Говард Лавкрафт — биография
Говард Лавкрафт — американский писатель и журналист, известный своими произведениями в жанрах ужасов, мистики, фэнтези и научной фантастики. Он стал наиболее известным благодаря созданию цикла произведений «Мифы Ктулху», которые объединены авторской мифологией. Произведения Лавкрафта сегодня отличаются особым стилем и выделяются в отдельный поджанр — «Лавкрафтовские ужасы». Сам Лавкрафт классифицировал свои работы как «космические ужасы» и «странная фантастика».
Детство
Говард Филлипс Лавкрафт пришел в мир 20 августа 1890 года в семейном поместье в Провиденсе, штат Род-Айленд. Он стал единственным наследником семьи Уинфилда Скотта Лавкрафта (1853—1898) и Сары Сьюзан Филлипс (1857—1921). Деятельность Уинфилда остаётся малоизученной; однако его супруга Соня Грин в своих мемуарах упоминала, что он некоторое время трудился торговым представителем в ювелирной фирме «Gorham Manufacturing Company». Мать Говарда происходила из семьи предпринимателя Уиппла Ван Бюрена Филлипса (1833—1904), чьи корни уходят к первопоселенцам Массачусетского залива 1630 года. Брак Уинфилда и Сары, заключенный после тридцати лет, отличался необычно поздним сроком для того времени, однако они оба вступили в него, будучи уже обеспеченными людьми.
Ранние годы жизни Говарда были ознаменованы переездами между Провиденсом, Дорчестером и Оберндейлом. В апреле 1893 года, когда мальчику было всего 2 года, его отец после психотического приступа был госпитализирован в психиатрическую больницу Батлера в Провиденсе, где провел 5 лет до своей скоропостижной смерти. В медицинских записях отца Говарда фигурируют странные поведенческие симптомы, возникшие за год до его заключения, предположительно связанные с третичным сифилисом, указанным как причина его смерти. Сам Лавкрафт утверждал, что его отец страдал от паралича, вызванного переутомлением, и оставался в таком состоянии до конца своих дней. Остаётся неясным, осознавал ли Говард реальное состояние отца или его заявления были скорее всего мифом.
После смерти отца семья переехала к деду Говарда, Уипплу Филлипсу, в Провиденс. Там юный Лавкрафт жил с матерью, тетями Лилиан и Энни, а также с бабушкой Роби. Друзья семьи отмечали, что Сьюзи буквально обожествляла своего сына, излишне его балуя и не отпуская из виду. После болезни отца Говарда его мать была постоянно охвачена горем. Дед, Уиппл Филлипс, взял на себя роль отца для Говарда, став центральной фигурой в его жизни.
Уиппл познакомил внука с искусством и литературой, привозя предметы из своих европейских деловых поездок и рассказывая мистические истории, которые сам сочинял. Эти рассказы положили начало любви Говарда к классической литературе и английской поэзии. Уже в три года Лавкрафт умел читать и писать, а к шести годам начал создавать собственные тексты. В доме деда он проводил время в библиотеке, где погружался в чтение классических произведений, готических романов и «Тысячи и одной ночи». Лавкрафт упоминал, что его ранние литературные вдохновения пришли от таких авторов, как Анна Радклиф и Мэтью Льюис.
Смерть бабушки Роби в 1896 году глубоко затронула молодого Говарда; вид его матери и тетей в чёрных траурных платьях оставил в его душе неизгладимый след страха и ужаса. С того времени он стал видеть кошмары, которые позднее нашли отражение в его литературных работах. Во снах его преследовали крылатые существа, которые, как он предполагал, были вдохновлены работами Гюстава Доре.
Начало творческого пути
В возрасте 6—8 лет Лавкрафт создал несколько рассказов, большинство из которых утеряно. Самые ранние сохранившиеся литературные труды Говарда были созданы ему в 7 лет, когда он написал стихотворение «Поэма об Улиссе» (1897), стилизованное под поэму «Одиссея» и другие античные мифы[8]. В детстве Лавкрафт был увлечён античной мифологией, до того, что временно отверг христианское учение, принятое в его семье. В пять лет, узнав о несуществовании Санта-Клауса, он задал вопрос, аналогичный сомнениям о реальности божественного: «А не миф ли в равной степени и Бог?»[8]. В семь лет он начал писать фантастические рассказы, в числе которых был потерянный «Знатный соглядатай».
