Анатолий Тимофеевич Зверев

Анатолий Зверев — биография


Анатолий Зверев – советский художник, писавший в стиле модернизм и авангард. Его работы хранятся в публичных галереях и частных коллекциях по всему миру.

Авангардисту Анатолию Звереву судьба отвела совсем небольшой срок – он прожил всего 55 лет. За свою творческую биографию художник создал огромную галерею женских образов, в каждом из которых запечатлены реальные черты той или иной натурщицы.

Детство и юность

Живописец родился 3 ноября 1931 года в столичном районе Сокольники. Переехавшая из деревни многодетная семья жила очень небогато: доход состоял из пенсии отца-инвалида и скромной зарплаты матери, работавшей техничкой.

Бросив общеобразовательную школу в 15 лет, Толя занялся изучением живописи. Сразу после войны он поступил в художественное ремесленное училище Дмитрия Лопатникова, расположенное на Преображенке. Своего первого учителя Зверев всегда вспоминал с большой теплотой и уважением.

Анатолий Тимофеевич Зверев
Анатолий Зверев в молодости

Отслужив два года во флоте, молодой человек стал студентом другого художественного заведения. Отношения с педагогами на этот раз оставляли желать лучшего: Анатолий постоянно критиковал сложившуюся систему образования и несколько раз порывался покинуть училище. В итоге юноша оставил учебу и начал заниматься самостоятельно.

Творчество

Под выражением «типичный Зверев» понимают экспрессивный стиль, поражающий обилием хаотичных мазков, соединяющихся в единый гармоничный портрет. Работы художника невозможно спутать с другими, их мгновенно распознают даже непрофессионалы.

Анатолий Тимофеевич Зверев
Анатолий Зверев пишет картину

Некоторое время Анатолий работал художником-оформителем в Сокольническом парке, где располагался детский городок. По случаю какого-то праздника Звереву поручили украсить этот самый городок, причем времени на это выделялось крайне мало. Раздобыв краску и кисти, художник начал спешно оформлять фанерные щиты. Время поджимало, и тогда мастер вместо кистей стал работать веником, взятым у местной уборщицы. Творение оформителя долго обсуждали в просвещенных кругах, и некоторые коллеги решили, что автор является подражателем американского художника Джексона Поллока.

Анатолий Тимофеевич всегда работал неофициально, не входил в творческие объединения и не получал заказов от государства. Он жил и дышал искусством, не считая необходимым обременять себя какими-либо обязательствами. За Зверевым постоянно охотились милиционеры, чтобы привлечь его по статье за тунеядство.
Несмотря на это, круг поклонников живописца постоянно расширялся. Его работами восхищались такие известные люди, как композитор Андрей Волконский и ценитель живописи Георгий Костаки. Постепенно картины мастера начали появляться не только в частных коллекциях, но и в публичном пространстве. С творчеством советского художника с удовольствием знакомились жители Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Вашингтона, Оттавы, Иерусалима и Рима.

Анатолий Тимофеевич Зверев

В 1957-м гравюры Зверева были представлены на столичной Молодежной выставке, в рамках очередного фестиваля молодежи и студентов. Спустя два года репродукции его полотен появились на страницах знаменитого журнала «Life», а позже три его акварельных рисунка приобрел музей современного искусства города Нью-Йорк. Для автора одним из важнейших отзывов стала фраза Роберта Фалька, высказавшегося так: «Берегите Зверева, каждое его прикосновение драгоценно».

Работы Анатолия стали невероятно популярными в дипломатической среде. Представители западных стран на интуитивном уровне поняли, что у необычного «зверевского» языка, внесшего новизну в модернизм и авангард, большое будущее. Живописцу часто заказывали портреты супруг и возлюбленных. Именно при Звереве появилось понятие «дип-арт», подразумевающее высокую оценку творчества среди заграничных дипломатов.

Несмотря на обилие хорошо оплачиваемых заказов, Анатолий Тимофеевич вел более чем скромный образ жизни. Художник-бродяга не имел постоянного жилища и собственной мастерской. В то время, как многие из его знакомых уже успели приобрести недвижимость, машины и другие атрибуты респектабельной жизни, Зверев оставался неприкаянным скитальцем. С годами стремление к бродяжнической жизни только усиливалось. В этом заключалась философия богемного живописца: он считал, что богатство и комфорт лишает свободы и заставляет творческого человека жить по навязанным обществом правилам.

Одной из главных проблем Зверева было его пристрастие к спиртному, о котором знали все. Некоторые люди из окружения творца беззастенчиво пользовались этим, но были и те, кто искренне хотел помочь. Сам Анатолий Тимофеевич оправдывал эту пагубную привычку своим необустроенным положением в обществе.

Анатолий Тимофеевич Зверев

Художник вместе с матерью снимал отдельную квартиру, но появлялся он там крайне редко – предпочитал ночевать у друзей или вовсе под открытым небом. Авангардист любил хорошо поесть, особенно ему нравились жареное мясо и суп из грибов. Без бутылки спиртного за стол не садился. Среди друзей имел репутацию весельчака, который мог поднять настроение кому угодно.

Кумирами Зверева были Ван Гог, Леонардо да Винчи и Рембрандт. Литературу мастер практически не читал, разве что трактаты да Винчи.

За свою недолгую творческую биографию живописец создал более 30 тыс. полотен. Среди поклонников мастера бытует мнение, что сам Пикассо называл его «великим русским рисовальщиком».

Смерть

Анатолий Тимофеевич скончался 9 декабря 1986 года, находясь в Свиблово. Это место он никогда не любил и даже пророчески именовал его «Гиблово». Причиной смерти стал тяжелый похмельный синдром, который творец не успел снять алкоголем.

Анатолий Тимофеевич Зверев
Похороны Анатолия Зверева

Проститься с талантливым живописцем пришли сотни его поклонников. Свидетели рассказывали, что на похоронах присутствовала весьма представительная публика, одетая в меха и дорогие костюмы. В этот день стало понятно, какое значение Зверев имел для столицы.

Подделки работ

Есть такое выражение: «Бездарных не подделывают, подделывают гениальных». Практически сразу после смерти автора начали появляться фальшивки, так как спрос на его творчество заметно возрос. Ситуацию с непорядочными художниками долгое время не могли разрешить, но потом выход нашелся. Был создан музей Зверева, где зрители могут ознакомиться с оригинальными, эталонными работами художника.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Анатолий Тимофеевич Зверев?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя