Константин Васильев — биография
Константин Васильев – советский художник-иллюстратор, прославившийся картинами на былинно-мифологическую тематику, а также портретами, пейзажами и изображениями военных баталий.
Советский художник Константин Васильев написал несколько десятков замечательных работ на былинно-мифологическую тематику. Широкое признание автор получил лишь после смерти, когда его работы представили на выставках Советского Союза и за рубежом.
В юных лет мастера увлекали скандинавские былины и сказки, а также творчество родного русского народа. Его любовь к истории отразилась в многочисленных работах – пейзажах, портретах, батальных картинах и иллюстрациях.
Детство и юность
Художник родился 3 сентября 1942 года в городе Майкоп, который в то время находился в немецкой оккупации. Алексей Васильев, отец мальчика, вступил в отряд партизан и воевал в окрестных лесах, а мать осталась в городе, не успев эвакуироваться. На протяжении нескольких месяцев Клавдия Пармёновна оставалась с маленьким сыном одна.
В мирное время родители Кости трудились на одном из городских предприятий, и когда в 1943 году Майкоп был освобожден, Васильев-старший принял участие в его восстановлении.
После 1945-го семейство перебралось в Краснодар, где Константин стал посещать детский сад. Отец устроился на станкостроительный завод, благодаря чему удалось получить место в подшефном дошкольном учреждении. Квартир в разрушенном городе хватало далеко не всем, поэтому Васильевым пришлось жить прямо в производственном цеху. Отец понимал, что для детского здоровья постоянное нахождение на заводе очень вредно, и вскоре обратился в министерство промышленности перевести его на другую работу. Так семья оказалась в поселке Васильево неподалеку от Казани. Мальчик рос болезненным, и родители старались возить его в санатории, либо отправлять к жившему в сельской местности дедушке со стороны матери.
Главным детским увлечением Кости было чтение книг, особенно его интересовали былины и сказки, такие как «Сказание о трех богатырях». Рисовать мальчик начал еще в детском саду, его работы заметно выделялись среди остальных. Будучи школьником, юноша начал копировать работы знаменитых живописцев.
Родители понимали, что талант сына необходимо развивать, но там, где они проживали, такой возможности не было. Тогда они решили отправить лучшие работы мальчика в Москву, где при художественном институте имени Сурикова был интернат для талантливых детей со всей страны. В интернат Васильева приняли, и вскоре начинающий художник переехал в столицу.
Во время учебы Костя демонстрировал прилежность и огромную тягу к знаниям. Вместе с другими ребятами посещал Пушкинский музей и Третьяковку, собирал репродукции знаменитых мастеров, интересовался историей изобразительного искусства.
Более всего юношу увлекали походы в Третьяковскую галерею, где он часами обследовал каждое полотно. Константин детально изучал не только содержание картин, но и то, из чего были выполнены холсты и подрамники. Вглядываясь в творения известных художников, молодой человек пытался понять, что чувствовал автор при создании шедевра.
Образование в интернате было академическим, и вскоре требования педагогов строго следовать канонам начали тяготить Васильева. К тому же, начинающий художник уже тогда заинтересовался сюрреалистическим направлением в живописи. В 1957-м он оставил столичную школу и стал студентом Казанского художественного училища.
Здесь у молодого человека появился намного больший простор для творческих экспериментов. В поисках собственного стиля Константин создавал десятки работ, многие из которых завоевывали премии на студенческих художественных конкурсах. Нередко художник брал подработку – рисовал иллюстрации и шаржи по заказу казанского сатирического издания «Чаян» («Скорпион»).
Первые шаги в сюрреализме
В начале 1960-х Васильев стал выпускником Казанского художественного училища. В качестве дипломной работы он представил зарисовки декораций к опере «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
В результате распределения молодой человек попал в Мензелинск, где он должен был приступить к обязанностям декоратора в местном театре. Однако по приезду в провинциальный городок художник выяснил, что декоратор в театре уже имеется. Вернувшись в столицу Татарии, Васильев устроился в художественный фонд и стал участником выставки «Художники-сатирики Казани». Вскоре мужчина решил вернуться в поселок Васильево, где ему предложили должность школьного учителя ИЗО.
На ранние картины Васильева огромное влияние оказали мастера сюрреализма Ива Танга и Сальвадор Дали, абстракционисты Джексон Поллок и Василий Кандинский. Среди первых зрелых работ художника выделяются полотна «Вознесение», «Абстрактные композиции» и «Струна».
Одновременно начинающий мастер увлекался классической музыкой, его кумирами были Петр Чайковский, Александр Скрябин и Дмитрий Шостакович. Любимым произведением мужчины был оперный цикл «Кольцо нибелунгов» немецкого музыканта Рихарда Вагнера. В начале 60-х Константин Алексеевич работал над футуристическими портретами своих обожаемых композиторов.
Много своих ярких работ автор посвятил пейзажам. Путешествуя по живописным уголкам Татарии, талантливый мастер вдохновился на создание картин «Лесная готика» и «Осень».
Со временем Васильев к сюрреализму «остыл», начав писать в жанре реализма. Позже он признал, что сюрреализм интересен лишь своей поверхностной эффектностью, возможностью легко выражать сиюминутные, но не глубинные чувства.
Зрелое творчество
В поисках своего уникального стиля Константин провел не один год. Был период, когда художник считал свои работы «чушью», безжалостно уничтожал их и начинал писать нечто совершенно иное. 1960-е годы стали для мастера периодом экспериментов, в ходе которых он пробовал творить в совершенно разных жанрах.
