Огюст Роден — французский скульптор, чье творчество оказало значительное влияние на развитие современной скульптуры. Его работы прославились благодаря необычайной способности передавать живую эмоциональную глубину и духовную напряженность.
Роден уникален своим подходом, совмещающим элементы реализма, романтизма, импрессионизма и символизма. Его скульптуры воплощают в себе гармонию формы и движения, часто обращаясь к темам человеческого тела, его внутреннего мира и взаимодействия с окружающим миром.
Огюст Роден, знаменитый французский скульптор, появился на свет в Париже 12 ноября 1840 года. Его родители — Жан-Батист Роден, работник префектуры, и Мари Шеффер из Лотарингии — воспитали его как второго ребёнка в семье. Его старшая сестра Мари была старше его на два года.
В детстве Огюст не проявлял значительного интереса к образованию, кроме одного предмета — рисования. В возрасте четырнадцати лет, благодаря настойчивости своей сестры Мари, Огюст получил разрешение отца поступить в École Gratuite de Dessin, известную также как Petite École. Это учебное заведение готовило будущих художников, декораторов и ювелиров. Орас Лекок де Буабодран, выдающийся художник и педагог, стал его наставником. Однако, несмотря на обучение, Родену не удалось поступить в Школу изящных искусств, где он потерпел неудачу трижды.
После окончания обучения в Petite École Роден на долгие годы зарабатывал на жизнь, работая подмастерьем и декоратором. Он также посещал занятия у скульптора Антуана Бари в Музее естественной истории. В 1862 году после смерти своей сестры Мари, Роден пережил глубокое потрясение, что привело к временному прекращению его занятий скульптурой. Впоследствии он вступил в качестве послушника в конгрегацию священника Пьера Эймара, который убедил его вернуться к искусству. В 1863 году Роден создал бюст священника Эймара.
Вновь обратившись к скульптуре, Роден активно работал над оформлением интерьеров и фасадов, в том числе театра Гаитэ и театра Гоблен в Париже. Большинство его работ того периода выполнено анонимно и до наших дней не сохранилось. В 1864 году Огюст познакомился с Розой Бёре, швеёй с привлекательной деревенской внешностью, которая стала его жизненной спутницей и моделью для некоторых ранних скульптур, включая бюсты «Девушка в шляпке с цветами» и «Миньон», а также скульптуру «Вакханка». В 1866 году у них родился сын Огюст, который был записан на фамилию матери, так как брак между Роденом и Розой официально не был зарегистрирован. Роден и Роза оставались вместе до конца его дней, несмотря на изменчивость их отношений.
После встречи с Розой Бёре в 1864 году Огюст Роден обзавёлся собственной мастерской, разместившейся в просторах старой конюшни. В том же году он создал бюст местного жителя, прозванного Биби, чьё лицо украшали многочисленные шрамы и сломанный нос. Из-за сильных морозов и не самых лучших условий хранения бюст треснул, и от него осталась лишь маска. Тем не менее, Роден отправил своё произведение «Человек со сломанным носом» на рассмотрение в парижский Салон, где оно, к сожалению, было отклонено, так как оспаривало академические стандарты красоты.
С 1864 по 1870 годы Роден работал в мастерской скульптора Альбера Каррье-Беллёза, занимаясь созданием декоративных скульптур. С началом франко-прусской войны Роден был призван в армию, но из-за слабого зрения его вскоре освободили от военной службы. Каррье-Беллёз, переехавший в Бельгию для работы над зданием брюссельской Биржи, пригласил Родена присоединиться к нему, и тот согласился.
В Брюсселе Роден создал ряд скульптур для частных резиденций, а также для биржи и сопутствующие фигуры для монумента бургомистру Лоосу в парке Антверпена. Вечером Роден изготавливал статуэтки для Каррье-Беллёза, которые тот отливал в бронзе и продавал под своим именем. Когда Роден решил подписать одну из статуэток своим именем и продать её напрямую, Каррье-Беллёз уволил его. После войны Каррье-Беллёз вернулся во Францию, а его контракты в Бельгии перешли к скульптору Антуану-Жозефу ван Расбургу, который также нанял Родена. Ван Расбург и Роден договорились, что продажи скульптур в Бельгии будут проходить под именем ван Расбурга, а во Франции — под именем Родена.
