Исаак Шварц — биография
Исаак Шварц — советский и российский композитор, народный артист РФ. Он является автором музыки к 35 спектаклям и 125 фильмам, а также симфонических произведений. Широкую популярность и признание Шварц получил как кинокомпозитор, известный своими мелодиями в романтических мелодрамах. Наибольшую известность ему принесла музыка к картинам Сергея Соловьёва и Владимира Мотыля. Вершинами его творчества стали саундтреки к фильмам «Белое солнце пустыни», «Братья Карамазовы», «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Звезда пленительного счастья», «Дерсу Узала», «Мелодии белой ночи» и «Законный брак».
Детство
Исаак Иосифович Шварц родился 13 мая 1923 года в еврейской интеллигентной семье в городе Ромны, который в то время входил в состав Роменского уезда Полтавской губернии Украинской ССР. Сегодня это административный центр Роменской городской общины и Роменского района Сумской области в Украине. В семье Шварца культивировалась любовь к литературе и музыке, что прививалось с раннего возраста ему и его старшим сёстрам Софье и Марии. Отец Шварца происходил из семьи, в которой дедушка по отцовской линии имел духовное звание и в начале XX века переехал в Полтавскую губернию из Прибалтики.
В 1930 году семья переселилась в Ленинград, обосновавшись в самом сердце города неподалёку от Невского проспекта. В детстве Исаак, в отличие от своих сестер, которых семья считала более одарёнными, не проявлял ярко выраженных способностей. Тем не менее, он начал заниматься музыкой в Доме художественного воспитания детей, где обучался игре на фортепиано у преподавателя А. С. Замкова, а позже брал уроки у профессора Леонида Николаева. В 1935 году, в возрасте 12 лет, он стал победителем конкурса юных талантов, который проходил в Большом зале Ленинградской филармонии. Однако сам Шварц позже признавал, что академического музыкального образования в детстве он не получил.
Весной 1936 года Исаак снялся в кино, сыграв эпизодическую роль в фильме «Концерт Бетховена», где участвовал в сцене проводов товарища на музыкальный конкурс на Московском вокзале Ленинграда, и его имя было упомянуто в титрах.
Сложности в жизни семьи начались после убийства Сергея Кирова в 1934 году, что послужило поводом для массовых репрессий. В декабре 1936 года отец Исаака, филолог-арабист и профессор Ленинградского университета Иосиф Евсеевич Шварц, был арестован сотрудниками НКВД СССР. Отец, обладавший красивым и сильным баритоном, был для Исаака примером и опорой, и его арест стал тяжёлым ударом для мальчика. Позже отец был осужден по статье 58 УК РСФСР и сослан в лагеря, а в 1938 году, в Магадане, приговорён к расстрелу. Исаак на всю жизнь запомнил их последнее свидание в ленинградской пересыльной тюрьме.
Летом 1937 года семья, потерявшая всё своё имущество, включая фортепиано и обширную библиотеку, была выслана в Киргизскую ССР. Там они поселились в доме с саманной крышей. Мать Исаака, Рахиль Соломоновна Бергер, выпускница Киевского коммерческого института, устроилась работать на швейную фабрику, а также преподавала в школе математику, литературу и русский язык. Исаак, которому было четырнадцать лет, начал давать частные уроки фортепиано детям местных чиновников. Его сестра Софья, талантливая пианистка и студентка консерватории, знакомила брата с произведениями таких классиков, как Моцарт, Бетховен, Чайковский, Бизе и другие. Шварц с детства высоко ценил в музыке мелодичность, яркость и запоминаемость.
В 1938 году, находясь в столице Киргизии, Исаак начал брать уроки композиции у преподавателя Владимира Георгиевича Фере. Он также работал тапёром в летнем кинотеатре Фрунзе, создавая музыкальное сопровождение для немых фильмов, что стало важным этапом его становления как композитора. Там на молодого музыканта обратил внимание актёр Иван Коваль-Самборский, предсказавший ему блестящее будущее. Считается, что именно этот опыт помог Шварцу развить особое понимание природы кинематографа, что позже отразилось в его зрелом творчестве. Незадолго до начала войны Исаак работал концертмейстером в Киргизском государственном театре.
В военное время
В начале Великой Отечественной войны Исаак Шварц возглавил хор и оркестр Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа, который в те годы входил в состав Среднеазиатского военного округа. Этот коллектив, созданный для поднятия боевого духа солдат, исполнял музыкальные произведения, песни и танцы, что было особенно важно в условиях военного времени.
Когда Шварц был направлен на фронт, он служил в качестве сапёра, выполняя сложные и опасные задачи по разминированию и обеспечению безопасных передвижений войск. Весной 1942 года под Харьковом в результате артиллерийского обстрела Шварц получил контузию, что привело его в госпиталь в Алма-Ате, где он проходил курс восстановления.
В 1943 году, когда Шварцу исполнилось 20 лет, он вступил в брак с Сони Полонской, своей подругой детства и юности, которая, как и он, была талантливой пианисткой. Вскоре у них родилась дочь Галина — единственный ребёнок в семье Шварцев.
Начало творческого пути
В 1945 году, после демобилизации из армии, 22-летний Исаак Шварц вернулся в Ленинград и благодаря содействию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Приёмная комиссия, впечатлённая музыкальными работами начинающего композитора, в лице декана выразила неожиданное одобрение словами: «А вы знаете, это не так плохо, как кажется!». Шварц попал в класс известного композитора и педагога Бориса Александровича Арапова, однако активно посещал и занятия Шостаковича, который одним из первых по достоинству оценил талант своего подопечного. В те годы обучение в консерватории было платным, однако Шварцу, который был обременён заботами о семье и ребёнке, предоставили освобождение от платы по неизвестным ему причинам. Лишь спустя годы стало известно, что именно Шостакович конфиденциально оплачивал его учёбу, о чём рассказал ректор Павел Алексеевич Серебряков на премьере балета Шварца «Накануне» в 1960 году.
Во время учёбы в консерватории Шварц, как и его наставник Шостакович, подвергался критике партийных структур за «формализм в музыке», однако, несмотря на давление, он категорически отказался публично осуждать Шостаковича, проявив тем самым принципиальность и верность своим убеждениям.
В студенческие годы Исаак Шварц создал ряд значимых музыкальных произведений, таких как соната соль минор для скрипки и фортепиано, струнный квартет, романсы на стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Полонского и Гейне, а также вариации для фортепиано и арию для скрипки с фортепиано. Эти работы привлекли внимание музыковедов, которые отмечали контрастность музыкальных образов и свежесть мелодики. Романсы Шварца исполнялись известными ленинградскими певцами Сергеем Шапошниковым и Надеждой Вельтер, что принесло молодому композитору первую известность. В последние два года обучения в консерватории Шварц занимался под руководством Ореста Евлахова, у которого написал значительные произведения, такие как кантата «Дума о Родине» на стихи А. Чепурова и баллада «Солдат и вьюга» на стихи М. Светлова.
Летом 1946 года Шварц освоил аккордеон и после окончания первого курса начал ежегодные поездки на каникулы в дачную местность Сиверская, где подрабатывал, играя в домах отдыха, на танцплощадках и в детских лагерях. Там он также давал уроки музыки детям. Несмотря на педагогические навыки, Шварц не создал собственной школы композиции, и его учеников специалисты не выделяют, отмечая уникальность и самобытность его мелодического дара.
Первым крупным произведением Шварца стала «Симфония фа минор», созданная в 1954 году. Эта симфония, представляющая собой лирико-эпическое повествование о молодом современнике, получила признание и стала важной вехой в творческой карьере композитора. Её мелодика органично сочетала элементы советских массовых песен и народной музыки. Премьера симфонии состоялась 6 ноября 1954 года и прошла с успехом в Большом зале Ленинградской филармонии. В 1955 году симфония была исполнена на VIII Всесоюзном пленуме Союза композиторов СССР, где Шварц был принят в ряды этого престижного объединения.
Создание музыки для спектаклей и кино
В 1956 году Исаак Шварц получил предложение от Георгия Товстоногова создать музыкальное сопровождение к спектаклю «Идиот», поставленному по роману Фёдора Достоевского. Перед композитором стояла непростая задача — соединить музыку с драматургией Достоевского, сделав её органичной частью спектакля. Этот проект стал первым успешным опытом Шварца в театральной музыке. В дальнейшем он написал музыку к таким спектаклям, как «Горе от ума» по пьесе Александра Грибоедова, «Не склонившие головы» и «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Товстоногова, а также к «Доходному месту» в постановке Р. Сусловича. Всего Исаак Шварц оформил шесть спектаклей в Большом драматическом театре, где он особо ценил влияние и творческую школу театральных режиссёров, таких как Георгий Товстоногов и Леонид Якобсон.
В 1950-е годы композитор создал «Молодёжную увертюру» для симфонического оркестра, демонстрируя умение работать с оркестровыми красками и жанровыми контрастами. Помимо этого, Шварц написал два балета: «Накануне» в 1960 году и «В стране чудес» в 1967 году. Последний был поставлен Леонидом Якобсоном в Кировском театре оперы и балета.
Музыка, написанная Шварцем для театра, была признана как театральными деятелями, так и критиками, что позволило ему наработать уникальный композиторский почерк, отмеченный мелодичностью и выразительностью. Несмотря на это, композитор не стремился создавать собственную школу композиции или системно передавать своё мастерство ученикам. Его уникальный мелодический дар остался неповторимым, а работы для театра стали важной частью его творческого наследия.
В общей сложности Исаак Шварц написал музыку к 35 спектаклям, что свидетельствует о его плодотворном сотрудничестве с театральными режиссёрами и серьёзном вкладе в развитие музыкального оформления драматических постановок.
Концерты
Последним крупным симфоническим произведением Исаака Шварца стал «Концерт для оркестра в семи частях», получивший подзаголовок «Жёлтые звёзды» («Пурим-шпиль в гетто») и посвящённый памяти шведского дипломата Рауля Валленберга. Идея создания этого масштабного произведения возникла у композитора под впечатлением от документальных записок узницы каунасского гетто, в которых описывалось празднование Пурима — одного из самых весёлых и символичных праздников еврейского народа. Праздник, отмеченный обречёнными узниками накануне их казни, произвёл на Шварца глубокое впечатление. Этот контраст — радость и смех на фоне неминуемой гибели — стал центральной темой произведения, пронизанного трагизмом и символикой.
«Жёлтые звёзды» были восприняты критиками как лирический гимн мужеству, мудрости и чувству достоинства людей, переживавших нечеловеческие испытания. Музыка передаёт атмосферу ужаса и одновременно чувство единства и стойкости, которые помогли обречённым узникам преодолеть страх перед смертью.
Московская премьера концерта состоялась 29 сентября 2000 года в Концертном зале имени Чайковского и была приурочена к 60-летию творческой деятельности композитора. Произведение получило высокую оценку и стало знаковым итогом музыкального пути Шварца, отразившего в нём свои глубокие размышления о судьбе и стойкости человеческого духа.
Дальнейшая жизнь
С 1964 года и до конца своей жизни Исаак Шварц жил и творил в собственном доме в дачном микрорайоне Кезево посёлка Сиверский, расположенном в 70 километрах от Санкт-Петербурга. Этот тихий уголок в Гатчинском районе Ленинградской области стал для композитора местом вдохновения и уединения, благодаря чему Шварца ещё при жизни прозвали «сиверским отшельником». Здесь его навещали выдающиеся деятели культуры и искусства, среди которых Владимир Высоцкий, Андрей Миронов, Акира Куросава, Зиновий Гердт, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Соловьёв, Иосиф Бродский, Булат Окуджава, Владимир Мотыль, Алексей Баталов, Олег Басилашвили и многие другие.