К восьми годам интерес Лавкрафта расширился до наук, особенно астрономии и химии. Он изучал анатомические атласы, находясь в родительской библиотеке, что резко уменьшило его интерес к биологии. В этом возрасте Говард начал регулярно посещать начальную школу, но уже через год его обучение было прервано по состоянию здоровья, а позже он продолжил образование уже с репетиторами, что было связано с его частыми болезнями.
В 1902 году, как следует из писем Лавкрафта, особое влияние на его мировоззрение оказала астрономия. Он публиковал статьи в «Журнале астрономии Род-Айленда» и «Научной газете», используя гектограф. Его юношеские годы были отмечены посещениями школы, а также частными уроками, которые помогали ему наверстать упущенное в период болезней. Сверстники описывали его как замкнутого, но доброжелательного к тем, кто разделял его страсть к астрономии.
Конец 1908 по 1913 годы были временем финансового спада для семьи Лавкрафта. Говард и его мать Сьюзи испытали значительные финансовые потери из-за неудач в бизнесе её брата. Соседи и знакомые описывали Сьюзи как человека, страдающего из-за поведения Говарда, который стыдился показываться на людях. Лавкрафт, однако, высоко ценил свою мать, называя её «настоящим чудом».
Говард Лавкрафт, после периода занимательной журналистики, вернулся к научным работам, особенно по органической химии. Его исследования были затруднены сложностями с математикой, что вызывало у него головные боли. Первые его стихи, опубликованные в местных газетах, затрагивали социальные и расовые темы, которые в то время активно обсуждались в публицистике.
В 1911 году Лавкрафт начал активно публиковать критические письма в литературно-фантастических журналах, что положило начало его карьере писателя ужасов. Его переписка с другими авторами стала причиной литературных споров и привела к признанию в любительских литературных кругах. В 1917 году, под влиянием своих корреспондентов, Лавкрафт вернулся к художественной литературе, написав рассказы «Склеп» и «Дагон», последний из которых стал его первой профессиональной публикацией в 1923 году в журнале «Weird Tales».
Общественное признание
Говард Филлипс Лавкрафт активно участвовал в мире любительской журналистики на протяжении следующего десятилетия, акцентируя внимание на преимуществах дилетантизма перед коммерциализацией изданий, которые он критиковал за низкое качество. Он считал любительскую журналистику не только практикой, но и подготовкой к профессиональной литературной карьере.
В конце 1914 года Лавкрафт был назначен председателем Департамента общественной критики Объединённой ассоциации любительской прессы (UAPA). Он использовал своё положение для защиты архаичного использования английского языка, критикуя «американизмы» и сленг, что нередко приводило к ксенофобским и расистским заявлениям. В 1915 году Лавкрафт стал вице-президентом, а затем и президентом UAPA, продвигая среди членов правления идеи превосходства британского английского над американским.
Лавкрафт активно публиковал в органах UAPA, и в 1916 году его первый рассказ «Алхимик» был опубликован в одном из журналов ассоциации. Под влиянием друга У. Пола Кука Лавкрафт начал создавать больше прозы, вернувшись к жанру фантастики в 1917 году с такими работами, как «Дагон» и «Склеп».
Первая мировая война также оставила отпечаток на его творчестве: Лавкрафт публиковал ряд критических замечаний в адрес американского правительства за отсутствие поддержки Англии в военное время. В 1918 году он пытался присоединиться к армии США и даже к Национальной гвардии Род-Айленда, но его попытки были сорваны вмешательством матери.
Тем временем, здоровье его матери Сьюзи ухудшилось, что привело к её переезду к сестре и последующей госпитализации в психиатрическую больницу Батлера в 1919 году. Это событие глубоко повлияло на Лавкрафта, усилив его чувство печали и беспокойства по поводу собственной жизни.
В конце 1919 года Лавкрафт стал более активным в социальной жизни, встретив ряд влиятельных фигур в литературном мире, что значительно обогатило его творческую карьеру. Он начал публиковать рассказы о «Мифах Ктулху», которые стали ключевым элементом его легендарного вклада в жанр ужасов.
