Чокан Валиханов — биография
Чокан Валиханов: на небе вспыхнула звезда, когда в горах звезда погасла
Именно так можно охарактеризовать недолгую, но яркую и плодотворную жизнь первого ученого-казаха, который оставил свой след как в изучении истории, так и фольклора, как этнографа, так и просветителя казахского народа. Помимо этого, он был офицером Генерального штаба и одновременно сотрудником Министерства иностранных дел, а также обладал членством Русского географического общества. Не считая того, что он был разведчиком под прикрытием в составе торгового каравана, отправившегося в Уйгурское государство, когда там скрестились интересы трех держав: России, Китая и Великобритании.
Удивительно, как много смог сделать проживший чуть больше 29 лет казах. Один лишь 1835 стал достоянием мировой литературы, и уже этого было бы достаточно для того, чтобы Чокан Чингисович Валиханов навсегда был причислен к истории.
Кстати, имя Чокан – это его псевдоним, по одной версии таким прозвищем называла в детстве его мать, а по другой – Чоканчиком его называла бабушка. На самом деле его настоящее имя — Мухаммед-Ханафия.
Родился Чокан в ноябре 1835 года в крепости под названием Кушмурун, теперь это в Костанайской области Республики Казахстан. Род будущего первого казахского ученого происходит от Чингисхана, в частности потомком того самого великого полководца был прадед Чокана – хан Аблай. Что определило и судьбу его отца, который был наместником российских властей Кушмурунского округа, имея звание полковника и султана Чингиса Валиева.
Детство Чокана
Формирование мировоззрения Чокана происходило в детстве среди казахских степей и простого народа. Что касается грамоты, и постижение поэзии Востока вместе с изучением арабского языка пришло к нему в процессе учебы в местном Кушмурунском медресе.
Отец в это время развил у него способности к рисованию и к этнографии, привлекая для сбора и записывания устных легенд и преданий казахов, что впоследствии сказалось на одной из сфер его будущих научных изысканий. Вероятно, уже в это время у Чокана, зародились основы и еще одной области его деятельности, о которой мало уделено внимания в его биографии.
Речь идет о том, что в медресе он стал задумываться о природе шаманизма и мусульманства. О существующих между ними противоречиях и общих чертах, что впоследствии воплотилось в исследованиях, посвященных как шаманству у киргизов (так в России называли тогда казахов), так и о степном мусульманстве.
Кстати, далеко забегая, вперед, следует сказать, что при изучении шаманизма именно Чокану Валиханову удалось первому указать на зороастрийскую (в основе которой учение Заратустры) природу этого явления.
Отрочество и юность
В 12 лет жизнь казахского мальчика резко меняется, когда отец его направляет на учебу в кадетский корпус, расположенный в Омске. Именно здесь происходит окончательное духовное становление Чокана как личности.
Надо сказать, что со времен детства и отрочества Пушкина лицеи и кадетские корпуса были настоящими «кузницами» не только высокообразованных офицеров, которые кроме военных знаний получали хорошую подготовку по истории, литературе, осваивали музыкальное искусство, занимались танцами. Они обучались наукам, как точным — физики и математики, а также получали знания по зоологии и ботаники, так и прикладным наукам — геодезии, географии, топографии, картографии.
Для будущих офицеров также важны были знания иностранных языков. Что впоследствии оказались Чокану кстати, в качестве дополнения к арабскому языку, когда он занимался разведывательной деятельностью.
Оказавшись в кадетском училище, казахский мальчик едва ли знал пару-тройку десятков русских слов. А через шесть вышел оттуда офицером с европейским образованием, свободно владея не только русским и арабским, а также европейскими языками.
При этом формируют личность не только знания, но и круг общения. Так вот в период учебы Чокана Валиханова его общению можно только позавидовать, где были не только преподаватели кадетского корпуса, но и в круг его общения входили и такие выдающиеся личности, как Семенов-Тян-Шанский, Дуров, Ковалевский.
Не смотря на разницу в возрасте, своим другом его называл Достоевский. В Омске с писателем Федором Достоевским Чокан познакомился, когда тот, отбыв 4 года каторги, почти на месяц задержался в этом городе, перед тем как отправиться в качестве рядового в Семипалатинский батальон.
Служба в качестве адъютанта его превосходительства
После окончания кадетского корпуса в ноябре 1853 года Чокан Валиханов получает не только эполеты офицера кавалерии, но и назначение адъютантом наместника Западной Сибири, генерала Гасфорда, где в обязанности вменяется составлять от его имени письма, а также быть историографом губернии. Что дало возможность молодому офицеру иметь доступ к губернскому архиву и документы этого учреждения позволили Чокану Валиханову не только в первоисточниках изучать как историю и географию, так и экономику тюркских народов, входящих в зону административного подчинения этой российской губернии.
Кроме этого в процессе службы и по своей инициативе, он имел возможность совершать поездки в отдаленные места губернии: в Кокандское ханство, в Семиречье, после чего делал подробные отчеты о своих командировках. Он отметил на карте своих посещений такие места, как Копал и Аягуз, долину Алматы (где впоследствии будет заложено сначала укрепление Верный, которое станет Алма-Аты), Кокчетав и Баян-Аул, а также Кара-Кала станут помеченными на его карте, как и Джунгарские ворота.
И везде Чокан изучает древние развалины, наскальные изображения, изваяния, записывает устные предания, легенды, песни акынов и казахские сказки.
В 1856 году после того, как Чокан Валиханов получает досрочно звание поручика его отправляют за реку под названием Или, где ему предстоит в составе экспедиции под началом полковника Хоментовкого разбираться в противостоянии киргизских родов между собой. По пути он заезжает в Семипалатинск для встречи с Достоевским.
В долине реки Каркары, он впервые слышит легенду о киргизском богатыре по имени Манас и 26 мая в том же 1856 году записывает ее часть «Поминки Кукетай хана». Эта дата становится знаменательным историческим событием первой записи киргизского эпоса, который был назван «Манас».
Далее его путь пролегает в Кульджу столицу северо-западной китайской провинции, где он исполняет поручение Министерства иностранных дел о налаживании отношений в торговле между Россией и Китаем. За время пребывания в Кульдже, а был он там до поздней осени, Чокан сделал много описаний традиций китайцев, множество рисунков о их быте.
Стоит отметить, что Илийские и Кульджурские очерки были написаны в прекрасном стиле на русском языке.
Экспедиция в Кашгар
Чокан Валиханов в качестве купца летом 1858 года отправляется в Кашгарию, где Россия имела свой экономический и политический интерес в отместку Англии, захватившей к тому времени всю Индию. В процессе разведывательной деятельности Чокан подробно описывает не только о населении, о кишлаках, о состоянии дорог, но и о погоде и природе края, а также о его экономическом положении.
И только почти через год Чокан вернулся из разведки в Китае в укрепление Верное, а затем и в Омск с тяжелым состоянием здоровья настолько, что его друзья всерьез опасались за его жизнь. Но быстрая поправка ему позволила в конце 1859 года отправиться в путешествие теперь уже из Омска в Петербург.
Петербургская жизнь
Вначале 1860-го Чокан Валиханов прибывает в Петербург, где по одной из версий удостаивается аудиенции с Александром II, который лично его награждает орденом Святого Владимира и присваивает чин штабс-ротмистра. Его оставляют, как знатока Средней Азии служить в Генеральном штабе, где он занимается составлением карт этого региона, а начиная с мая 1860-го, кроме этого становится сотрудником Министерства иностранных дел.
А ранее, еще в 1858 году он был избран в Российское географическое общество.
В Петербурге Чокан Валиханов прослужил два года пока сырой климат Северной столицы не вызвал у него приступы легочной чахотки, и он вернулся на свою родину.
Последние годы жизни
В 1864 году Чокан Валиханов принимает участие в последней своей экспедиции на этот раз исключительно военной в Западный Туркестан, где он состоит переводчиком при командовании. Однако несправедливое и даже жестокое отношение военных к местному населению, настолько возмутила штабс-ротмистра, что он подал в отставку и уехал сначала в Верный. А потом, уже тяжелобольной приехал в Омск.
Зимовать он отправляется в горный аул, где в апреле 1865-го умирает от обострения чахотки.