Николай Ге — биография


Николай Ге — русский художник-живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, а также скульптурных работ. Его творчество оказало значительное влияние на развитие отечественной живописи. Ге был членом передвижников, объединения художников, которые стремились изображать реальную жизнь и социальные проблемы своего времени.

Детство

Николай Ге был рожден в Воронежской области, в семействе землевладельца Николая Ге. Его брат, Иван Ге, известен как талантливый драматург.

Родословная Николая восходит к его прапрадеду, французскому аристократу Матьё де Ге (Matieu de Gay), который переселился из Франции в Российскую империю в 1789 году, в разгар начала Великой французской революции. Дед Николая, Осип Матвеевич, служил прапорщиком в Конно-гренадерском полку Военного ордена. По указу императрицы Екатерины Великой от 8 февраля 1793 года, вместе с другими 2406 французскими иммигрантами, он подписал присягу на верность Бурбонской монархии, осуждая тем самым революционные события во Франции.

В 1831 году, во время эпидемии холеры, которая охватила центральные регионы Российской империи, родился Николай. Его мать, Елена Яковлевна Садовская, умерла от болезни через три месяца после рождения сына. О воспитании мальчика заботились бабушка Дарья Яковлевна Коростовцева и крепостная няня. Ранние годы жизни Николая прошли в деревне. С 1840 года он обучался в частном пансионе Гедуэна в Киеве, а затем был зачислен в Первую киевскую гимназию, где его художественные способности были впервые замечены и где ему предсказали будущее художника. Вопреки советам отца, после окончания гимназии в 1847 году, Николай отправился в Университет Святого Владимира на физико-математический факультет.

Николай Ге

Переехав к старшему брату в Санкт-Петербург, Николай мечтал о художественном образовании и, несмотря на желание отца продолжить математическое, стремился к обучению в Императорской Академии художеств. Однако сначала он не осмелился подать документы в Академию и вместо этого продолжил образование на математическом факультете Санкт-Петербургского университета в 1848—1849 годах, параллельно углубляясь в изучение рисования в Эрмитаже.

В 1850 году Ге оставил университет, чтобы окончательно посвятить себя искусству, поступив в Императорскую Академию художеств. Там он стал учеником академика и профессора живописи Петра Басина, одного из выдающихся художников Петербурга того времени. Николай усердно изучал и воспроизводил творчество и стилистические приемы своего кумира Карла Брюллова, что оказало заметное влияние на формирование его собственного художественного языка. В течение семи лет обучения в Академии за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла» Ге был награжден Малой золотой медалью в 1855 году.

Творчество в эмиграции

Путешествуя по Германии, Швейцарии, Франции и Италии, молодой художник Николай Ге обогатил свой творческий взгляд, столкнувшись с разнообразными художественными культурами и направлениями. В Париже он посетил Салон 1857 года и выставку, посвящённую творчеству Поля Делароша после его смерти, которые оказали значительное влияние на его художественное видение. В Риме Ге познакомился с Александром Ивановым, чьё мастерство произвело на него неизгладимое впечатление, что нашло отражение в работе «Возвращение с погребения Христа», созданной в 1859 году.

«Возвращение с погребения Христа»

В то время, как Ге продолжал работу над портретами, как, например, в 1858 году, когда он создал портретный этюд своей жены, он также занимался историческими сюжетами. Среди них были «Смерть Виргинии» (1857—1858), «Любовь Весталки» (1858) и «Разрушение Иерусалимского храма» (1858). Эскиз «Смерть Виргинии» был создан под влиянием работы Карла Брюллова «Последний день Помпеи», демонстрируя драматизм и выразительную гестуляцию. Однако Ге выразил недовольство данными работами и временно отказался от исторических сюжетов в пользу пейзажей и этюдов с натуры, особенно во время своего пребывания в Неаполе.

«Смерть Виргинии»
«Любовь Весталки»
«Последний день Помпеи»

В 1860 году, после переезда во Флоренцию, Ге начал работу над эскизом «Смерть Ламбертации», но вскоре отказался от неё. Однако в 1861 году он создал одно из своих наиболее значительных произведений — «Тайная вечеря», которую представил в Санкт-Петербурге на осенней выставке в Академии Художеств в 1863 году. Произведение вызвало широкий резонанс среди публики и было критически воспринято официальной прессой за «торжество материализма и нигилизма», а цензура даже запретила его копирование. Тем не менее, картина была приобретена для личной коллекции российского императора, обеспечив Ге общественное признание и успех.

Техника работы над «Тайной вечерей» отличалась особой трудоёмкостью и инновационностью. Изначально Ге создал скульптурный эскиз для выявления экспрессии формы, что позволило ему в дальнейшем отказаться от традиционной цветовой системы в пользу моделирования объёма с помощью света. Он также подготовил ряд живописных этюдов, в частности, изобразил голову апостола Иоанна со своей жены, а Петра — с себя самого. Образ Христа был создан на основе портретов Александра Герцена и русского певца Григория Кондратьева. На подготовительном этапе работа заняла всего неделю, за которой последовали месяцы интенсивной работы. Классическая библейская тема была представлена в новом, эмоционально насыщенном свете.

«Тайная вечеря»

После краткого периода возвращения в Россию в начале 1864 года, Николай Ге снова отправляется во Флоренцию. Там он активно посвящает себя созданию эскизов на библейские темы, среди которых «Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и другие, и приступает к работе над масштабной картиной «Вестники Воскресения». Во время этого периода пребывания в Италии Ге углубляет свои связи с Александром Герценом, встреча с которым оставила неизгладимый след в его сердце. С восторгом и радостью вспоминал Ге неожиданный визит Герцена к нему в конце 1866 года. С согласия Герцена художник приступил к созданию его портрета — задача, которая таила в себе немалый риск, учитывая политический статус Герцена как «государственного преступника» и активного критика крепостничества и русского самодержавия. Работа над портретом была завершена всего за пять сеансов, что придало ей особую свежесть и непосредственность. По мнению критиков, этот портрет стал вершиной художественного наследия Николая Ге.

«Вестники Воскресения»

В этот же период Ге продолжил активно заниматься портретной живописью и работой с натуры. В 1867 году он завершил картину «Вестники Воскресения» и отправил её на выставку в Академию художеств, однако произведение не было принято к участию. Друзья художника организовали показ картины в художественном клубе, но и там она не получила заслуженного признания. Подобная судьба постигла и другое его творение — «Христос в Гефсиманском саду», которое также не встретило ожидаемого успеха у зрителей.

Возвращение домой и дальнейшее творчество

В конце 1869 года, вернувшись в Россию, Николай Ге активно включается в организационную деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок», играя заметную роль в его создании. Его вклад в Первую Передвижную выставку ознаменовался созданием знакового произведения «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), которое вызвало широкий общественный резонанс и было приобретено Павлом Третьяковым для его коллекционного собрания.

«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

С 1869 по 1875 год Ге проживал и творил в Санкт-Петербурге, где создал портреты выдающихся представителей русской интеллигенции того времени, включая Ивана Тургенева, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Костомарова, Михаила Антокольского. Он также выполнил скульптурный портрет известного критика В. Г. Белинского.

В этот период Ге также обратился к историческим темам, создав произведения «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» (1875), которые, однако, не достигли такого же мастерства исполнения, как его «Допрос Петра I».

Николай Ге «Екатерина II у гроба Елизаветы»

Неудовлетворённость своим творчеством и материальные трудности побудили Ге оставить столицу и переехать на Черниговщину, где он приобрёл хутор недалеко от станции Плиски. До 1879 года художник почти не занимался искусством, переживая глубокий духовный кризис и занявшись изучением религии и морали, приходя к выводу, что искусство не должно быть средством для заработка.

Однако необходимость решить материальные проблемы и погасить долги вынудила Ге принимать заказы на портреты от местных зажиточных жителей, к которым он относился без особого энтузиазма. Среди выполненных работ были портреты сахарозаводчика Терещенко и его супруги, а также крепостного помещика И. Я. Петрункевича.

Картина «Милосердие» (1880), изображающая Иисуса Христа как оборванного нищего, стала отражением духовного кризиса Ге и вызвала резкую критику, не найдя признания в обществе. В результате художник уничтожил это полотно, однако позже специалисты Третьяковской галереи смогли обнаружить его под маслом картины «Что есть истина?», что стало свидетельством не только его творческого поиска, но и глубокого личностного переживания.

«Милосердие»

В 1882 году, находясь в Москве, Николай Ге знакомится с Львом Николаевичем Толстым, что становится важным событием в его жизни и творчестве. Два года спустя, в 1884 году, художник создает портрет Толстого, внося важный вклад в галерею изображений выдающегося русского писателя.

После этого Ге обращается к новому циклу работ на религиозные темы, включая «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Суд Синедриона. „Повинен смерти“» (1892) и несколько вариантов «Распятия». В тот же период он создает портреты Лихачевой, Костычева и других, а также выполняет иллюстрации к произведению Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя.

«Что есть истина?»
«Иуда»
«Суд Синедриона. „Повинен смерти“»

В российской прессе разгорается ожесточенная дискуссия по поводу последних религиозных картин Ге. Большинство критиков высказывается крайне негативно о «Что есть истина?», указывая на несоответствие смыслу евангельского рассказа. Тем не менее, некоторые защищают работу Ге, в том числе Даниил Мордовцев. Тем не менее, общественная реакция и официальная критика приводят к запрету выставления картины по решению К. П. Победоносцева, который видел в ней «кощунственное» изображение, способное вызвать нарекания на правительство. Подобная судьба постигает и другие произведения Ге, включая «Суд Синедриона» и «Распятие», которые также сталкиваются с критикой и запретами.

Несмотря на все трудности, Ге остается удовлетворенным тем впечатлением, которое оставили его картины. Он считает, что в этих работах он смог «найти» себя, разработав независимый взгляд на окружающую действительность и выразительную манеру живописи.

Личная жизнь

В октябре 1856 года состоялась знаменательная веха в личной жизни Николая Ге — он связал себя узами брака с Анной Забелой, девушкой украинского происхождения, которая стала надёжным тылом и вдохновением для художника. Этот союз оказался крайне крепким: вместе супруги предприняли решительный шаг, отправившись за границу в поисках новых творческих горизонтов, не дожидаясь финансовой поддержки на родине. От этого брака у Ге появилось двое сыновей, Николай и Пётр, которые внесли свой вклад в семейную хронику.

За время своего пребывания в Италии, длившегося тринадцать лет, семья Ге обрела уверенность и силу, что позволило им с достоинством вернуться на родину. После четырёх лет жизни в Санкт-Петербурге Ге с семьёй переехали в Черниговскую область, где обосновались в усадьбе Ивановское, ставшей их домом и прибежищем.

Однако новый уклад жизни вызвал напряжённость в отношениях с Анной Забелой, которая проявляла непримиримость и твёрдость в своих убеждениях. Несмотря на возникшие разногласия, Ге ласково называл её «прокурором», подчёркивая её решительный характер. Анна играла значительную роль в жизни художника, будучи его первым и самым строгим критиком, чьё мнение он всегда учитывал.

Уход Анны Забелой из жизни в 1891 году стал большой утратой для Ге. Она была похоронена в семейной усадьбе, где позже нашёл свой последний приют и сам живописец, тем самым объединив судьбы супругов даже после смерти.

Смерть

За год до своей смерти Ге создает «Автопортрет» (1893), который считается одним из лучших его произведений. На этом полотне запечатлен взгляд зрелого мастера, не утратившего интерес к жизни и искусству.

Памятник Николаю Ге

Николай Николаевич Ге умирает на своем хуторе Ивановский 1 (13) июня 1894 года, оставив после себя богатое творческое наследие. Его вклад в развитие реалистического направления в изображении библейских сюжетов был высоко оценен критиками и продолжает вдохновлять новые поколения художников.

Избранные картины

«Что есть истина?»
«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
«Тайная вечеря»

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share