Шварц был не только композитором, но и человеком, готовым протянуть руку помощи. В 1964 году он активно хлопотал о трудоустройстве на студии «Ленфильм» вернувшегося из ссылки безработного поэта Иосифа Бродского, который впоследствии стал Нобелевским лауреатом. К своим коллегам-кинокомпозиторам Шварц относился с большим уважением, называя «блистательными» Родион Щедрина, Андрея Эшпая, Андрея Петрова, Микаэла Таривердиева, Надежду Симонян и Геннадия Гладкова, ценя их за мелодическую щедрость и уникальный творческий почерк.
Хотя в Ленинграде (позже Санкт-Петербурге) у Шварца была квартира, он редко бывал в городе. Своё время он предпочитал проводить в Сиверском, где устраивал творческие встречи и вечера в местной библиотеке имени А. Майкова. Несмотря на отшельнический образ жизни, его дом стал своеобразным культурным центром, куда стекались многочисленные гости и друзья.
В 1979 году, в возрасте 56 лет, Шварц женился на 20-летней Антонине Нагорной, поклоннице его таланта. Их брак длился 30 лет и был счастливым, несмотря на значительную разницу в возрасте. Шварц изредка покидал Сиверский, чтобы навестить родственников в Киеве и Одессе, а также часто бывал в Москве, где сотрудничал с кинематографистами и отдыхал в Доме ветеранов кино в Кунцеве. Неподалёку от этого дома находилась «ближняя дача» Сталина, и, по воспоминаниям писателя Б. Горзева, вид на бывшее владение диктатора вызывал у Шварца грустные раздумья и воспоминания.
Личная жизнь
Исаак Шварц был дважды женат. Его первая жена, пианистка Соня Полонская, была его спутницей с 1943 года до середины 1960-х годов. В этом браке у них родилась дочь Галина, которая впоследствии вышла замуж и получила фамилию Лапшова. Галина появилась на свет в 1944 году, и в 1989 году она вместе с семьёй репатриировалась в Израиль. Внуки Шварца — Кирилл и Магда — также обосновались в Израиле, где теперь живут и правнуки композитора.
Второй брак Шварца состоялся в 1979 году с Антониной Владимировной Нагорной, которая родилась в 1959 году и по профессии была экономистом. После смерти Шварца она стала директором Мемориального дома-музея композитора в Сиверском в 2011 году, сохраняя память о его жизни и творчестве.
В промежутке между этими двумя браками Исаак Шварц, находясь в расцвете своих сил, как вспоминал режиссёр Сергей Соловьёв, пользовался своим обаянием и природным мужским шармом весьма свободно и непринуждённо. Это свидетельствует о харизме Шварца, которая привлекала к нему людей и обеспечивала ему внимание и признание не только в профессиональной, но и в личной жизни.
Смерть
В последних своих произведениях Исаак Шварц, подобно своему коллеге Вениамину Баснеру, обратился к своим еврейским корням, отражая в музыке глубинные и личные темы. Его «лебединой песней» стал «Концерт для оркестра» под названием «Жёлтые звёзды», посвящённый памяти шведского дипломата Рауля Валленберга, спасшего тысячи евреев во время Холокоста. Премьера этого произведения состоялась в сентябре 2000 года и стала значимым событием в творческой карьере композитора.
В начале XXI века, несмотря на возраст, Шварц продолжал активно работать, создавая музыку для кино и телевидения. Он написал саундтреки к нескольким сериалам, среди которых выделяется «Дом на набережной» — экранизация одноимённого романа Юрия Трифонова.
Исаак Шварц скончался во сне 27 декабря 2009 года. Причиной смерти, вероятно, стал сердечный приступ, произошедший после того, как композитор прилёг отдохнуть, закончив игру на рояле. В последние годы жизни Шварц страдал от рака, и ему требовались регулярные переливания крови.
Похороны композитора состоялись через три дня после его кончины. Исаака Шварца проводили в последний путь на Литераторских мостках Волковского кладбища, что является местом упокоения многих выдающихся деятелей культуры. В соответствии с завещанием, над его гробом была прочитана кадиш — еврейская поминальная молитва, что подчёркивало уважение к еврейским традициям и корням композитора.
Факты
- Исаак Иосифович Шварц и Николай Исакович Пастухов родились в один день и год, и судьба свела их в творчестве. В фильме Сергея Соловьёва «Станционный смотритель» Пастухов исполнил главную роль, а музыку к этому кинематографическому произведению написал Шварц, что стало знаменательным пересечением их талантливых путей.
- Родной город Шварца, Ромны, сыграл значимую роль в судьбе нескольких известных личностей. Это также малая родина выдающихся советских физиков Абрама Иоффе и Леонида Эпштейна, а также талантливого актёра и режиссёра Александра Таирова, основателя Камерного театра.
- В фильме «Законный брак» Наталия Белохвостикова и Игорь Костолевский снова предстали на экране в ролях влюблённых, что напомнило зрителям о предыдущем совместном проекте — «Тегеран-43». В этом фильме, выпущенном за пять лет до работы над картиной Мкртчяна, актёры изобразили любовную историю советского разведчика и француженки русского происхождения. Музыка Шварца к «Законному браку» подчёркивает романтику и драматизм отношений между героями, как это присуще романам Мэри Бэлоу, где фиктивные браки перерастают в настоящую любовь.
- Произведения Виктора Драгунского «Где это видано, где это слыхано» и «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах» были экранизированы разными режиссёрами на киностудии «Ленфильм»: Валентином Горловым и Евгением Татарским. Шварц сотрудничал с Татарским также в фильме «Золотая мина». Образ главного героя, Дениса Кораблёва, в этих экранизациях воплотили два юных актёра — Серёжа Крупеников и Саша Михайлов. Несмотря на разное видение режиссёров, музыка Шварца создала атмосферу, объединяющую обе ленты.
- Любопытно, что одно из музыкальных произведений Шварца носит название «Грустный вальс» — название, которое он делит с одноимённым сочинением финского композитора Яна Сибелиуса, что находит отражение в меланхоличном настроении и глубине их музыки.
Музыка к фильмам
- Дикая собака динго (1962) — фильм о первой любви, оставивший значительный след в советском кинематографе.
- Женя, Женечка и «катюша» (1967) — лирическая комедия о жизни на фронте, известная своей музыкальной составляющей.
- Братья Карамазовы (1968) — экранизация великого романа Достоевского с музыкой, подчёркивающей драматизм событий.
- Белое солнце пустыни (1970) — культовый советский фильм, ставший классикой, в значительной степени благодаря узнаваемым музыкальным темам.
- Проверка на дорогах (1971) — значимый фильм Алексея Германа о военных буднях, сопровождаемый выразительной музыкой Шварца.
- Звезда пленительного счастья (1975) — историческая драма о судьбах декабристов с запоминающейся музыкальной партитурой.
- Дерсу Узала (1975) — фильм Акиры Куросавы, удостоенный премии «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, для которого Шварц написал впечатляющую музыку.
- Соломенная шляпка (1974) — музыкальная комедия, ставшая любимой у зрителей.
- Не стреляйте в белых лебедей (1980) — проникновенная драма с музыкальными темами,подчёркивающими глубину сюжета.
- Сирано де Бержерак (1989) — экранизация знаменитой пьесы Ростана с романтической и трогательной музыкой Шварца.