Пол Пот

Пол Пот — биография


Пол Пот был камбоджийским политическим и государственным деятелем, который занимал пост Генерального секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Кампучии и возглавлял движение Красных кхмеров. Он причислял себя к последователям марксизма-ленинизма в сталинском воплощении и считал себя учеником Сталина, чьи идеи сформировали его как политического деятеля. Под руководством Пола Пота была предпринята радикальная попытка реструктуризации общества с целью установления коммунистического строя, что сопровождалось массовыми репрессиями, этническими чистками и голодом. В ходе его правления произошел геноцид, в результате которого, по разным оценкам, погибло от 1 до 3 миллионов человек.

Детство

В биографическом очерке Салота Сара, более известного как Пол Пот, многое остается неизвестным из-за его стремления скрывать личную жизнь. Принято утверждать, что он родился в 1925 году в селе Прексбаув в семействе заможных крестьян кхмеров Пека Салота и Сок Нем, занимая восьмое место среди девяти детей. С ранних лет он овладел грамотой. Двоюродная сестра Сара, Меак, имела статус кхун преаб ме неанг (что означает «дама, заботящаяся о женщинах») при королевском дворе и была любовницей наследного принца Сисовата Монивонга, родив от него сына Коссарака. Его старший брат, Лот Суонг, также служил при дворце, а сестра Салот Роёнг участвовала в исполнениях королевского балета и стала любовницей короля Монивонга.

В девятилетнем возрасте Сар был отправлен к родственникам в Пномпень. Переехав, он некоторое время прожил в буддийском монастыре Ват Ботум Ваддей, где познакомился с кхмерским языком и основами буддизма.

Пол Пот

В 1937 году он поступил в католическую школу École Miche, где были заложены основы классического образования. Окончив ее в 1942 году, Сар перешел в Колледж Нородома Сианука в Кампонгтяме, где освоил профессию столяра и краснодеревщика. Попытка продолжить обучение в Лицее Сисовата в 1948 году закончилась неудачей из-за несдачи экзаменов, что вынудило его перейти в Техническую школу в Пномпене.

В 1949 году Сару была предоставлена государственная стипендия для обучения во Франции, где он должен был продолжить образование в профессиональной школе в Лиможе или Тулоне.

Приехав во Францию в 1949 году, Сар отправился в Париж для изучения радиоэлектроники.

Оглядываясь на первый год своей студенческой жизни в университете Парижа, Сар подчеркивал свою усердную учебу и хорошее студенчество. Летом 1950 года он отправился в Югославию, где около месяца работал в Загребе. В конце года в Париж приехал его старый друг Иенг Сари, который знакомит его с Кенг Ваннсаком, националистом с патриотическими убеждениями, с которым Сар ранее учился в Лицее Сисовата. Именно в квартире Ваннсака был создан марксистский кружок под руководством Иенг Сари и Рат Самоёна, где в числе прочего анализировался «Капитал» Карла Маркса.

В середине 1952 года под псевдонимом «кхмер Даом» Салот Сар представил свое первое политическое эссе. Оно было опубликовано в специальном выпуске журнала камбоджийских студентов «Khmer Nisut», где он ставил вопрос о выборе между монархией и демократией. Вероятно, в этот период он также присоединился к Коммунистической партии Франции. К тому времени интерес Сара к академическим занятиям заметно угас, и вскоре он был отчислен из университета, проведя во Франции три года.

15 декабря 1952 года Сар оставил Францию и отправился обратно в Камбоджу, где в январе 1953 года обосновался в доме своего старшего брата Лота Суонга в Пномпене. Уже через месяц он пытался наладить контакты с антифранцузскими партизанами и познакомился с Фам Ван Ба, представителем Коммунистической партии Индокитая (КПИ), к которому обратился с просьбой о вступлении в КПИ, ссылаясь на свое членство в Коммунистической партии Франции. Фам Ван Ба впоследствии установил связь с Парижем через Ханой.

К августу 1953 года Сар вошел в ряды Народно-революционной партии Камбоджи, изначально занимаясь массовой пропагандой, а затем обучаясь в школе для партийных кадров. Фам Ван Ба описывал Сара как человека средних способностей, но обладающего амбициями и жаждой власти.

К использованию псевдонима «Пол» Салот Сар прибегал еще в 1950-х годах, а имя «Пол Пот» он начал использовать с 1976 года. Предполагается, что первая часть его псевдонима, «Пол», происходит от названия малой народности в северо-востоке Камбоджи (Pols, регион Khmers Leu), тогда как вторая часть, «Пот», была выбрана для гармонии звучания.

Правление и репрессии

Незамедлительно после захвата столицы Камбоджи, население Пномпеня, насчитывавшее 2,5 миллиона человек, было вынуждено покинуть город в течение 72 часов.

Пол Пот

Идея выселения горожан в сельскую местность обсуждалась еще летом 1971 года на заседании Центрального Комитета Коммунистической партии Камбоджи, но тогда не нашла одобрения. Однако, за несколько месяцев до падения столицы, на закрытом заседании второго национального конгресса Национального объединения камбоджийских коммунистов, инициатива о выселении была принята без возражений со стороны лидеров «красных кхмеров», кроме Ху Юна, который высказывал протесты. По его мнению, существование городов порождало неравенство среди населения. Гражданам объясняли, что город является источником порока и что настоящий смысл жизни можно понять, только трудясь на земле, выращивая рис и корчуя джунгли. Также утверждалось, что каждый кампучиец должен вернуться к жизни крестьянина.

Некоторые пытались оправдать действия красных кхмеров, ссылаясь на исторические прецеденты, когда кхмеры неоднократно переносили столицу, и утверждали, что Пол Пот, в силу исключительных обстоятельств, следовал этим традициям. Исследователи Дж. Гильденбранд и Г. Портер предполагали, что кампания выселения была направлена на спасение людей от эпидемий и голода, и не сопровождалась насилием. Однако на деле сотни тысяч людей, включая стариков, инвалидов и беременных женщин, были вынуждены отправиться в тяжелое путешествие в самый жаркий тропический сезон. Многие были убиты в пути, другие умерли от истощения, солнечных ожогов и голода. Оставшиеся в живых умирали медленной смертью по прибытии в пункты назначения. В результате семьи разлучались в хаосе и давке.

Исследование 1979 года показало, что из группы в 100 семей, эвакуированных из столицы, выжило лишь 41% людей.

Среди вынужденных покинуть Пномпень были и родственники Салот Сара, потерявшие с ним связь с начала 1960-х годов. Его старший брат Салот Чхай скончался в пути, а другой брат, Лот Суонг с женой Чеа Сами, добрались до родной провинции Компонгтом, где занялись сельским хозяйством. Их единственный сын, племянник Салот Сара, Пан Тхуол, скончался от голода и издевательств в Баттамбанге. Из первоначальных 3 миллионов жителей Пномпеня в городе осталось всего 20 тысяч человек, в основном это были солдаты, офицеры и представители административного аппарата. 18 апреля население покинуло Риём, а к концу апреля — Пойпет, Пайлин и другие населенные пункты. Параллельно проводилось переселение сельских жителей из восточной части страны в западную и наоборот.

23 апреля Салот Сар тайно прибыл в опустевшую столицу и разместил свой первый штаб неподалеку от железнодорожного вокзала, организовав вокруг двойное кольцо обороны.

Пол Пот

С 25 по 27 апреля 1975 года в Пномпене состоялся Чрезвычайный Национальный конгресс, который объявил о намерениях нового правительства создать в Камбодже «национальное сообщество согласия», основанное на принципах равенства и демократии без эксплуататоров и эксплуатируемых, богатых и бедных. Все граждане должны были трудиться. Новая власть Пола Пота определила три основные задачи: прекратить эксплуатацию крестьянства, устранить зависимость Камбоджи от других государств и восстановить порядок в стране, устанавливая жесткий политический режим для борьбы с анархией.

Население Камбоджи было разделено на три категории: «основной народ», включающий жителей сельских районов; «новый народ» или «люди 17 апреля», то есть жители городов и деревень, ранее находившиеся под контролем американских войск или сил Лон Нола, которым требовалось серьезное перевоспитание; и третья категория – интеллигенция, реакционное духовенство, служившие в госаппарате прежних режимов, офицеры и сержанты армии Лон Нола, ревизионисты, обучавшиеся в Ханое, которые подлежали масштабной чистке. Эти меры предвещали начало одной из самых трагических страниц в истории Камбоджи, приведя к массовым репрессиям, голоду и смертям миллионов людей.

Религиозные преследования

В Камбодже обитает более двадцати этнических групп, среди которых кхмеры составляют наиболее численное большинство. Эти народы активно участвовали в гражданской войне, внесли значительный вклад в победу над правительством Лон Нола. Согласно данным Кермана, доля этнических меньшинств в предреволюционном населении Камбоджи превышала 15%. Интересно, что многие из личных охранников Пол Пота происходили из этих меньшинств. Таинг Ким Мен, один из телохранителей, отмечал, что когда охранники говорили на кхмерском языке, он «не мог разобрать ни слова». Например, с 1967 по 1975 год телохранителем Пол Пота был Фи Фуон, представитель народа джараи; также известны случаи, когда телохранителями были люди из племени тапуон.

Пол Пот

Тем не менее, в период правления красных кхмеров этнические меньшинства подверглись массовому геноциду. В конституции Демократической Кампучии 1976 года не упоминались какие-либо этнические группы. Полпотовский журнал, издававшийся в Пекине, утверждал, что «народ Демократической Кампучии состоит из кхмеров (99 % населения) и многочисленных национальных меньшинств, живущих одной большой семьёй, объединённой в строительстве и защите страны».

Массовые репрессии затронули лао, кула (бирманцев), расселённых в районе Пайлина, и другие народности. Тайское меньшинство в Кохконге к началу 1975 года насчитывало около 20 тысяч человек, однако после 7 января 1979 года выжило только 8 тысяч.

Вьетнамцы столкнулись с особенно жестоким преследованием в контексте «пограничной войны» с Вьетнамом. Тысячи вьетнамцев были убиты или вынуждены бежать. Австралийский ученый Уилфред Бэрчетт сообщал, что с 17 апреля 1975 по 20 октября 1978 года из Камбоджи в СРВ перебрались почти 270 тыс. вьетнамцев, большинство из которых были обессилены и страдали дистрофией. Сливинский указывает на исчезновение 37,5% вьетнамцев и 38,4% китайцев.

Мусульмане, включая чамов и малайцев, также подверглись жестоким репрессиям. Начиная с октября 1975 года, все чамы были выселены, а их населенные пункты переименованы в кхмерские. Более того, чамам было запрещено собираться вместе и вступать в браки внутри своего сообщества. Их детей зачастую отдавали на воспитание в кхмерские семьи. Бен Киернан оценивает, что в результате преследований погибла половина чамского населения, а Сливинский указывает на уничтожение 40,6% чамов.

Религиозные убеждения и практики также стали объектом жестоких репрессий. Конституция Кампучии 1975 года ясно гласила о запрете на «реакционные религии», наносящие вред стране и её народу. Буддизм, основная религия страны, ислам, исповедуемый чамами и малайцами, а также христианские общины подверглись преследованиям. 18 апреля 1975 года в пагоде Пранг был убит верховный глава буддийской секты маханникай, Хуот Тат. Глава мусульманского сообщества, имам Хари Рослос, и его помощники были жестоко убиты после пыток. Коран и другие религиозные тексты были сожжены. Чамов принуждали к разведению свиней, а те, кто пытался возразить, были расстреляны. Все 114 мечетей в Камбодже были уничтожены: некоторые взорваны, другие снесены или превращены в свинарники.

Эти меры красных кхмеров привели к гибели и страданиям миллионов людей, уничтожению целых этнических и религиозных общин, а также к непоправимому ущербу для культурного и религиозного наследия Камбоджи.

Оппозиция

С самого начала правления красных кхмеров власти столкнулись с протестами, которые со временем приобрели широкий и массовый масштаб. Одним из первых значительных восстаний стало восстание жителей провинции Сиемреап в сентябре 1975 года.

В ноябре того же года восстание организовали чамы в деревне Треа. В результате деревня была уничтожена, а выжившие чамы были жестоко казнены, их головы разбивали мотыгой.

Пол Пот

В феврале 1977 года произошел мятеж 650 солдат 170-й дивизии, ответственной за оборону Пномпеня. Восстание было жестоко подавлено; командира дивизии Ча Края расстреляли, а троих других руководителей заживо сожгли на столичном стадионе.

В апреле того же года вспыхнуло восстание в Чикренге, провинции Сиемреап, которое продолжалось неделю, но также было подавлено с особой жестокостью. В этих протестах начали участвовать даже представители правящей власти. В мае 1977 года 6 офицеров, включая Хун Сена, перешли на сторону Вьетнама и предложили свою помощь в борьбе против режима Пол Пота.

В Кохконге началось восстание под руководством одного из партийных лидеров провинции Сай Бутхонга, превратившееся в партизанское движение, которое существенно затрудняло транспортное сообщение и экспортные поставки риса.

В 1978 году восстание в одном из военных округов страны возглавил 1-й заместитель председателя Государственного президиума Сор Пхим, подчеркивая масштаб и серьезность внутреннего сопротивления режиму красных кхмеров. Эти восстания стали ярким свидетельством массового недовольства и сопротивления жестоким методам управления страной, применяемым новой властью, что в итоге способствовало дальнейшему развитию конфликта с соседним Вьетнамом и падению режима Пол Пота.

Война с Вьетнамом и конец правления

17 апреля 1975 года, когда красные кхмеры вошли в Пномпень, произошло значительное событие в истории Юго-Восточной Азии: северовьетнамские войска завершили великое наступление, разгромив силы Южного Вьетнама и 30 апреля захватили Сайгон. Это воссоединило две части страны и положило конец длительной Вьетнамской войне. Следствием победы вьетнамских коммунистов стала изменчивая политика Китая по отношению к Вьетнаму. Почти сразу же между Кампучией и Вьетнамом начались вооружённые столкновения, которые в контексте советско-китайского раскола американские чиновники рассматривали как «войну через посредников» между СССР и Китаем, по словам советника президента США Збигнева Бжезинского.

Пол Пот

Китай, будучи внешнеполитическим союзником Кампучии, и просоветски ориентированный Вьетнам оказались на противоположных сторонах этого конфликта. Пекинская помощь позволила увеличить численность полпотовской армии с 50 до 70 тысяч человек с 1975 по 1977 год.

Красные кхмеры в мае 1977 года начали вооружённые провокации на вьетнамской территории, включая десантные высадки на островах и вторжения в приграничные районы. Пол Пот оправдывал эти действия незнанием командирами границы.

Экстремальный национализм красных кхмеров, направленный против вьетнамцев как внутри страны, так и во Вьетнаме, подогревал конфликт. Пол Пот апеллировал к историческому прошлому Ангкорской империи и заявлял о враждебности Вьетнама, который считался главным врагом Камбоджи.

С апреля 1977 по декабрь 1978 года на кампучийско-вьетнамской границе разворачивались кровавые столкновения, кульминацией которых стала массовая резня в деревне Батюк, где были убиты тысячи мирных жителей.

Конфликт привёл к вмешательству Вьетнама, который в декабре 1978 года начал полномасштабное вторжение в Камбоджу. Это привело к свержению режима красных кхмеров и установлению поддерживаемого Вьетнамом правительства Хенга Самрина, обозначившего начало нового этапа в истории страны.

Итоги правления

  • В июле 1979 года в Пномпене был организован Народно-революционный трибунал, который признал Пол Пота и Иенг Сари виновными в геноциде и приговорил их заочно к смертной казни.
  • Трибунал также обвинил китайское руководство в поддержке политики красных кхмеров.
  • Оценки количества жертв геноцида сильно разнятся — от нескольких тысяч (по словам самих красных кхмеров) до 3,1 млн человек согласно некоторым источникам.
  • В 1983 году комиссия подсчитала, что в 1975-1978 гг. погибло 2,7 млн человек, еще 568 тысяч пропали без вести.
  • Лидеры красных кхмеров отрицали масштабы геноцида или перекладывали вину на «вьетнамских агентов».
  • Официальный судебный процесс над оставшимися в живых лидерами красных кхмеров начался только в 2006 году со специального трибунала.

Личная жизнь

Жизнь Пол Пота была наполнена драматическими событиями и резкими поворотами судьбы. Родившийся в семье обычных кхмерских крестьян Пек Салота и Сок Нем, мальчик рос, не предвещая ничего необычного. Однако революционные идеи вскружили ему голову, и он полностью посвятил себя делу коммунистического движения.

Его первой женой стала Кхиеу Поннари, ярая сторонница красных кхмеров, прозванная «сестрой номер один» и «матерью революции». Ее беззаветная преданность делу граничила с фанатизмом. Она была неотъемлемой частью жизни Пол Пота, поддерживая его идеи и амбиции ценой огромных жертв.

После падения режима красных кхмеров Пол Пот долгое время скрывался в джунглях. Там, в непроходимых чащах, он встретил свою вторую жену — простую крестьянку, имя которой история предпочла не запомнить. Она родила ему дочь Ситу, или Сар Патчаду.

Сита выросла вдали от цивилизации, в атмосфере постоянного страха и лишений. Лишь в 1986 году, когда диктатор уже лежал на смертном одре, она впервые увидела мир за пределами джунглей. Свободолюбивый нрав девушки не позволил ей усвоить идеи красных кхмеров. Сбросив оковы, Сита избрала для себя богемный образ жизни на северо-западе Камбоджи, неподалеку от тайской границы.

В 2014 году мир облетела весть о ее замужестве. Но подробности этого события по сей день окутаны завесой тайны.

Смерть

Обстоятельства смерти Пол Пота, печально известного камбоджийского диктатора и главы режима «красных кхмеров», окутаны ореолом тайны и противоречивых версий. Согласно официальной информации, предоставленной Та Моком, бывшим соратником Пол Пота, смерть последовала 15 апреля 1998 года по причине сердечной недостаточности. Однако последующая медицинская экспертиза выявила признаки отравления как истинной причины летального исхода.

Параллельно существуют альтернативные гипотезы, связывающие кончину Пол Пота с болезнью, подхваченной во время скитаний по джунглям, либо с возможным самоубийством. Версия о естественной смерти диктатора ставится под сомнение отказом его ближайшего окружения предоставить тело властям для тщательного расследования обстоятельств и устранения подозрений в инсценировке.

Согласно имеющимся сведениям, тело Пол Пота было кремировано вместе с личными вещами — тростью и бумажным веером — через несколько дней после предполагаемой даты смерти в Анлонгвэнге. Примечательно, что впоследствии место кремации посещали многочисленные паломники, возносившие молитвы за упокой души бывшего лидера Камбоджи.

Таинственная и противоречивая информация об обстоятельствах ухода из жизни одного из самых одиозных диктаторов ХХ века продолжает порождать многочисленные дискуссии и догадки историков, стремящихся пролить свет на завесу секретности вокруг финального акта жизненной драмы Пол Пота.

Ссылки

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Вам нравится Пол Пот?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя