Гюстав Флобер — биография
Гюстав Флобер — французский писатель-реалист XIX века, чьи романы долгое время расценивались как аморальные и пошлые. Сегодня автор по праву занимает одну ступень с не менее талантливыми мастерами, такими как Ги де Мопассан и Оноре де Бальзак.
Детские и юношеские годы
Гюстав Флобер родился в Руане 12 декабря 1821 года в семье хирурга Ахилла Флобера и дочери врача Анны Флерио. Проживая в исторической столице Нормандии, супруги с волнением ожидали рождения сына, потому как до него во младенчестве умерли три ребенка. Все же семья стала многодетной: Гюстав стал средним ребенком и рос сначала под присмотром старшего брата Ахилла, а потом в компании младшей сестры Кэролайн. Помимо имени старший сын перенял от отца любовь медицине и впоследствии стал хирургом. Дети часто бывали в больнице Руана, где работал отец, и ожидали родителя в безрадостных коридорах.
Писательство привлекло Флобера еще в годы обучения в Королевском колледже, тогда мальчику было всего восемь лет. В 1832 году способному юноше удалось поступить в лицей Пьера Корнеля, именно там состоялось знакомство с Эрнестом Шевалье, который позже прославился как политик. Двумя годами позже приятели создали рукописный журнал «Искусство и прогресс», где и состоялась первая публикация Флобера.
Загоревшись идеей изучить право, будущий писатель в 1840 году поехал в Париж. Город произвёл на него совсем иное впечатление, нежели он предполагал. В глазах Флобера столица Франции выглядела отвратительно, а на фоне этого и выбранная профессия не вызывала радости в его сердце. Не прожив в Париже и года, амбициозный студент отправился в в путешествие по Пиренеям и Корсике. Это счастливое событие из своей биографии писатель отразил в «Мемуарах безумца» (1901).
В 1846 году не стало отца Флобера, оставившего сыну состояние в 500 тыс. франков. Такая сумма гарантировала молодому человеку безбедную жизнь, поэтому он оставил учёбу в университете, посчитав, что юриспруденция не его стихия. Финансы и обстоятельства позволили Гюставу посвятить свою жизнь писательской деятельности.
Творчество
В 1851 году, заручившись поддержкой и одобрением друзей Луи Буйе и Максима Дюкана, счастливый наследник приступил к написанию романа «Госпожа Бовари» (или «Мадам Бовари»). Творческий процесс оказался долгим: работа завершилась через четыре с половиной года. Произведение выходило главами на страницах журнала «Парижское обозрение».
Немногим позже, зимой 1857 года, директор «Парижского обозрения» и Гюстав Флобер получили обвинение в «неуважении к общественной морали и религии». Писателю пришлось предстать перед судом за то, что он вульгарно изобразил персонажей, однако наказание не было применено. После того как обвинения были сняты, книга «Госпажа Бовари» была обречена на успех, ведь даже отрывки, опубликованные в журнале, вызвали неимоверный интерес. Изданное отдельной книгой произведение молниеносно стало одним из самых популярных во Франции того времени.
Главной героиней, именем которой и названо произведение, является Эмма Бовари, она замужем, но абсолютно несчастна в семейной жизни, поэтому без зазрения совести изменяет супругу, любящему ее всем сердцем. Женщина настолько увлечена молодыми избранниками, что покупает им подарки из семейного состояния, затем, когда средств не остается, закладывает драгоценности и недвижимость. Неудовлетворенность жизнью и нажитые долги, позор в глазах окружающих и ощущение собственного ничтожества привели к тому, что женщина приняла смертельную дозу мышьяка и несколько дней умирала в муках, в то время как любовники продолжали устраивать свою жизнь, отказав Эмме в помощи. Супруг горько переживает смерть любимой, и сам отходит в мир иной, держа в руке прядь ее волос. История, рассказанная Флобером на страницах книги, оказалась смелой и натуралистичной, поэтому «зацепила» не только французское общество той эпохи, но и режиссеров XX-XXI веков. Первая экранизация романа «Госпожа Бовари» вышла в 1933 году, а ее режиссером стал соотечественник писателя. Позднее были сняты другие версии (немецкая, американская, русская, аргентинская, британская и итальянская).
