Ибрай Алтынсарин — биография
Ибрай Алтынсарин – казахский ученый-этнограф, переводчик, общественный деятель, просветитель и писатель. Автор книг «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» и «Казахская хрестоматия».
Знаменитый казахский просветитель Ибрай Алтынсарин самого раннего детства понимал важность образования. Он с радостью учился сам, и став взрослым, с таким же удовольствием начал обучать других. За свою короткую жизнь общественный деятель успел сделать многое во благо родного народа. Благодаря упорству Алтынсарина возможность ходить в школу получили не только мальчики, но и девочки, что в мусульманском мире считалось недопустимым.
Ибрагим пользовался уважением у казахов, его обожали русские. В конце жизни писатель удостоился чина статского советника, но сам он к высоким должностям и почестям не тяготел. Главным дело его жизни было народное образование, а все остальное великий казах считал второстепенным.
Детство и юность
Писатель родился 1 ноября 1841 года в Аракарагайской волости (Кустанайская область современного Казахстана). Мама мальчика, Айман Шегенкызы, была потомком племени Аргын, а папа, Алтынсары, был представителем рода Кыпшак. Ибрай рано потерял отца – его убили во время нашествия на аул войск хана Касымова. Во время атаки чуть не погиб и сам будущий просветитель, но, к счастью, односельчанам удалось его спасти.
Овдовевшая Айман через некоторое время вышла замуж за брата погибшего мужа. Ибрая отдали на воспитание к родному деду, бию Балгожи Джанбучину. Дедушка был старшиной Оренбургской комиссии и пользовался уважением среди местных жителей. Став опекуном мальчика, старик записал его в строящуюся для казахских детей школу. Предполагалось, что в этом учебном заведении будут готовить профессиональных переводчиков и писарей.
Когда Алтынсарину исполнилось девять лет, школа наконец открылась. Это было современное здание с простой архитектурой и мебелью из пальмовых деревьев. Дети приходили опрятными, преимущественно в национальной одежде. Для Оренбургской администрации было крайне важно, чтобы в школе соблюдались исконно казахские традиции.
Чтобы сохранить кочевой быт и научить молодое поколение жить в суровых степных условиях, руководство построило для них самые настоящие юрты. Была приобретена национальная одежда, белье, приспособления для ухода за животными и несколько десятков лошадей. В здании школы располагалась обширная библиотека и зал со спортивными снарядами.
В программу входило изучение арифметики, делопроизводства, русского, татарского, персидского и арабского языков. В России об этом учебном заведении узнали из статьи художника А. Ф Чистякова «Школа для киргизских детей в Оренбурге». Автор включил в заметку несколько собственных рисунков, изображающих классы, спальню, мини-больницу и то, в какой одежде ученики приходили на занятия. Художник с нескрываемым восхищением описывал эту чудесную, возведенную посреди степи школу, оборудованную самыми современными мебелью и инвентарем.
Начало карьеры
В учебе Ибраю не было равных. После школы он окончил оренбургское училище и поступил на работу сначала писарем к своему деду, затем помощником к начальнику Оренбургской администрации. Его руководителем был ученый-востоковед Василий Григорьев, который прибыл в казахский край из Петербурга. В столице Василий Васильевич работал начальником пограничной комиссии и занимался налаживанием отношений с жителями среднеазиатских ханств. Помимо этого, деятель курировал систему образования и помогал строить школы для кочевников.
В 1857 году Ибрай стал официальным переводчиком Григорьева. На этой должности молодой человек не только усовершенствовал свой русский язык, но и узнал многое о ведении полноценной научной работы. В своих воспоминаниях Алтынсарин отмечал, что ученый позволял ему читать столько, сколько душа пожелает. Основная работа была несложной, и юноша мог часами проводить за изучением любимых книг.
В начале службы Ибрай часто обращался к начальнику за разъяснением непонятных слов. Скоро этих вопросов появилось столько, что Василий Васильевич перестал успевать на них отвечать. К счастью, в жизни Алтынсарина появился еще один духовный наставник – профессор, ученый-востоковед Николай Ильминский, ставший для молодого переводчика источником знаний в разных областях. Николай Иванович был невероятно терпеливым человеком, готовым бесконечно разъяснять любознательному казахскому парню те или иные понятия.
Узнав о том, что Ибрай тесно общается с Ильминским, Григорьев освободил его от конторской работы и позволил чаще навещать нового знакомого. В доме ученого молодой человек развлекал дам чтением вслух, пока те рукодельничали. Если вдруг чтец совершал ошибку в неизвестных ему словах, слушательницы терпеливо поправляли его и объясняли значение. Со временем Алтынсарин стал близким другом этой замечательной семьи. Несмотря на свою природную застенчивость, парень часто оставался здесь на трапезы, до такой степени ему не хотелось покидать гостеприимный дом.
По воспоминаниям Ильминского, будущий писатель был очень ранимым человеком, поддающимся приступам грусти. Если кто-либо проявлял к нему участие, он был очень благодарен и старался отплатить той же монетой.
Школьный учитель
В 1860-м посреди степи выросло еще четыре школы для казахских и русских ребятишек. Ибрагим оказался в группе учителей, которых направили туда для преподавательской работы. Молодому педагогу досталась школа в Оренбургском укреплении (сейчас это город Тургай).
В первые месяцы Алтынсарин не находил себе места. Здесь был дефицит с книгами, учителя окружали, в основном, необразованные люди, русская часть населения постоянно конфликтовала между собой. В своих письмах Ильминскому преподаватель жаловался, что чувствует себя ссыльным каторжником.
Школа открылась только спустя четыре года. До этого времени Ибрай занимался с учениками в частном порядке. Когда наконец прозвенел первый звонок, грусть и хандра исчезли, и педагог полностью погрузился в любимое дело. Своим друзьям он писал:
«Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение ребят. К крайнему моему удовольствию, мальчики эти, в всего лишь в течение трех месяцев, научились читать и даже писать по-русски и по-татарски».
Позже Алтынсарин поменял сферу деятельности, устроившись на должность помощника уездного начальника Оренбургского укрепления, а потом даже был назначен главным судьей. На этом посту деятель боролся с коррупцией и родовыми распрями, что вызывало недовольство во многих слоях общества. Однажды он даже поругался с собственными родственниками, выступив против назначения на должность судьи одного из своих братьев. В итоге место получил местный аксакал, чего родня простить Ибраю не смогла.
Инспектор образовательных учреждений
У Ильминского была возможность помочь Алтынсарину с получением высокой должности. Однако последний отказывался и говорил, что хочет заниматься только народным образованием. В 1879 году преподаватель получил должность инспектора тургайских школ и оставался на этом посту до конца своих дней.
С тех пор все его устремления были направлены на поиск денег для открытия новых учебных заведений. Он обивал пороги высокопоставленных начальников, доказывая необходимость школ или училищ в той или иной местности. Алтынсарин хотел открывать не просто степные школы, а образцовые заведения с лучшим оборудованием и профессиональными педагогами. Просветитель говорил так:
«На личном опыте убедился я, что при дурных хозяйственных условиях школьное дело никогда не примет хороший, полезный оборот, является апатия как у учащих, так и у учащихся».
Огромное внимание инспектор уделял школьным библиотекам. Ибрай организовывал читальни не только для учеников школ и училищ, но и для всех желающих приобщиться к миру книг.
Современников писателя поражало его умение общаться с совершенно разными людьми. В письмах к русскоговорящим адресатам Алтынсарин предстает вполне европейским человеком, знающим тонкости западного мира. А если заглянуть в переписку Ибрая с представителями мусульманских регионов, можно увидеть настоящего дипломата с типичной восточной хитрецой.
Открыв десятки школ для мальчиков, инспектор принялся за воплощение давней мечты – построить первую школу для девочек-казашек. Для ее возведения Ибрай выделил собственную землю в Кустанае.
Позже Алтынсарин основал школу для преподавателей. Все эти проекты постоянно натыкались на недовольство местных властей, которые не понимали устремлений прогрессивного учителя. Активисту не только урезали бюджет, но даже отнимали помещения и оборудование, добытые с огромным трудом.
И все же, хороших людей вокруг Ибрая было намного больше. В число его единомышленников вошли братья Сейдалины, окончившие Неплюевский кадетский корпус в Оренбурге. Они участвовали в открытии школы в Иргызе, куда вскоре отправили учиться своих детей. В лице литератора и переводчика Асылкожи Курманбаева деятель встретил верного последователя и продолжателя дела всей его жизни. После смерти Алтынсарина Асылкожа возглавил построенную им школу в Лепсы. Еще один подопечный инспектора – Г. Балкымбаев – занял пост руководителя Музея истории в г. Алматы.
Литератор
Творческая биография Алтынсарина началась в 1879 году, с выхода его первой книги «Казахская хрестоматия». В построенных им школах, помимо мебели и инвентаря, была постоянная нехватка учебников. С этой ситуацией педагог решил бороться, выпуская собственную учебную литературу. Вслед за хрестоматией увидела свет книга «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку», направленная на помощь преподавателям.
Труды автора отражают его разносторонне развитую личность. Он публиковал стихи, сказки, басни и этнографические исследования. Сам Ибрагим себя писателем не считал – он говорил, что все его произведения были созданы исключительно для первого тома «Казахской хрестоматии». В начале книги собраны небольшие рассказы о повседневном казахском быте, с которым был хорошо знаком каждый юный читатель. Помимо рассказов, создатель включил в хрестоматию десятки народных пословиц, легенд и загадок.
Как литератор, Ибрай прославился своими этнографическими очерками. Самые известные произведения этого плана – «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства».
Подводя итог, можно выделить ряд основных достижений Ибрагима Алтынсарина:
- открытие нескольких народных школ
- открытие и снабжение учебной литературой женской школы и двух училищ
- создание образовательного учреждения для подготовки педагогов
- организация и запуск учебных заведений для подготовки узких специалистов сельского хозяйства и ремесленной отрасли.
Смерть
Казахский общественный деятель умер 17 мая 1889 года, причиной смерти стало заболевание сердца и печени. Себя Алтынсарин не берег, все силы отдавал просветительской работе. Похоронили учителя рядом с могилой его отца, на берегу Тобола.
Единственное, что Ибрай успел сделать лично для себя – это построить деревянный дом неподалеку от Кустаная. В нем он провел последние годы жизни, там же и скончался.
Алтынсарин имел огромный авторитет в Степи и жил довольно небедно. Однако никогда за ним не замечалось ни социальных, ни расовых предрассудков. В его школы ходили дети из самых разных семей – богатых и бедных, казахских и русских. Учитель любил приговаривать:
«Всех ласково греет солнце, всем светят лучи луны, особо рожденных не было и нет на этой земле».