompTek).

Яндекс
Аркадий Волож и Илья Сегалович презентуют компанию CompTek

Продолжая совершенствовать свой английский, Волож знакомится с Аркадием Борковским – специалистом по компьютерной лингвистике. Собрав команду профессионалов, в ряды которых входил талантливый программист Илья Сегалович, два научных сотрудника создали новый шедевр коммерции под названием «Аркадия». Под этой маркой были разработаны такие комплексы, как «Международный Классификатор Изобретений» и «Классификатор Товаров и Услуг». В 1993 году компания переходит под руководство CompTek. Илья Сегалович создаёт новый программный продукт, предназначенный для поиска данных внутри накопителя. И называется он «Яndex».

Развитие деятельности

Над совершенствованием поисковика и расширения его возможностей трудилось множество отечественных программистов под строгим руководством Юрия Апресяна. В 1994 году начинает свой путь программная система поиска, основанная на обработке Синодального перевода Библейских текстов. В 1995 году поисковик внедряется в культурное наследие нации: стартует проект «Академическое издание классиков», в который входят бессмертные произведения Александра Пушкина и Грибоедова.

Яндекс
Презентация Яndex.Site на Netcom в 1996 году

В 1996 году был разработан продвинутый алгоритм построения гипотез. Вполне простой принцип успешно применялся на практике: при обнаружении незнакомого слова поисковик самостоятельно определял варианты его изменения, используя лишь базовый словарь. Таким образом, появилась возможность использовать поисковик для обработки интернет-запросов. На выставке Netcom 1996 года компания представила два продукта. Яndex.Dict – расширенный морфологический словарь и Яndex.Site – поиск по содержимому локального веб-сайта. Уже после появился поисковик по компакт-диску (Яndex.CD) и программный пакет для разработчиков (Яndex.Lib).

Покорение интернета с 1996 года

В то время многие русскоязычные пользователи сети получали ответ на свои запросы через ресурс AltaVista, механизм которого был частично основан на Яndex.Dict. Для создания собственного поисковика разработчикам достаточно было написать интернет-бота, который будет заниматься индексацией русскоязычных сайтов. Первая версия робота собрала более 5 тысяч страничек с общим объёмом текстовых данных 4 Гб.

И уже 25 сентября на очередной выставке, посвящённой событиям в мире IT-технологий, компания представила полноценный сетевой поисковик Яndex.Web. Над дизайнерской частью данного ресурса потрудился Артемий Лебедев, который до сих пор является центральной фигурой в сфере стилизации компьютерных сервисов фирмы.

Яндекс
Страница Яndex версия 1998 года

Система интернет-поиска в то время объединяла в себе такие возможности, как:

  • Взятие за основу морфологии русскоязычных текстов.
  • Расчёт длины отрезков между словами в пределах выделенного участка.
  • Удобный для использования алгоритм, отвечающий всем запросам пользователя.

При этом особое внимание было уделено расчётам частоты появления слов в тексте, запросе, их позиции относительно документа.

Первый рекламный баннер, которыми так знаменит данный поисковик, появился на сайте в 1998 году. Это позволило компании заключить весьма выгодные контракты в рекламодателями.

Новый логотип и название предприятия: 2000 год.

Компании было решено дать полностью русскоязычное наименование «Яндекс». Подразделение CompTek переходит в самостоятельный режим управления, что стало возможным благодаря прямым инвестициям ru-Net Holdings. Более трети всех акций компании отправляется к холдингу, а генеральным директором нового коммерческого образования становится Аркадий Волож.

Яндекс
История логотипов компании Яндекс

Поисковик обрастает сервисами: Яндекс.Товары Гуру, Почта, Закладки, Новостной дайджест и прочее. Также был придуман лозунг («Найдётся всё!»), который по сей день используется на просторах сети.

Ежеквартальный рост прибыли с 2001 года

Система Яндекс.Директ в течение 12 месяцев разместила на площадках сайта более 2 тысяч блоков текстовой рекламы. Таким образом, компания получила в своё владение существенную сумму денежных средств, которые вскоре были вложены в разработку новых идей и поддержку уже существующей линейки продуктов. С 2002 года «Яндекс» перешёл на уровень полной самоокупаемости, то есть доходы от продажи стали превышать расходы на реализацию ПО.

Появляется сервис Яндекс.Картинки, который проводит поиск по всем имеющимся в сети изображениям. Также не прекращается работа над Яндекс.Маркет, благодаря которому стало намного проще найти среди всех представленных предложений подходящую под условия запроса продукцию.

Выход на международный уровень: 2005 год

В городе Одесса открывается первое официальное представительство компании, находящееся за пределами РФ. Его деятельность направлена на поддержку украинских пользователей сети. В 2006 году часть мощностей производства переносится в Санкт-Петербург. В 2007 году на территории соседнего государства разворачивается поисковая система «yandex.ua». Офис под названием Yandex Labs, что расположен в Калифорнии, был основан в 2008 году. Разработчики расширяют программный комплект для индексации зарубежных интернет-ресурсов. В 2009 году в комплекс вносится новый алгоритм «Снежинск», предназначенный для поиска по определённому географическому объекту.

Яндекс
Офис Яндекса в Петербурге

В 2011 году появляется возможность перевода текстовых данных с иностранных страничек. Вводится в оборот сервис Яндекс. Перевод и соответственно домен yandex.com. Также отдельные странички формируются для жителей Белоруссии и представителей татарской национальности. Украинская версия ресурса также обрастает новшествами. И существенно модифицируется сервис Яндекс.Карты.