На протяжении 1920-х годов Лавкрафт написал множество рассказов, опубликовал их в различных журналах и продолжил обширную переписку с другими писателями. Это был период интенсивной работы и творчества, в ходе которого он окончательно утвердился как выдающийся мастер своего жанра.
Личная жизнь
Спустя несколько недель после смерти матери Говард Филлипс Лавкрафт оказался на съезде любителей журналистики в Бостоне, где встретил Соню Грин, выходку из еврейских эмигрантов из Российской империи. Соня была старше Лавкрафта на семь лет и владела магазином шляп, что вызывало неодобрение его тёть. Они поженились 3 марта 1924 года и переехали жить в Бруклин, Нью-Йорк. Грин считала, что для развития карьеры Лавкрафта ему следует покинуть Провиденс. Она отмечала его пассивность в отношениях, которую связывала с воспитанием, полученным от матери.
Жизнь в Нью-Йорке сначала казалась Лавкрафту вдохновляющей. Он знакомился с членами «Калем Клуба», среди которых были люди, поддерживавшие его как писателя. В этом клубе Лавкрафт встретил множество интересных личностей, включая юриста и анархиста Джеймса Фердинанда Мортона-младшего и поэта Райнхардта Кляйнера. Члены клуба поддерживали его в творчестве и уговаривали присылать работы в «Weird Tales».
Однако жизнь в Нью-Йорке быстро стала невыносимой. Соня потеряла свой магазин после банкротства банка, и финансовое положение пары резко ухудшилось. Лавкрафт не мог найти работу вне литературной сферы, что усугубляло их трудности. В 1925 году Соня была вынуждена переехать в Кливленд в поисках работы, а Лавкрафт переселился в район Ред-Хук, который он активно ненавидел, что отразилось в его рассказах «Ужас в Ред Хуке» и «Он».
Соня и Лавкрафт впоследствии согласились на мирный развод, хотя официально его так и не оформили. После непродолжительной карьеры редактора, Лавкрафт отказался от предложения стать главным редактором «Weird Tales», так как не хотел переезжать в Чикаго. Вскоре после этого он вернулся в Провиденс, где и провел остаток своих дней, продолжая писать и переписываться с многочисленными корреспондентами.
Эти годы в Нью-Йорке оставили глубокий след в душе Лавкрафта, подталкивая его к созданию некоторых из самых знаковых работ, отражающих его чувство ужаса перед мегаполисом и его скептическое отношение к современной урбанистической жизни.
Дальнейшая жизнь
Вернувшись в Провиденс, Лавкрафт поселился в просторном викторианском доме на улице Барнс, где происходят события его повести «Случай Чарльза Декстера Варда». Жизнь в этом доме длилась до 1933 года, после чего писатель переехал на Проспект-стрит. Этот период оказался одним из наиболее плодотворных в его творчестве. Лавкрафт активно путешествовал по Новой Англии, исследовал различные города и места, что нашло отражение в его знаменитых произведениях, таких как «Зов Ктулху» и «Тень над Иннсмутом». Многие из этих произведений были автобиографичны и описывали его привязанность к Провиденсу.
Помимо написания собственных текстов, Лавкрафт занимался редактированием и критикой чужих работ, часто внеся значительный вклад в развитие других авторов. Среди его переписки особое место занимали письма к Роберту Говарду, автору рассказов о Конане-варваре, с которым Лавкрафт обсуждал литературные темы и поддерживал дружеские отношения до самой смерти Говарда.
Финансовые трудности продолжали оставаться неотъемлемой частью жизни Лавкрафта, несмотря на его писательский талант и признание. Он часто отказывался от попыток продать свои рассказы после первой неудачи, что свидетельствовало о его чувствительности к отклонениям и критике. Интересно, что даже наличие заинтересованных издателей не могло убедить его публиковать более масштабные работы.
Лавкрафт также активно участвовал в общественной жизни, особенно после Великой депрессии, когда он пересмотрел свои политические взгляды, обратившись к демократическому социализму. Он выражал поддержку Франклину Рузвельту, хотя и считал его политику «Нового курса» недостаточно радикальной.
