Николай Гастелло — биография
Николай Гастелло – советский военный летчик, совершивший в самом начале ВОВ героический подвиг. Ценой собственной жизни он уничтожил колонну вражеской техники, направив в нее свой горящий бомбардировщик.
Во время Великой Отечественной войны простыми людьми было совершено тысячи великих подвигов, о каждом из которых мы должны помнить. Одним из героев, приблизившим долгожданную победу, стал советский военный летчик Николай Гастелло. Осуществленный им «огненный таран» навеки вошел в летопись тех страшных лет, а его имя стало поистине нарицательным.
Да, советская пропаганда активно использовала подвиг выдающегося летчика в своих целях. Многое в этой истории приукрашено и даже переиначено. Несомненно одно – Гастелло совершил мужественный поступок, решиться на который сможет далеко не каждый.
Детство и юность
Знаменитый летчик родился в столице СССР 6 мая 1907 года в рядовой рабочей семье. Его отец был белорусом, а его фамилия в оригинале звучала как Гастылло. В начале 20-го века Франц Павлович прибыл в Москву из белорусской деревни Плужыны, устроился на работу, да так и обосновался здесь. Именно в столице его фамилию переиначили, с тем, чтобы окружающие легче воспринимали ее на слух. Работая на железной дороге литейщиком, Гастелло-старший встретил будущую жену Анастасию, которая тогда трудилась в швейном цехе.
Вскоре в молодой семье родился первенец – Николай, а через несколько лет появился и второй сын Виктор. Семейство ютилось в небольшом бараке на окраине Москвы.
Когда пришло время начинать обучение, Колю отдали в школу для мальчиков. Проучился он в ней всего два года, после чего в 1918 году настал страшный голод и многих школьников эвакуировали в Приволжье. После возвращения юноша окончил еще два класса, а затем устроился подмастерьем к столяру.
В 1924-м семейство Гастелло перебралось в Муром, где Коля вместе с отцом трудоустроились на предприятие «Муромтепловоз». Здесь молодой человек наконец закончил школу, совмещая учебу с работой. В начале 30-х семья вернулась домой, в Москву. В родном городе будущий герой устроился на машиностроительный завод.
На военной службе
В 1932-м Гастелло призвали в ряды Красной Армии. его направили в Луганск, где располагалась авиационная часть. После года подготовки курсант стал летчиком и был распределен в Ростов-на-Дону. Здесь на протяжении пяти лет он был вторым пилотом-бомбардировщиком, а к концу службы стал командиром экипажа самолета.
В конце 30-х подразделение Николая было реорганизовано, вследствие чего он попал в бригаду тяжелой бомбардировочной авиации. Военное начальство высоко оценило храбрость молодого бойца, и уже через год он стал командиром первичного тактического отряда. Вскоре Гастелло был назначен на должность заместителя командира эскадрильи.
В этот же период на советско-монгольской границе произошел локальный конфликт с Японией, в разрешении которого участвовал отряд Николая Францевича. Далее была советско-финская война, ставшая второй в биографии летчика. Летом 1940-го проводилась знаменитая Бессарабская операция, результатом которой стало присоединение Бессарабии, Северной Буковины и Герцы к СССР. В этих сражениях Николай проявил себя, как профессиональный летчик, преданный долгу перед Родиной.
Под конец 1940-го подразделение Гастелло передислоцировалось в Псковскую область, а после и в Смоленск, поближе к границе с Европой. Здесь боец удостоился звания капитана авиации. Перед самым началом войны Николай отучился на специальных курсах, где познакомился с новой боевой техникой – двухмоторным бомбардировщиком Ильюшина.
Так сложилось, что широко освещен только главный подвиг Гастелло – «огненный таран», поэтому первый его героический поступок остался почти незамеченным. В июне 1941-го, находясь под шквальным пулеметным обстрелом, молодой солдат подбил немецкий «Люфтваффе» из турельной установки. За все время своего участия в сражениях Николай проявил недюжинную храбрость и мужество. Руководство отмечало, что Гастелло способен оперативно принимать важные решения в самых критических ситуациях.
Личная жизнь
В довоенное время Гастелло увлекался футболом и лыжами, совершал прыжки с парашютом.
Известно, что у Николая Францевича была супруга и двое мальчишек, которым так и не довелось дождаться отца. Подробностей личной жизни героя практически не сохранилось – основное внимание в те годы уделялось его подвигу.
«Огненный таран»
Шел четвертый день войны. Для нанесения бомбового удара по колонне в небо поднялся советский бомбардировщик ДБ-3ф, под управлением капитана Гастелло и его команды – штурмана Бурденюка, радиста Калинина и лейтенанта Скоробогатого. Задачей экипажа было нанесение авиаудара по колонне вражеской техники.
В операции была задействована еще одна группа летчиков под командованием Ф. Воробьева. Имена остальных членов экипажа в хронике не фигурируют.
В ходе выполнения задания фашистские артиллеристы обстреляли советские самолеты, в итоге бомбардировщик Николая Гастелло был подбит. Снаряды попали в топливный бак, самолет загорелся. Николай мог спастись, прибегнув к катапультированию. Вместо этого 33-летний капитан направил горящую машину прямо на фашистскую колонну, уничтожив почти всю вражескую технику. Ценой своей молодой жизни летчик разрушил планы захватчиков и сорвал им спецоперацию. Все члены экипажа ДБ-3ф погибли вместе со своим командиром.
Когда стемнело, местные жители подошли к сгоревшему самолету и разыскали тела всех погибших летчиков. Обернув солдат в парашютную ткань, белорусы похоронили героев рядом со своей деревней. Вернувшись на базу, члены второго экипажа отрапортовали об обстоятельствах случившегося.
Память
В первые годы войны СССР нес особенно тяжелые потери, поэтому каждая успешная операция была на вес золота. О подвиге Гастелло стали писать в газетах и журналах, его героическая история передавалась из уст в уста. В июле 1941 года Николая Францевича посмертно удостоили звания Героя Советского Союза. В дальнейшем советские летчики совершили еще немало таранов, каждый из которых стали называть повторением подвига Гастелло.
В честь героического командира названо множество географических объектов на территории Союза. Его «огненный таран» стал основой сюжета для ряда книг и художественных фильмов.
С приходом условной «свободы слова» в 1990-х многие публичные люди стали подвергать сомнению подвиг Гастелло. По одной из версий капитан не совершал никакого тарана, а катапультировался и сдался в плен фашистам, а немецкую колонну уничтожил экипаж Маслова.
Эту версию вряд ли можно назвать правдоподобной. Попадись в руки фашистов такой военнопленный, руководство гитлеровской Германии не стало бы об этом умалчивать, а постаралось бы извлечь из этого выгоду. Кроме того, никаких данных о нахождении Гастелло в плену в архивах до сих пор не найдено.