Сергей Михайлович Третьяков

Сергей Третьяков — биография


Сергей Михайлович Третьяков — русский предприниматель, меценат, коллекционер и общественный деятель, действительный статский советник. Младший брат Павла Михайловича Третьякова, он вместе с ним является основателем Третьяковской галереи.

Детство и семья

Сергей Михайлович Третьяков родился в Москве в семье Михаила Захаровича и Александры Даниловны Третьяковых. Семья Третьяковых была хорошо известна в столице благодаря своему бизнесу: Михаил Захарович управлял несколькими лавками в Гостином дворе и имел собственные фабрики по производству бумаги и красителей. В семейной жизни Михаил Захарович был очень активен, он многому учил своих детей и сам принимал участие в их воспитании.

Сергей Михайлович Третьяков

Сергей был вторым ребенком в семье, после старшего брата Павла. Семья Третьяковых была многодетной — за восемнадцать лет супруги воспитывали двенадцать детей, что также подчеркивает трудолюбие и серьезное отношение Михаила Захаровича к созданию финансовой и социальной базы для своего потомства. Дети получали образование при помощи домашних учителей, а сам Михаил Захарович стремился быть непосредственно вовлеченным в процесс обучения.

Влияние трагедий на семью

В 1848 году семья столкнулась с тяжелыми потерями. Скарлатина забрала жизни четырех детей, что сильно сказалось на психическом и физическом состоянии Михаила Третьякова. Эти трагические события омрачили жизнь семьи и оказали влияние на последующие решения главы семейства. В этом же году он составил завещание, передавший все свое состояние жене Александре Даниловне.

Несмотря на тяжелые утраты, Сергей с братом активно участвовали в семейном бизнесе, помогая своему отцу в лавках. Их обязанности варьировались от работы с покупателями до повседневных дел, таких как уборка и поддержание порядка. Несмотря на различия в характерах, братья Третьяковы поддерживали крепкие отношения, что свидетельствует о глубоком семейном единстве и преданности делу.

Коллекционирование картин

Коллекционные пристрастия Сергея Михайловича начали проявляться в 1870-х годах, когда он стал проявлять интерес к русской живописи, однако с течением времени его внимание переключилось на работы зарубежных художников, в особенности немецких и французских мастеров. Такое разделение интересов, как отмечал его брат Павел Михайлович, было связано с тем, что Сергей не хотел конкурировать с более старшим братом, который активно собирал русскую живопись.

Сергей Михайлович Третьяков

Коллекция Сергея Третьякова отличалась исключительным вниманием к качеству и тщательному отбору произведений. Особое внимание он уделял «барбизонской школе» и академической живописи. Среди картин, находившихся в его коллекции, была работа Ивана Крамского «Лунная ночь», для которой позировала его вторая жена, Елена Андреевна.

Сергей Третьяков был не только покупателем произведений искусства, но и активно помогал брату формировать его галерею. Он информировал Павла о новых картинах и художниках, интересующихся современными художественными тенденциями. В частности, именно Сергей настоял на том, чтобы композитор Антон Рубинштейн согласился позировать Илье Репину, а также рекомендовал брату не приобретать картину Андрея Матвеева «Куликовская битва», считая её неподобающей для коллекции.

Система, по которой Сергей Третьяков собирал, продавал и обменивал картины, была более свободной и не требовала строгого соблюдения традиций профессионального коллекционера. Он часто расставался с произведениями, а затем возвращал их обратно в свою коллекцию, что, как отмечает искусствовед Ирина Ненарокомова, было совершенно чуждо его брату, который всегда подходил к коллекционированию с большой серьезностью. Несмотря на более непринужденный подход, коллекция Сергея Третьякова стала одной из самых выдающихся среди частных собраний в России, и картины, приобретенные им, такие как работы Жана-Франсуа Милле, Теодора Руссо, Камиля Коро и Шарля-Франсуа Добиньи, занимают важное место в мировой живописи.

Сергей Михайлович Третьяков

Таким образом, Третьяков проявил себя как выдающийся коллекционер, чьи интересы в области искусства не ограничивались только приобретением картин, но и значительным вкладом в развитие художественного вкуса и распространение культурных ценностей своего времени.

Общественная деятельность

Сергей Михайлович проявил себя не только как успешный предприниматель, но и как активный общественный деятель. С начала 1860-х годов он стал занимать высокие должности в Москве, включая гласного Московской городской думы и старшину московского купечества. Третьяков активно участвовал в решении социальных и городских вопросов: он организовал сбор средств для военных в годы русско-турецкой войны, поддерживал развитие образования и инфраструктуры города. Одним из важнейших шагов было увеличение городского бюджета на образование и инициатива по расширению территорий Москвы, включая создание новых бульваров и скверов.

Вместе с братом Третьяков вложил средства в создание Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых детей, где обучение включало не только общие дисциплины, но и профессиональную подготовку. С 1880 года в Москве начали работать родильные приюты, обеспечивающие акушерскую помощь.

Однако не все начинания Сергея Михайловича были удачными. В 1881 году возник скандал из-за незаконной вырубки деревьев в Сокольничьей роще, что привело к отставке городской управы. Вскоре Третьяков сам подал в отставку, завершив свой период активного участия в городской политике.

Личная жизнь

В 1851 году Третьяковы переехали в новый двухэтажный дом в Замоскворечье. Первый этаж был отдан Сергею, его брату Павлу и сестре Елизавете, а второй занимала их мать Александра Даниловна с младшими детьми. В этом доме они продолжали свою семейную жизнь и занятия бизнесом. Через несколько лет, получив от матери право на управление, Сергей и Павел совместно с зятем основали торговую фирму «Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина». В новой фирме Сергей был ответственен за зарубежные торговые связи, Павел вел бухгалтерию, а Владимир Коншин работал непосредственно в магазине. С самого начала дела шли успешно, и в 1866 году было открыто новое производство в Костроме — прядильная и ткацкая мануфактура.

Сергей Михайлович Третьяков

В 1856 году Сергей Михайлович женился на шестнадцатилетней Елизавете Сергеевне Мазуриной, представительнице семьи владельцев мануфактуры. Свадебный бал был поистине запоминающимся, и молодожены выглядели неотразимо: Сергей был элегантен и красив, а невеста — весела и оживлена. Однако семейная жизнь не продлилась долго: в 1860 году Елизавета умерла во время родов, подарив мужу сына Николая, который, однако, вскоре скончался, как и родившаяся дочь.

Вторая жена и личная жизнь

Вторая жена Сергея Михайловича, Елена Андреевна Матвеева, была дочерью дворянина, вышедшего из купеческой среды. Она отличалась оригинальной красотой и элегантностью, что подчеркивали ее изысканные наряды, привезенные из Парижа. Елена Андреевна была светской дамой, предпочитавшей проводить время за границей, где лечила астму. С особым удовольствием она посещала Петергоф, где часто устраивала званые вечера, сопровождавшиеся пением цыганского хора и фейерверками. В 1881 году, находясь в Париже, она пережила смерть Николая Григорьевича Рубинштейна, в которого была влюблена.

Брак с Сергеем Михайловичем остался бездетным. После его смерти Елена Третьякова жила в Санкт-Петербурге. В 1911 году она передала Николаю II ценное собрание материалов по истории русских войн, которое стало основой коллекции музея «Государева Ратная палата» в Царском Селе.

Смерть и наследие

Сергей Михайлович скончался в 1892 году во время поездки в Петербург. Его смерть стала неожиданностью для брата Павла Михайловича, который через год обратился к художнику Илье Репину с просьбой написать портрет Сергея по фотографии. В завещании Сергей Михайлович указал, что оставляет в дар городу свою коллекцию картин, капитал и часть дома на Лаврушинском переулке. Стоимость коллекции, по описи, превышала 500 000 рублей, и она включала более ста произведений искусства. Третьяков просил брата Павла присоединить картины к его коллекции, с тем чтобы они продолжали служить ее художественным целям.

Вскоре после смерти Сергея, Павел Михайлович решил исполнить его волю. В августе 1892 года он направил заявление в городскую думу, предлагая передать коллекцию городу вместе с особняком в Лаврушинском переулке. В сентябре того же года Московская городская дума приняла дар и поблагодарила Павла Михайловича. Таким образом, собрание Третьяковых стало основой для создания Московской городской галереи, которая была открыта в 1893 году и получила название «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых».

В 1948 году прах братьев Третьяковых был перезахоронен на Новодевичьем кладбище, где они нашли свой последний покой, и теперь их память живет в музее, названном в их честь, который продолжает оставаться важной культурной ценностью для Москвы и России.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Сергей Михайлович Третьяков?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя