Михаил Нестеров — биография
Михаил Нестеров — русский и советский художник, известный как живописец и участник Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства». В 1898 году был удостоен звания академика живописи, а в 1942 году получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Был лауреатом Сталинской премии первой степени.
Детство и юность
Михаил Васильевич Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в городе Уфе, в интеллигентной купеческой семье с традиционным религиозно-патриархальным укладом. Его мать, Мария Михайловна, уроженка Ельца, происходила из древнего купеческого рода Ростовцевых. Семья переехала в Стерлитамак в 1830 году, где занялась торговлей пшеницей. Мать Нестерова обладала сильным характером и значительной энергией.
Отец, Василий Иванович Нестеров, торговал галантерейными и мануфактурными товарами, но был более увлечён историей и литературой, чем своим ремеслом. Он поощрял художественный талант своего сына, чем завоевал его уважение и благодарность на всю жизнь.
Из двенадцати детей в семье выжили только Михаил и его старшая сестра Александра. Воспоминания о детстве Михаил Нестеров всегда описывал с любовью к родному дому и природе. Его друг Сергей Дурылин писал, что даже в детстве Михаил тяготел к природе и глубоко ощущал её красоту.
До двенадцати лет Нестеров жил в Уфе и учился в местной гимназии. Осенью 1874 года отец отправил его в Москву для поступления в техническое училище, но Михаил не прошёл экзамены и поступил в реальное училище К. П. Воскресенского. В 1877 году по совету Воскресенского он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством таких мастеров, как П. С. Сорокин, И. М. Прянишников и В. Г. Перов. Последний стал для него любимым преподавателем и оказал значительное влияние на ранние работы художника.
С 1879 года Нестеров участвовал в ученических выставках училища. Его картины того периода, такие как «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей» и другие, отражают традиции русского передвижничества. В 1881 году он переехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова.
Однако Петербургская академия разочаровала его, и в 1882 году он вернулся в Москву с намерением возобновить обучение у Перова, но к тому моменту тот был уже смертельно болен. Михаил успел написать портрет своего учителя перед его смертью.
В 1882 году он снова поступил в Московское училище, где учился у А. К. Саврасова. В Уфе летом 1883 года он встретил свою будущую жену, Марию Мартыновскую. Вернувшись в Москву, Нестеров продолжил обучение в классе В. Е. Маковского. С 1884 года он писал исторические жанровые картины: «Приём послов», «Смерть Лжедмитрия», «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» и другие. В этот период он также работал над иллюстрациями к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского.
В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» он был удостоен звания свободного художника. К концу 1880-х годов его работы на исторические темы, особенно касающиеся допетровской эпохи, сделали его известным.
Летом того же года, несмотря на протесты родителей, он женился на Марии Мартыновской. После свадьбы продолжил работу над иллюстрациями и журнальными рисунками. В 1886 году за картину «До государя челобитчики» он получил звание классного художника и Большую серебряную медаль.
Творчество
В мае 1886 года у Михаила Нестерова родилась дочь Ольга, но его жена Мария Мартыновская вскоре скончалась. Портреты любимой супруги он отразил в последующих произведениях. В 1887 году были созданы три варианта картины «Царевна», а затем и «Христова невеста». На этих работах можно увидеть черты лица покойной.
Картина «Христова невеста» открыла серию изображений женщин с глубоким внутренним миром и страдающей душой. Этот поэтический образ, созданный Нестеровым, стал национальным и народным. На полотне также впервые была представлена характерная среднерусская природа. Нестеровский пейзаж сочетал в себе простоту, лиричность и любовь к России. Ключевые элементы этого типа пейзажа включали белоствольные берёзы, слабые ёлки, приглушённую зелень, рябину, серёжки вербы и обширные просторы на фоне реки Белой. Все эти элементы, переплетённые с настроением персонажей, создали гармонию между природой и внутренним миром героев.
Следующим произведением, раскрывающим трагизм русской женщины, стала картина «За приворотным зельем» (1888, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева). Она изображает молодую девушку, которая приходит к старому мельнику-колдуну, чтобы завоевать любовь или вернуть потерянное чувство.
В 1888–1889 годах Нестеров создал «Пустынника», ставшего значительным произведением, подтверждающим его самобытный талант. На картине представлен старец-монах, нашедший утешение в одиночестве и покое осенней природы. Картина была представлена на XVII Передвижной выставке, где она стала событием и возвела Нестерова в ранг ведущих живописцев. Многих зрителей и критиков поразила гармония между человеком и природой, выраженная на полотне. Ещё до открытия выставки «Пустынник» приобрёл Павел Третьяков.
С деньгами, полученными от продажи картины, Нестеров в 1889 году отправился в своё первое путешествие за границу, посетив Австрию, Италию, Францию и Германию. Природа и искусство Европы произвели на него неизгладимое впечатление.
Известные картины
Михаил Нестеров написал «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) по сюжету из «Жития преподобного Сергия», созданного Епифанием Премудрым. Для Нестерова образ Сергия Радонежского, знакомого и близкого ему с детства, воплощал нравственный идеал. Он ценил роль святого в объединении русского народа. Пейзажи для картины художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, проживая в деревне Комягино недалеко от Хотьково. Абрамцево, бывшее поместье Аксаковых, а затем ставшее имением Мамонтовых, превратилось из дачи писателей в место сбора художников, что сделало его любимым местом для Нестерова.
Картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией на XVIII Передвижной выставке, вызвав полярные мнения. Тем не менее, Павел Третьяков приобрёл её для своей галереи. Нестеров считал эту картину лучшей работой в своей карьере.
Она стала первой в цикле работ, посвящённых Сергию Радонежскому, который оставался близким сердцу Нестерова на протяжении всей его жизни. За более чем полвека он создал 15 значимых произведений, посвящённых святому, среди которых: «Юность преподобного Сергия» (1892–1897), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896–1897), «Преподобный Сергий» (1898) и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898–1899). Последняя картина так и осталась в эскизах и не была завершена.
С 1889 года Нестеров активно участвовал в деятельности Товарищества передвижников, а в 1896 году стал его полноправным членом.
В 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Адриан Прахов, заведующий росписью Владимирского собора в Киеве. Его впечатлила работа Михаила Нестерова, и он пригласил художника принять участие в оформлении собора. Нестеров сначала колебался, но вскоре согласился. Впоследствии он посвятил церковным росписям и иконам более двух десятилетий своей жизни. Для изучения новой для него монументальной живописи Нестеров отправился в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну, погружаясь в традиции византийского искусства.
В Киеве он сблизился с семьёй Прахова и Васнецовым, который тоже работал над росписями Владимирского собора. Несмотря на предубеждение по поводу того, что участие художника в церковной росписи ниже его достоинства, именно этот вид искусства принёс Нестерову широкую известность. Хотя он был строг к своей церковной живописи, она выделялась изображением святых на фоне природы.
Следующей большой работой Нестерова стало оформление дворцовой церкви Александра Невского в Абастумане, в Грузии, куда его в 1898 году пригласил цесаревич Георгий. За 5-6 лет художник создал более 50 композиций на стенах и иконостасе. Его работы в Абастуманском храме получили высокую оценку, хотя сам Нестеров не был удовлетворён.
Он был менее строг в оценке своей работы в Марфо-Мариинской обители в Москве, где особенно выделяется роспись «Путь ко Христу». Она отличалась от традиционной русской иконографии, показывая простых людей, а не святых.
Последней церковной работой Нестерова стала роспись Спасо-Преображенского собора в Сумах, которую он считал успешной. Ему также предлагали принять участие в росписи православного собора в Варшаве.
В 1901 году художник отправился в Соловецкий монастырь на Белом море. Там он писал картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь» и другие, вдохновлённые суровой северной природой и образом монахов.
Нестеров также задумал большую программную картину «Святая Русь». Весной 1902 года он показал её в Киеве. На полотне изображён Христос, окружённый людьми, обременёнными жизненными тяготами, каждый из которых пришёл к нему со своей бедой. Именно на этой выставке художник встретил Екатерину Петровну Васильеву, которая впоследствии стала его женой.
После революции Нестеров всё больше увлекался портретным жанром. Первым произведением, которым он остался доволен, был портрет его жены Е. П. Нестеровой, написанный в 1905 году. За ним последовали портреты дочери Ольги, жены в китайском халате, друга княгини Яшвиль, сына Алёши и другие.
Смерть
В 1938 году Михаил Нестеров был арестован и провел две недели в Бутырской тюрьме. Его зятя, Виктора Шретера, обвинили в шпионаже и затем расстреляли. Дочь художника, Ольга Михайловна, отправили в лагерь в Джамбуле. Она вернулась инвалидом в 1941 году.
Михаил Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Боткинской больнице в Москве 18 октября 1942 года. Даже в последние дни жизни он продолжал держать в руках палитру и кисть, работая над своими произведениями. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.