В 1969-м Васильев закончил полотно «Северный орел», которую позже отнесли к символическому реализму. В этот период создатель стал подписывать свои картины именем «Константин великоросс».
Сюжеты для своих произведений художник черпал в народной литературе. Полюбив в детстве русские, скандинавские, древнегерманские и древнеисландские былины, он пронес эту привязанность через всю свою жизнь.
В 1970-х творческая биография Васильева пополнилась циклом «Русь былинная», куда вошли работы «Русский витязь», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Бой со змеем» и другие. Одной из значимых работ автора стала иллюстрация «Слова о полку Игореве» — уникального памятника древнерусской литературы. Кисти художника принадлежат изображения ключевых персонажей бессмертного эпоса, главным из которых является князь Игорь.
Особый интерес Константина Алексеевича вызвали творения Вагнера, вдохновившие его на создание полотен «Карлик Нибелунг Альберлих», «Заклинание огня», «Валькирия над сраженным Зигфридом». Помимо этого, мастер создал огромное количество эскизов декораций для одноименных театральных постановок. Чаще всего Васильев изображал доблестных воинов и богатырей, главных героев исторических баталий.
Тема сражений художник продолжил во время Второй мировой войны. Самым известным произведением того периода стала картина «Парад 41-го», поразившая публику нестандартным ракурсом. Парадное шествие 7 ноября 1941 года изображалось с храма Василия Блаженного, а ключевой акцент был сделан на скульптурной композиции Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Помимо «Парада 41-го» в цикл вошли еще несколько шедевров: работы «Тоска по Родине», «Нашествие», «Прощание славянки» и портрет маршала Советского Союза Георгия Жукова. Создавая эти картины, автор вдохновлялся старинными русскими маршами.
Максимум символизма Константин Васильев вложил в свои последние произведения. С молодости любимым образом художника была горящая свеча. Ее можно увидеть на картинах «Человек с филином» и «Ожидание», увидевших свет в 1976 году.
Смерть
Жизненный путь Константина Алексеевича прервался трагически. 29 октября 1976 года художника и его товарища сбил проходящий поезд. На момент гибели молодому творцу было всего 34 года. Могила талантливого живописца находится в березовой роще близ поселка Васильево, в окрестностях которого он любил гулять.
При жизни советский художник прославиться не успел, признание его творчества произошло позже. С начала 1980-х годов в СССР и за рубежом стали проводиться выставки работ автора, а в середине 90-х в Васильево был открыт музей, посвященный жизненному пути Константина Алексеевича. Позже состоялось открытие музея славянской культуры Константина Васильева в столице России.
Интересные факты
- Одним из самых любимых художников Васильева был Виктор Васнецов. Увидев «Трех богатырей» в детской книжке, мальчик решил сделать копию шедевра и подарить ее отцу по случаю дня рождения. Близкие маленького Кости выразили восторг от его работы и сочли ее необыкновенно схожей с оригиналом.
- Во время обучения в столичном интернате юный мастер создал несколько десятков картин, большинство из которых не сохранилось. Чудом до наших дней дошел натюрморт с гипсовой головой, который автор случайно испортил разлитым клеем. Выброшенную работу подобрал друг Константина Николай Чаругин.
- Одним из литературных кумиров Васильева был Федор Михайлович Достоевский. Идею создания иллюстраций к его книгам молодой человек вынашивал еще в интернате. Творчество русского писателя вдохновляло художника всю жизнь, а в начале 1970-х он создал портрет знаменитого мастера.
- Константин Алексеевич к своим работам относился очень скрупулезно – всегда старался добиваться математической точности, создавал множество эскизов, по несколько раз менял фоны.
- Перед самой гибелью творец решил подкорректировать полотно «Прощание славянки», положив его в воду для отмывки. Картину вынули из воды лишь через несколько дней, и за это время она успела сильно повредиться.
- Личную жизнь художник построить не успел. Известно, что в юности Константин был влюблен в Людмилу Чугунову, чей образ он запечатлел на нескольких полотнах. В более зрелом возрасте его возлюбленной стала Елена Асеева, которая также стала героиней его картин.
- Работая школьным учителем, Васильев параллельно сотрудничал с местными предприятиями, рисуя лозунги, плакаты и другой агитационный материал. На Васильевском стекольном заводе он работал художником-оформителем, но официально был записан слесарем второго разряда.
- В 1967 году живописец потерял младшую сестру Люду, которая внезапно скончалась от тяжелой болезни. Это трагическое событие сильно повлияло на творчество Константина Алексеевича. Незадолго до смерти Людмила попросила брата сделать иллюстрации к сказанию о Дунае Ивановиче, так появились две большие картины и множество эскизов.
- У Васильева была грандиозная задумка, которую он так и не успел осуществить. Он мечтал создать цикл «Великие женщины России», куда планировал включить портреты героинь, оставивших выдающийся след в истории Отечества.
Творческое наследие
За свой короткий творческий век Константин Васильев успел создать огромное количество иллюстраций, эскизов, портретов, пейзажей и картин с изображением военных баталий. Самыми известными работами автора стали:
- «Маршал Жуков»
- «Русалка»
- «Лесная готика»
- «Дар Святогора»
- «Вольга и Микула»
- «Вознесение»
- «Жница»
- «Евпраксия»
- «Прощание славянки»
- «Вотан»
- «Свентовит»
- «Валькирия над сражённым воином»
- «Достоевский, Фёдор Михайлович»
- «Северный орёл
- «Часовня»
- «Андрей Первозванный»
- «Апостол»
- «Струна»
- «Илья Муромец Сердится»
- «Великан»
- «Ожидание»
- «Человек с филином»