Следующее литературное творение Флобера носило совсем иной характер: исторический роман «Саламбо» рассказывал о событиях Ливийской войны в Карфагене, происходившей в 240-238 годах до н. э. Иной стиль повествования и редкая тематика были выбраны автором намерено. Дело в том, что Флобер по собственному убеждению был «последним романтиком», а премьерный роман о распутной женщине навесил на писателя ярлык натуралиста, с чем он не хотел мириться.
К написанию произведения на историческую тематику Флобер подошёл ответственно: прочитал около ста томов о Карфагене и происходивших там событиях, побывал в Тунисе. В течение пяти лет творец трудился над романом, и в 1862 году произведение вышло в печать. Восточные вымыслы были приняты французским обществом восторженно, потому как реалистические мотивы успели «приесться». Не менее тепло сочинение встретили и в России в том же году – опубликованный в «Отечественных записках» перевод пользовался большой популярностью.
Куда сложнее Флоберу пришлось во время написания романа «Воспитание чувств» (или «Сентиментальное воспитание»). Начало автобиографической истории было положено в феврале 1843 года. Задумка произведения пришла к автору после встречи с Элизой Шлезингер. Женщина оказалась куда старше, но для сердца писателя это не послужило помехой: он влюбился до беспамятства.
Поскольку к тому времени автор был ее не опытен, литераторы дали произведению негласное название «Первое “Воспитанием чувств”». Работа над романом завершилась в 1845 году, но напечатана книга была лишь после смерти писателя, в 1910 году. При этом литературоведы подчеркивают, что эта история ни коим образом не связана с произведением, опубликованным под тем же названием в 1869 году.
«Взрослая», доработанная версия «Воспитания чувств» 1869 года повествует о Фредерике Моро, без памяти влюбившегося в Марию Арну, женщину, достигшую бальзаковского возраста и состоявшую в браке. Навязчивые мысли о предмете восхищения не дают шанса выстроить отношения с другими женщинами. Молодой человек начинает вести беспечный образ жизни и медленно опускается «на дно». Через двадцать семь лет герои неожиданно встретились и поняли, что в течение этого времени любили друг друга и были счастливы, вопреки тому, что не получали обратного отклика. Осчастливленные признаниями, они вновь расстаются.
Произведение получило много негативных отзывов у критиков и писателей, но поскольку мотив романа был автобиографичный, коллеги отнеслись к книге более снисходительно. По словам Ги де Мопассана, в книге заключено «много лично пережитого и удручающе грустного заключено». согласно мнению Эмиля Золя, роман явился «самой личной книгой» автора. Сомерсет Моэм в образе Фредерик Моро разглядел самого Флобера. Именно таким себя видел и сам Гюстав.
С годами здоровье Флобера становилось все слабее: приступы эпилепсии учащались и становились более продолжительными. Вопреки этому, весной 1874 года писатель представил финальную версию стихотворения в прозе «Искушение святого Антония». Задумка этого произведения зародилась в 1845 году, когда писатель познакомился с одноименной картиной Питера Брейгеля – младшего. Антонию, герою стихотворения, суждено столкнуться с демоническими искушениями, прежде чем он обретет счастье. Отчасти герой схож с Фаустом, созданным Иоганном Вольфгангом фон Гёте.
В этом же году вышел сборник «Три повести», содержащий в себе три произведения: «Простая душа», «Легенда о святом Юлиане Милостивом» и «Иродиада». Сам автор считал эту трилогию отдыхом, необходимым ему перед написанием последнего романа «Бувар и Пекюше». Писатель настолько дотошно относился к черновикам, что на работу над каждой повестью ушло по полгода. Сатирическому роману «Бувар и Пекюше» суждено было остаться без финала — писатель не успел закончить труд из-за ослабленного здоровья. В 1881 году недописанная комедийная история все же была опубликована.