Благодаря увеличению доходов, Роза смогла переехать из Парижа в Иксель к Родену. В 1875 году Роден вновь представил в Салоне мраморный бюст «Человека со сломанным носом», который на этот раз был принят. Скопив средства, в 1876 году Роден отправился в путешествие по Италии с целью изучения искусства Возрождения, особенно творчества таких мастеров, как Микеланджело и Донателло.
По возвращении Роден поработал около полутора лет над скульптурой «Бронзовый век», вдохновившись бельгийским солдатом, обладавшим впечатляющей мускулатурой. Эта работа, вдохновлённая «Умирающим рабом» Микеланджело, впервые была представлена в 1877 году в Бельгии под названием «Побеждённый». К следующему году, перед выставкой во Франции, Роден изменил концепцию работы, представив её как символ пробуждения, а не страдания, и переименовал в «Бронзовый век». Несмотря на обвинения в использовании слепка, многие искусствоведы поддержали Родена, что способствовало его оправданию.
Карьера Родена продолжила развиваться, и он стал участником множества конкурсов и выставок, в том числе на памятник защитникам Парижа, где его работа, к сожалению, не была принята. Несмотря на это, он продолжал создавать значимые произведения и укреплять своё мастерство, получая признание на высоком уровне.
В 1880 году Огюст Роден получил свой первый официальный заказ от французского государства на создание скульптурного портала для будущего Музея декоративных искусств в Париже. Хотя первоначальный срок выполнения работы был установлен к 1885 году, а сам музей так и не был основан, Роден продолжил работу над проектом, который впоследствии получил название «Врата ада». Этот проект так и остался незавершённым при жизни мастера и был отлит в бронзе посмертно. Роден черпал вдохновение для «Врат ада» из множества источников, включая бронзовые ворота баптистерия Флоренции Лоренцо Гиберти, произведения Данте, Микеланджело, Шарля Бодлера, а также готических соборов. Из 186 фигур, которые вошли в композицию, многие стали самостоятельными произведениями, такими как «Мыслитель», «Поцелуй», а также скульптуры «Адам» и «Ева», последние из которых были впоследствии исключены из композиции.
В 1881 году Роден посетил Лондон, где встретился с художником Альфонсом Легро. Во время этой поездки Роден также познакомился с поэтом Уильямом Эрнестом Хенли, который впоследствии стал его сторонником и помогал продвигать его работы в лондонском артистическом сообществе. Хенли опубликовал несколько статей о Родене и успешно организовал выставку его работ в Королевской академии искусств.
Возвращение к работе над «Вратами ада» после лондонской поездки сопровождалось предоставлением Родену новой мастерской от французского государства. Это было признание его вклада в искусство, а также важность текущего проекта. В 1884 году Роден получил заказ от чилийского правительства на создание статуи для Франсиско Рамона Викуньи и Патрисио Линча. Несмотря на подготовку двух макетов, из-за политических изменений в Чили работы так и не были реализованы, и макеты были утрачены.
Работа над портретом Виктора Гюго в 1883 году стала одним из значимых этапов в карьере Родена. Несмотря на то что писатель отказался позировать, Родену разрешили присутствовать при его повседневной жизни и создавать эскизы и зарисовки. В итоге бюст был успешно завершён и выставлен в Салоне.
Знакомство с Камиллой Клодель в 1883 году оказало значительное влияние на творчество Родена. Они стали не только любовниками, но и творческими партнёрами, и Клодель внесла значительный вклад в многие из его проектов. Отношения продолжались до 1892 года, когда Клодель начала демонстрировать признаки психического расстройства.
Среди других значительных работ Родена стоит отметить «Граждане Кале», выполненные в 1889 году, и памятник Клоду Лоррену. Обе работы демонстрируют его уникальный подход к изображению человеческих эмоций и его мастерство в работе с бронзой. Несмотря на неоднозначную реакцию критиков и публики, Роден продолжал оставаться ведущей фигурой в мире скульптуры, демонстрируя неукротимое желание экспериментировать и развивать своё мастерство.
В 1895 году Огюст Роден приобрёл в Мёдоне, неподалеку от Парижа, усадьбу Вилла Брийан. Он оборудовал там мастерскую и перевез в Мёдон свои скульптуры, однако вскоре ему пришлось вернуть мастерскую в Париж из-за нехватки места. Новый дом стал местом, где Роден мог посвятить себя коллекционированию произведений искусства. Со временем он собрал значительную коллекцию, включая египетские, греческие, римские скульптуры, персидские миниатюры, а также работы современных ему французских художников, среди которых был и «Портрет Папаши Танги» Ван Гога.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Родену был выделен целый павильон. Выставка стала своеобразной ретроспективой его карьеры, начиная с ранних работ, таких как «Человек со сломанным носом», до недавно созданных «Врат ада». Всего было представлено 136 скульптур и 14 незаконченных работ. Экспозиция позволила Родену значительно увеличить свои доходы за счёт продажи скульптур музеям по всему миру. В предисловии к каталогу критик Арсен Александр сравнил Родена с Рихардом Вагнером, оба из которых были не сразу признаны.
Роден также отмечался как выдающийся рисовальщик. В последние годы он освоил технику быстрого создания эскизов ню, не отрывая взгляда от модели и не прерывая контакта карандаша с бумагой. Эти рисунки иногда дополнялись акварелью или мелом. В 1897 году был издан альбом с репродукциями его рисунков, который пользовался большим успехом.
Роден регулярно получал заказы на портреты известных личностей своего времени, таких как Бернард Шоу, Густав Малер и Жорж Клемансо. В 1914 и 1915 годах он создал бюст папы Римского Бенедикта XV. Однако не все портреты были одобрены их моделями; например, Клемансо был недоволен своим портретом, считая, что выглядит на нём как «монгольский генерал».
Роден также привлекал в свою мастерскую талантливых молодых скульпторов, таких как Антуан Бурдель и Франсуа Помпон. Однако, по словам Шампиньоля, никто из его учеников не смог полностью унаследовать или развить его уникальный стиль. Среди его последних ассистентов был и Райнер Мария Рильке, который позже написал биографию Родена.
Личная жизнь Родена была полна романтических отношений, включая длительный роман с маркизой де Шуазёль, которая, по мнению его друзей, использовала его славу и богатство в своих интересах. В 1908 году Роден переехал в отель Бирон, где провёл последние годы своей жизни.
В 1914 году Роден выпустил книгу «Соборы Франции», в которой выразил своё восхищение готической архитектурой, хотя и не имел специальной архитектурной подготовки. В конце жизни он завещал всё своё имущество и произведения искусства государству, несмотря на то, что в последние годы его жизни многие любовницы пытались завладеть его сокровищами.
Огюст Роден, выдающийся французский скульптор, на протяжении своей жизни встречался с многими женщинами, которые оказали влияние на его личную и творческую жизнь. Роза Бере была его давней спутницей, с которой у них родился сын. Она оставалась с Роденом вплоть до своей смерти, несмотря на его многочисленные романтические связи с другими женщинами.
В возрасте 43 лет Роден встретил Камиллу Клодель, молодую и амбициозную скульпторку, которая мечтала о признании в мире искусства. Камилла быстро стала не только его помощницей и ученицей, но и любовницей. Их отношения продолжались 13 лет и оказали глубокое влияние на творчество Родена, вдохновив его на создание ряда знаменитых произведений. После их разрыва Роден продолжал встречаться с другими женщинами, включая маркизу де Шуазель и британскую художницу Гвен Джон.
В 55 лет Роден приобрел поместье Вилла Брийан под Парижем, где он устроил мастерскую и начал коллекционировать художественные произведения. Это место стало убежищем не только для его собственных работ, но и для собранных им произведений искусства.
Предчувствуя конец, Огюст Роден в 1916 году оформил завещание, по которому все его творческое наследие и собрание произведений искусства переходило государству. На следующий год, после внезапного заболевания, Роден скончался, став жертвой осложнений, вызванных пневмонией. Смерть настигла его спустя всего пять дней после начала болезни. Великий мастер был похоронен в своём поместье в Медоне, где в качестве надгробия установлена его знаменитая скульптура «Мыслитель».
Огюст Роден оставил после себя не только множество шедевров, но и стал фигурой значительного культурного влияния. В 1988 году его жизнь и отношения с Камиллой Клодель были воссозданы в кинофильме «Камилла Клодель». В 2017 году жизни и творчеству Родена был посвящён биографический фильм, снятый Жаком Дуайоном, что подтверждает неугасимый интерес к его личности и наследию.
Роден оставил заметный след в искусстве, и его вклад продолжает вдохновлять новые поколения художников и скульпторов, а также учёных и кинематографистов, исследующих его жизнь и работу.