Первые покупки Яндекса: 2007 год

В пользование компании переходит достаточно известный на тот момент разработчик ПО, специализирующийся на поддержке мобильных устройств и операционных систем типа Symbian, Windows Mobile, J2ME. Для успешного продвижения своего продукта Яндекс.Пробки руководство приобретает инфоагенство Смилинк, что позволяет разработчикам Яндекса получить самую большую базу данных о городском движении транспорта.

Конкурентная борьба

В виду расширения влияния компании на зарубежном рынке, американские издатели сетевого ПО, включая такого гиганта как Google, начинают процесс вытеснения конкурента с первых позиций в рейтинге крупных поисковиков. В мае 2011 года Яндекс продаёт более 50 млн. своих акций через биржу Nasdaq, после чего уровень капитализации компании возрастает до 8 млрд. долларов. И уже в конце 2011 бренд попадает на 5 строчку в рейтинге интернет-сервисов благодаря существенному росту обрабатываемых запросов.

Яндекс

Google запускает в оборот браузер Chrome и активно навязывает его русскоязычным пользователям. Чтобы закрепить свою часть на рынке (более 16% всего рунета) американские разработчики навсегда вырезают из браузера поддержку Яндекс сервисов. Планы по расширению производства терпят крах, но отечественный бизнес не сдаётся и спустя месяц русские разработчики объявляют свой браузер по-умолчанию для мобильных устройств марки HTC, Samsung Omnia и Nokia Lumia.

Количество постоянных пользователей Яндекса больше, чем аудитория «Первого канала»: 2012 год

Данный факт связан не только с падением популярности телевидения, но и растущим спросом жителей на мобильные гаджеты и компьютерные устройства. Согласно статистическим данным, в апреле 2012 года ежедневно поступали запросы от 19 млн. человек, что на 1 млн. больше количества зрителей популярного новостного ТРК. Это обусловлено наличием множества сервисов, включая информационные порталы, видео-ресурсы и новостную ленту.

Приобретения в сфере IT

22 июня 2012-го года Яндекс скупил часть акций (25% пакета) предприятия Сейсмотек, благодаря чему было разработано приложение Яндекс.Терра. В 2013 году один из самых популярных информационных порталов «КиноПоиск» полностью переходит под управление директората Яндекса. То же самое касается израильского бренда KitLocate, специализирующегося на разработке геолокационного ПО для устройств на базе Андроид, iOS. Он стал частью семьи в марте 2014 года.

Закрытие популярного сервиса: 2016 год

31 марта Яндекс.Словари прекратил своё существование. Он позволял осуществлять поиск, опираясь на данные из справочников, размещённых на информационных сайтах. Причиной этого шага стали судебные разбирательства по поводу защиты авторских прав. Обладатели лицензии предъявили претензии к сотрудникам Яндекса относительно несанкционированного распространения на территории РФ оцифрованных копий Энциклопедий. Часть функций данного сервиса разработчики компании переложили на Яндекс.Переводчик.

Попадание в санкционный список: 2017 год

Президентом Украины по согласию с Верховной Радой было принято решение о прекращении деятельности Яндекса и других представителей русской IT-культуры на территории своего государства. По этой статье для жителей Украины был закрыт не только доступ к браузеру, но и ко всем его сервисам. Провайдерам была дана задача блокировать указанные в списке ресурсы до особого распоряжения. Срок действия санкций предварительно истекает в мае 2020 года, если правительство Зеленского поддержит инициативу отмены блокировки.

Основные направления компании сейчас

В 2016 году стартовала программа компании по разработке автомобилей-беспилотников. Первый реально тестируемый образец, предназначенный для перевозки пассажиров, начал свою работу в рамках сервиса Яндекс.Такси. В 2017 году начинается сотрудничество со Сбербанком. В общее коммерческое пространство под названием Яндекс.Маркет внедряются такие компоненты, как торговые онлайн-площадки «Беру» и «Bringly». Основные преимущества данной программы – это модернизация системы онлайн-покупок и поддержка зарубежных магазинов. В 2018 году происходит объединение двух сервисов Uber и Яндекс.Такси в единое целое. Таким образом, расширяется парк автомобилей и упрощается система управления движением и процедурой поиска подходящего авто.

Яндекс
Открытие Яндекс.Такси

В октябре 2018 года дан старт Ассоциации компаний, ряды которой пополнили такие участники IT-рынка, как Сбербанк, группа Тинькофф, Mail.RU, оператор МегаФон и oneFactor. Данное решение было принято в рамках создания на территории РФ сообщества, чья деятельность направлена на расширение сферы онлайн-услуг и поддержку программных компонентов, предназначенных для обработки «больших данных».

«Яндекс» сегодня

С начала 2019 года Яндекс плотно сотрудничает с Rambler Group в сфере предоставления рекламных услуг. То есть компания имеет право размещать баннеры на площадках Рамблера. Также изменения касаются и системы монетизации видеороликов. Весной 2019 года турецкий банк Isbank добавляет для своих клиентов возможность использования сервиса Яндекс.Кассы.

Яндекс
Команда компании Яндекс

Офисы и официальные представительства компании расположены как в странах Европы, так и на территории Израиля и Китая. И, несмотря на серьёзные амбиции касательно расширения зоны влияния, деятельность компании преимущественно направлена на обеспечение спроса жителей государств, входящих в СНГ. К концу 2019-го в системе стало доступно масштабное обновление «алгоритм Вега». По словам разработчиков, этот комплекс призван исправить все обнаруженные ошибки и уязвимости, а также существенно ускорить работу браузера.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Яндекс?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя