Анатолий Лядов — биография
Анатолий Лядов — композитор и дирижёр, прославившийся симфоническими поэмами «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора» и др.
Ранние годы
Анатолий Лядов, родился в Петербурге 12 мая 1855 года в семействе творчески одаренных интеллигентов. Дедушка мальчика, Николай Григорьевич, состоял в действующем оркестре, а отец дирижировал в Императорской опере, часто звучавшей на главных сценах страны.
Анатолий получил хорошее домашнее образование, а в восемь лет он уже владел игрой на скрипке и фортепиано. В 1870 году по совету и настоянию отца он поступил в Петербургскую консерваторию и начал посещать оперу и балет.
Наставником юноши в годы обучения был Николай Андреевич Римский-Корсаков, именно под его руководством будущий композитор делал первые попытки в написании самостоятельных произведений. А вскоре вступил в «Беляевский кружок». С этого момента началась вольная жизнь, и Лядов все реже появлялся в учебном заведении, а потом и вовсе испортил успеваемость. Все это привело к отчислению, и даже заступничество отца и деда не повлияло на окончательное решение.
Все же в 1878 году юноше удалось окончить консерваторию, позже, не без вмешательства мецената Митрофана Беляева, Анатолия пригласили там преподавать. Среди талантливых учеников Анатолия Лядова были Сергей Прокофьев и Михаил Гнесин.
Творчество
Во время работы в Петербургской консерватории, педагог желал заниматься сочинительством, но по причине природной лености и медлительности творческий процесс протекал очень медленно.
Все же незаурядная фантазия и хорошие технические средства позволили оставить в наследие замечательные произведения: «Про старину», «Арабески» и «Бирюльки» для фортепиано.
Эти произведения, прозвучавшие в рамках «Беляевских пятниц», очень запали в душу Модесту Мусоргскому, однако некоторые все же высказывали негативные мнения, опубликованные в газетах и журналах. Композитор решил во что бы то ни стало усовершенствовать навыки и начал создавать экспромты и этюды, оттачивал мастерство в жанре пасторали, часто прибегал к помощи прелюдии и гротеска.
Наряду с деятельностью по переложениям и аранжировкам композитор выпустил несколько сборников песен. Большая популярность пришла к Лядову после выхода пьесы «Музыкальная табакерка» и фольклорных симфонических поэм «Скорбная песнь» и «Волшебное озеро».
Начиная с 1990 годов спектакли «Русские сказки» и «Сильфиды» запомнились зрителям звучанием музыки Анатолия Лядова и повторялись на сценах в течение нескольких лет.
Семья
Будучи человеком известным, Анатолий Лядов не стал афишировать личную жизнь, в связи с чем о женитьбе на помещице Надежде Толкачевой знали только ближайшие родственники. Получив во владение имение Полыновка, что располагалось в Боровичском уезде Новгородской губернии, он не перестал творить и создавал новые шедевральные произведения. А в это время родственники жены, люди состоятельные, воспитывали его сыновей.
Смерть
С годами здоровье композитора все больше ослабевало, и он покинул Петербург, перебравшись в имение. Медики диагностировали у музыканта множество болезней и предписали лечение на целебных водах. Испытав сильное потрясение после смерти близкого друга и расставания от ухода сына в армию, композитор слег, а затем, в 1914 году, не пережил инфаркта.
Изначально композитор был похоронен на Новодевичьем кладбище, а позже его тело перезахоронили на территории Александро-Невской лавры.
Во имя сохранения памяти о великом композиторе были выпущены почтовые марки с его фотографией, а одна из боровичевских улиц носит его имя.