Княгиня Ольга — биография
Княгиня Ольга — была регентом при сыне и правила Великой Русью с 945 года по 960 год, после смерти её мужа Игоря Рюриковича. Является первой правительницей, которая приняла христианство. Церковь признала её равноапостольной святой Руссой православной церкви.
Княгиня Ольга является первой женщиной – правительницей Руси, она была регентом при малолетнем сыне Святославе, после убийства её мужа Игоря Рюриковича древлянами. За время своего правления она не вела боевых действий, все вопросы по внешней политике старалась решать переговорами. Ольгу больше интересовала внутренняя политика подвластных ей земель, в решении которых она несомненно преуспела. Когда её сын Святослав вырос, и часто стал отлучаться из Киева находясь в походах, она продолжала править Русью. Посещая Константинополь в 957 году, она приняла крещение, а затем стала укреплять христианство среди племён. Насаждение новой религии Ольга продвигала достаточно агрессивно, были сожжены и разрушены славянские капища, а на их месте она велела устанавливать кресты. Древнеславянские боги были низвергнуты именно ею.
Детство и юность
Кто были её родители и точная дата рождения великой княгини неизвестна. Существует не одна версия этих событий. В Степенной книге XVII указано, что что смерть княгини наступила в восемьдесят лет. Отсюда можно сделать заключение, что дата её рождения это конец IX века. Если принять за основу «Архангелогородского летописца», то получается, что она вышла замуж в десятилетнем возрасте.
Исследователи продолжают исследования её жизни, у них возникают споры по поводу даты рождения. Цифры разнятся, начиная с 893 года и до 928 года. На сегодняшний день принято считать датой рождения 920 год, но как мы понимаем это тоже приблизительная дата.
В древней летописи «Повесть временных лет» говорится, что местом рождения Ольги была деревня Выбуты, которая находилась в псковской области. Так же имеются сведения, что она была незнатных кровей, а её родители были из крестьян.
Но существуют и другие версии, например, что она являлась дочерью Вещего Олега, который в это время правил Русью. Согласно этой версии, он принял решении о женитьбе Игоря Рюриковича на Ольге, когда они подрастут.
Есть и другая легенда, где происхождение Ольги скандинавское. Археологи подтверждали, что в те времена на псковской земле действительно жили предки викингов. Её имя предположительно звучало как Helga. Ещё в 1888 году архимандрит Леонид выдвинул предположение, что она имеет болгарское происхождение, а родилась не в Пскове, а в городе Плиска, что в то время был столицей Болгарии. Он указывал, что был не верно сделан перевод с древнеславянского. Но так или иначе вплоть до 945 года письменных упоминаний о Ольги нет.
Правление
После смерти мужа, Ольга становится полноправной правительницей. Дружина Игоря признала её права. Своё правление она начала с мести древлянам. Историки обозначили, что их было четыре.
Первая месть
Древляне, по традиции которая существовала у восточных славян в те времена, когда победитель претендовал на всё имущество побеждённого, прислали к Ольги сватов, в количестве около 20 человек. Они передали Ольге предложение стать женой их князя Мала. Они ей поведали, что её муж как волк разорял их княжества, а их князь справедливый, он бережёт «Деревскую землю» и хочет объединить все земли и тогда их государство будет самым могущественным.
Она приняла незваных посланников достаточно любезно, и сказала им, что примет их завтра, и пусть они не идут к ней пешком, а попросят отнести их на ладье к терему Ольги. За ночь в княжеском дворе была выкопана большая яма, в которую и скинули посланников вместе с ладьёй. Затем княгиня велела их закопать заживо.
Вторая месть
А затем княгиня отправляет послание к Малу, в котором просит прислать ей более достойных и сильных сватов, «лучших мужей». Мал соглашается с её просьбой и присылает в Киев самых благородных представителей древлян.
Под предлогом, что им нужно вымыться перед разговором с княгиней, их всех запирают в бане, а затем и заживо сжигают.
Третья месть
Ольга направляет к древлянам своих посланников со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». По прибытии она велит насыпать большой холм на месте убийства мужа, и затевает похоронный пир.
Древлян стал интересовать вопрос, где их сваты, которые дважды отправлялись в Киев. На что они получили заверения, что те скоро вернуться, вместе с её дружиной. Опоив древлян, Ольга приказывает своим людям убить их всех. В летописях указывается, что было убито более 5000 древлян, при чем основная часть была из самых знатных представителей древлянских племён. Затем Ольга возвращается в Киев. По прибытию на родину она сразу отдаёт приказ о сборе войска, для военного похода на древлянские земли. Ей необходимо подавить начавшееся восстания.
Четвёртая месть
Собрав войско, в 946 году она вместе со своим сыном отправилась на древлян. Но несмотря на кровавые события на тризне древляне смогли собрать достаточно много воинов, и дать отпор киевлянам. Но их войска были значительно слабее, и в сражении они потерпели поражение. И вскоре им пришлось отступить и укрыться в своих городах.
Княгиня Ольга отправляется по направлению к столице древлян Искоростеня, вблизи которого и был убил её муж. Остальные города уже были осаждены её войсками. Древляне уже знали крутой нрав княгини. Они понимали, что на её милость рассчитывать им нельзя, поэтому сопротивление было отчаянное. Войска Ольги несколько раз пытались взять штурмом столицу противника, но каждый раз их атаки были отбиты, и тогда она решает покорить древлян хитростью.
Она отправляет к ним посланника со словами, о том, что все города их уже взяты, и готовы платить ей дань. Древляне ответили, что готовы на заключение мира, но боятся её мести. На что предприимчивая Ольга ответила, что она уже отомстила, и больше мстить не собирается, а хочет только получить с них дань и вернуться в Киев. Осаждённые люди ей ответили, что у них нечем оплатить. Ольга притворилась великодушной и дала такой ответ: «Если ныне у вас нет ни меда, ни шкуры, я не хочу тягости налагать, как муж мой возложил на вас, но мало требую, дайте мне от двора по три голубя и по три воробья, и этим я буду довольна».
Уставшие от боевых действий люди обрадовались такому повороту событий. Они увидели возможность прекращения осады, и поверили Ольги, передав ей требуемых птиц.
А вечером она приказала привязывать к лапкам птиц сухую траву, а затем перед тем как отпустить их поджечь. Город запылал практически мгновенно. Защитники Искоростеня выбегали из объятого пламенем города за его стены, где тут же были схвачены киевлянами.
Большинство старейшин были убиты, многих она раздала своим людям в качестве рабов, а остальным сохранила жизнь, обязав их платить ей дань, которая составляла 2/3 для самого Киева и 1/3 для Вышгорода. Затем она посетила и все оставшиеся земли древлян, облагая их новым оброком.
Реформы
Во время военных походов Святослава, княгиня правила страной «железной рукой». Она внедрила много реформ. После победы над дремлянами она начинает строительство домов из камня. Ольга хорошо помнила, как пылала столица ненавистного врага. Одним из первых каменных строений стал её дом, а затем и городской дворец.
Создала центры для торговли и обмена, так она наладила сбор подати. При этом было строго установлено время, периодичность и размер дани. Каждому княжеству был назначен налог, который прозвали «полюдья». Все земли, бывшие в подчинении у Киева были обязаны платить, в каждом таком княжестве был назначен тиун — княжеский подчинённый, он был ответственен за приём и учёт подати, а также в его обязанность входила и доставки натуральных продуктов в столицу.
Собственно говоря, она провела налоговую реформу. Теперь не нужно было князю объезжать свои территории собирая подати, теперь данники самим её доставляли. Мёд, меха и различные ресурсы потекли в столицу Руси, а риск восстания недовольных снизился.
Принятие христианства
Между 949 и 955 года Ольга отправляется в Константинополь. Она преследовала сразу несколько целей в этом путешествии. Показать военное могущество Руси, дипломатическая миссия и конечно религиозное паломничество. Ольга наотрез отказалась принимать крещение в Киеве, в котором имелась церковь, она опасалась бунта местных жителей.
Вместе с ней в Константинополь отправилось около ста человек. Свита состояла из торговых людей, приближённых к правительнице знатных особ, переводчики, русские князья, священник. Историки также высказывали мнение что с ней отправилось не менее 1000 человек, вместе с охраной. А, следовательно, в гавань города вошла целая русская флотилия.
Принимал правительницу сам император Константин. После беседы с ней он сказал: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». На что она ответила: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь».
Крещение самим императором, конечно, добавило ей политического веса. Торговый союз с Византией, который был одним из каналов дохода киевских князей, стал более выгодный для «крёстной дочери императора». При крещении ей было дано имя Елена. Но в истории она осталась княгиней Ольгой.
По возвращению на родину, везя с собой книги и иконы Ольга первым делам хотела крестить своего единственного сына Святослава. Но он оказался непримиримым противником христианства. Дружинники поддерживали своего правителя. Святослав, отказавшийся от крещения, однако никому не запрещал сменить веру. Его дружинники не принимали новую религию, и более того, они убеждали князя в том, что она может ослабить государство. Но Святослав не стал перечить матери.
Княгиня Ольга во времена своего правления выстроила не один десяток храмов и монастырей. Так же она совершила поездку на северные территории, с целью крещения желающих. Но её действия нельзя назвать гуманными. Она уничтожала все языческие символы.
За всё время Ольга так и не смогла обратить в христианство всю страну. Новая вера так и не стала основной. Так же ей пришлось отказаться от своих походов. Она поселилась в Киеве и занялась воспитанием внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Крестить их она не решилась, но веру им свою она привила. Они позднее продолжат становление Руси на путь христианства.
Личная жизнь
Согласно легендам и предположениям историков брак между Ольгой и Игорем имеет несколько версий. По одной они детьми были обручены Вещим Олегом, но есть и другая история. Когда Игорь охотился, он на переправе через реку встретил Ольгу, которая была одета в мужскую одежду и была перевозчиком. Девушку в ней он сразу разглядел, и она ему приглянулась. Игорь попытался сблизиться с прекрасной незнакомкой, но получил решительный отказ.
Позднее, когда пришло время обзавестись ему женой он вспомнил о ней велел её найти и привезти к нему.
Достоверно известно лишь то, что после смерти мужа она больше не была в официальном браке. На предложение императора Константина стать его женой она отказала, сказав: «Как же меня хочешь взять, окрестив сам и нареча себе дщерью? У христиан же такого закона нету, как сам знаешь».
Смерть
Княгиня Ольга умерла в 969 году. Её смерть не была насильственной, она скончалась от старости. В 968 году во время первого нападения на Русь печенегов она находилась в осажденном Киеве, вместе с внуками. Святослав в это время был в военном походе, вернувшись он разгромил врага, и снял осаду. Вновь собиравшись в дорогу, Святослава остановила Ольга и сказала, что она уже стара, и попросила его остаться в городе.
И всего спустя три дня великая княгиня умерла. Ольга была похоронена по-христиански, её тело было погребено в землю.
Её внук Владимир Святославович в 1007 году перенёс её мощи в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. В XIII веке состоялась её официальная канонизация и Ольгу стали почитать как равноапостольную святую. В Пскове есть мост и часовня, которые названы в её честь. Так же в родном городе ей поставили два памятника.