Эта активная социальная и политическая позиция, вместе с обширной перепиской и творчеством, сделала последние годы жизни Лавкрафта особенно насыщенными и интересными, несмотря на его личные трудности и неудачи.
Общественная позиция
В раннем возрасте Говард Филлипс Лавкрафт унаследовал консервативные и традиционные политические взгляды, которые поддерживала его семья, верные Республиканской партии. Он выразил свою поддержку Герберту Гуверу в президентских выборах 1928 года, что отражало его тогдашние политические предпочтения. Лавкрафт выступал за монархическую систему Великобритании и аристократическое управление Америкой, считая, что такая система способна сохранить культурное и интеллектуальное наследие страны.
Во время Первой мировой войны Лавкрафт поддерживал союзные силы против Центральных держав, и свои политические убеждения он часто выражал через свои стихи и политические очерки, опубликованные в журнале «Консерватор». Он также выступал за введение сухого закона, поддерживая трезвость.
Однако экономические потрясения Великой депрессии стали тем катализатором, который заставил Лавкрафта критически переосмыслить свои взгляды. Изначально он предполагал, что богатые и образованные слои общества могут стать новой аристократией, способной решить социальные проблемы. Однако разочарование в неравенстве и социальных противоречиях подтолкнуло его к социализму. Лавкрафт начал видеть в социализме систему, которая могла бы предотвратить культурное и экономическое упадок, основываясь на интеллектуальной аристократии, где власть ограничена теми, кто обладает достаточными знаниями и образованием для управления страной.
Тем не менее, его интерес к науке и космосу, который начался в детстве, также сыграл значительную роль в формировании его мировоззрения. Лавкрафт писал статьи о космосе и занимался аматорской журналистикой, что помогало ему формировать свои пессимистические взгляды на человечество. Эти взгляды были усилены его познаниями в философии Ницше и Менкена, которые способствовали его скептицизму по отношению к любым идеалистическим утопиям.
В его личной жизни, несмотря на развод с Соней Грин и болезненное восприятие неудач, Лавкрафт продолжал поддерживать Франклина Рузвельта и его «Новый курс», хотя и считал его недостаточно радикальным для решения проблем времени. Лавкрафт оставался атеистом, что также отражалось в его творчестве и эссе, где он критиковал религиозные убеждения и поддерживал рационализм и научный подход к пониманию мира.
Смерть
В конечные годы своей жизни, Лавкрафт, несмотря на свой значительный вклад в жанр ужасов и фантастики, столкнулся с рядом трудностей, как личных, так и профессиональных. В 1936 году он увидел публикацию своей повести «Тень над Иннсмутом» в отдельном издании — единственном произведении, выпущенном отдельной книгой при его жизни. Несмотря на это, книга столкнулась с множеством проблем, включая плохое качество редактирования и медленные продажи, что, безусловно, подорвало его моральный дух.
Лавкрафт также пережил глубокую личную трагедию, потеряв друга Роберта Говарда, который покончил с собой в 1936 году. Это событие оставило заметный след в его переписке и личных воспоминаниях. В ответ на смерть друга Лавкрафт написал мемуары в его честь, что свидетельствует о глубоком уважении и привязанности к своему коллеге по перу.
Ухудшение здоровья Лавкрафта добавило ему страданий в последние годы жизни. Он долгое время страдал от симптомов, которые сам называл «гриппом», но в реальности это был рак тонкой кишки. Страх перед врачами и медицинскими процедурами мешал ему получить необходимое лечение вовремя. Когда диагноз был наконец поставлен, болезнь уже достигла последней стадии. Даже в таких обстоятельствах Лавкрафт продолжал демонстрировать свою приверженность науке и писательству, ведя записи о развитии своего заболевания до последних дней.
Говард Филлипс Лавкрафт ушел из жизни 15 марта 1937 года, и его прах был захоронен на кладбище семьи Филлипсов в Провиденсе. Его вклад в американскую и мировую литературу остаётся неоценимым, а его идеи и произведения продолжают вдохновлять новые поколения писателей и читателей. В 1977 году поклонники установили надгробие с надписью «Я ЕСТЬ ПРОВИДЕНС», что стало символом его неизгладимого отпечатка в истории литературы.