Героями стали мужчины со звучными фамилиями Бувар и Пекюше, их знакомство произошло спонтанно, на улице. У них много общего — оба переписчики, мечтают о жизни в деревне и ведении сельского хозяйства. Решив воплотить мечту в жизнь, друзья решаются на покупку дома. Сначала мужчины с удовольствием ходят на рыбалку, заготавливают лес, ведут деревенские дела, а в конечном счете убеждаются в том, что для обоих нет ничего более прекрасного, чем переписывание. Финальной сценой произведения должна была стать следующая картина: Бувар и Пекюше занимаются любимым делом, заполняя листы бумаги под обоюдную диктовку.
Любовь
В жизни Флобера случился многолетний роман с поэтессой Луизой Коле. Отношения начались весной 1846 года, и письма, сохранившиеся до наших дней и изданные в книге «Вербена и мускус», содержат рассуждение писателя о творчестве, нюансах французского языка, отношениях между влюбленными. Последнее «послание» датируется шестым марта 1855 года.
Почти в каждом городе, где останавливался Флобер, у него были любовницы: в Брюсселе, Париже, Мюнхене. Иногда писатель общался с женщинами и мужчинами легкого поведения и ничуть не стеснялся этого. Устроить личную жизнь и обзавестись семьей писатель не захотел. В одном из писем он откровенничал, что испытывал настоящий ужас при мысли, что впустит кого-то в свой мир и станет отцом, обрёкши дитя на позорное существование».
Смерть
Все чаще страдая от приступов эпилепсии, Гюстав Флобер оказался забыт друзьями, а его состояние к тому времени и вовсе издержалось. 8 мая 1880 года писатель скончался в деревне Круассет из-за кровоизлияния в мозг, полученного во время последнего приступа.
На похоронах, состоявшихся 11 мая на монументальном кладбище Руана, присутствовало немало знаменитых писателей (Эмиль Золя, Ги де Мопассан, Эдмонд де Гонкура и др.).
В память о себе Флобер оставил десятки произведений, около ста фильмов; университеты, улицы носят его имя. В 2008 году в Руане произошло событие, за которым наблюдали с особым трепетом: был открыт мост Гюстава Флобера, ставший самым подъемным мостом в Европе.
Своим творчеством писатель не только разнообразил литературное достояние Франции, но и повлиял на начинающих писателей (Франц Кафка, Жан-Поль Сартр).
Интересные сведения
- Поскольку писатель предпочитал вести обособленный образ жизни из-за частых приступов, друзья прозвали его «Отшельник с Круассе». Второе имя прочно закрепилось за Флобером в литературе.
- Гюстав Флобер был знаком с И.С. Тургеневым и поддерживал с ним дружеские отношения, восхищаясь складом ума и энциклопедической образованностью.
- Увлеченный делом, писатель мог работать по 10-15 часов в день.
- Полученный в детве ожог руки напоминал писателю о себе в течение всей жизни, особенно часто это происходило, когда Гюстав работал по много часов. Родители мечтали видеть сына юристом, но он выбрал иной путь вопреки их надеждам и ожиданиям. Всякий раз, когда боль в руке становилась ноющей, Флобер вспоминал, что ослушался родителей и выбрал то дело, к которому лежала душа.
- Так и не создав семью, писатель не сберег того состояния, которое досталось ему от отца. Последние годы жизни он практически нищенствовал.
Избранные произведения
- «Госпожа Бовари. Провинциальные нравы»
- «Саламбо»
- «Воспитание чувств»
- «Искушение святого Антония»
- «Три повести»
- «Бувар и Пекюше»
- «Лексикон прописных истин»
Ссылки