Орест Кипренский — биография
Орест Кипренский – русский портретист, график и живописец, первым прославивший «русское имя» в странах Европы. Автор самого известного изображения «светила русской поэзии» Александра Пушкина.
Орест Кипренский вошел в число русских художников, получивших признание как на родине, так и за рубежом. Основоположник романтического портрета 19-го века стал любимцем русских аристократов, его работы мечтали заполучить самые высокопоставленные люди страны. Именно Кипренский создал образ светила русской поэзии Александра Пушкина таким, каким его представляют следующие поколения.
Небывалый творческий взлет художника прервал трагический случай, после которого его карьера пошла на спад. Последние годы жизни гений провел вдали от дома практически в полном забвении.
Детство и юность
Помещичий сын Орест Кипренский родился 13 марта 1782 года в поместье Нежинское неподалеку от Петербурга. Официально мальчик значился сыном крепостных Адама Швальбе и Анны Гавриловой, но по факту являлся внебрачным ребенком хозяина поместья Алексея Дьяконова. Вольную грамоту бастард получил через шесть лет после рождения.
Законных отпрысков у барина не было, и вся его забота была обращена на маленького Ореста. С шести лет мальчик обучался в воспитательном училище на базе Академии художеств. Образовательная программа в этой школе была весьма насыщенной: весь день ученики постигали науки, изучали иностранные языки, постигали азы живописи. В начале художественного курса мальчики рисовали несложные орнаменты, потом делали копии известных полотен и воспроизводили изображения античных статуй.
Окончив в 1797-м училище, юноша стал студентом Академии художеств. Его наставниками были живописец Габриэль Франсуа Дуайен и портретист Георгий Угрюмов. Под их руководством начинающий художник создал эскиз «Поклонение пастухов», сохранившийся до наших дней. Для выполнения этой работы Кипренский использовал перо, черный мел и масло.
Талантливый ученик неоднократно удостаивался наград Академии – серебряных и золотых медалей. В 1803 году Орест получил диплом, но решил остаться в стенах альма-матер еще на три года, с разрешения руководства.
Через год на традиционной академической выставке студент представил портрет своего отчима. Работа была выполнена в лессировочной технике, подразумевающей нанесение поверх основного цвета полупрозрачного слоя краски. С первых дней в Академии юных живописцев учили не оставлять следов кисти на полотне, они не должны просматриваться даже при многократном увеличении. Только когда мальчики прочно усваивали этот навык, им разрешалось использовать широкие мазки. Адама Швальбе молодой человек изобразил в белом шейном платке, сделав акцент на его лице, а фигуру и одежду мужчины он как бы погрузил в тень. Вместе с «Портретом ребенка» и «Портретом бригадира Жукова» это полотно было выставлено в зале Академии художеств.
В следующем году Орест Кипренский принял участие в борьбе за Большую золотую медаль. Для этого конкурса он подготовил историческую картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Работа была признана лучшей, и юный творец стал обладателем вожделенной награды. В качестве приза предполагалась поездка в Италию, но отправиться в путешествие художник не смог из-за Наполеоновских войн.
Портреты в романтическом стиле
В Санкт-Петербурге полным ходом шло строительство Казанского собора, который по плану архитекторов должны были украсить живописные росписи и скульптуры. Для их создания пригласили самых талантливых учеников Академии, в том числе и Кипренского. К 1809 году Орест закончил работу над «Богоматерью с младенцем», ставшей одним из немногих иконописных работ автора.
В начале 19-го столетия было очень модно заказывать портреты: сохранить свои лики для потомков стремились не только государственные мужи и важные вельможи, но и представители торгового сословия. Орест едва успевал выполнять заказы, настолько велик был спрос на этот вид картин. К молодому художнику обращались самые богатые люди города, в том числе и известный петербургский предприниматель Иван Кусов.
Прославил Кипренского портрет Александра Челищева, который позже станет героем войны 1812 года. На полотне 1809 года изображен юноша с выразительными, глубокими глазами и трогательным румянцем на щеках.
В том же году художник отправился из столицы в Москву, в поисках новых образов. За три года он написал здесь немало картин, но самой известной работой стал парный портрет своего покровителя Федора Ростопчина и его жены Екатерины. Графиня была хрупкой, весьма скромной женщиной, избегавшей светских мероприятий. Именно эти качества художник смог деликатно перенести на холст.
Вскоре гений представил еще одно полотно, вознесшее его на вершину славы – «Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова». Более ста лет главным героем картины считали двоюродного брата полковника – самого знаменитого русского гусара Дениса Давыдова. Путаницу внесли исследователи, неверно истолковавшие подпись автора.
Династия Давыдовых была одной из самых уважаемых и знатных фамилий. Закончив работу над изображением Евграфа, Орест принялся за портреты его отпрысков – Алексея и Василия. Алексей отличался капризным нравом, часто раздражался во время многочасовых позирований. Художнику приходилось работать из-за колонны, чтобы не нервировать взбалмошного барина.
Путешествие в Европу
Весной 1816 года Кипренский смог наконец воплотить свою давнюю мечту совершить поездку по Европе. В ранней биографии художника уже был шанс отправиться в путешествие, но из-за наполеоновских войн мероприятие сорвалось.
Пенсионерскую поездку помогла осуществить сама императрица Елизавета Алексеевна, которая была большой поклонницей таланта Ореста. Получив протекцию и спонсорскую помощь от государыни, 34-летний живописец отправился в долгожданное турне.
Первой Кипренский посетил Германию, а после побывал в Италии. В художественных галереях Рима русский живописец воочию увидел полотна знаменитых авторов античного периода и эпохи Возрождения. Картины гениев прошлых веков вдохновили его на создание нескольких исторических полотен и портретов.
К уже авторитетному и прославленному Кипренскому обратились представители Флорентийской академии с просьбой написать для галереи Уффици автопортрет. Это был один из старейших европейских музеев, где хранились изображения знаменитых живописцев разных эпох. Оставить свой портрет в этой галерее – значило обрести мировое признание. До Ореста Кипренского ни один из русских мастеров такой чести не удостаивался.
Пребывая за границей, творец создал картину «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», известную также под названием «Портрет Мариуччи». Натурщицей для этой работы выступила девочка по имени Мария Фалькуччи, чья семья была очень небогатой. Впоследствии художник стал ее фактическим опекуном. Еще одна прекрасная работа того периода – изображение Екатерины Авдулиной, где героиня предстала в бархатной одежде глубокого черного цвета, поверх которой ярко выделяется золотисто-желтая шаль.
Во время нахождения в Италии художник попал в неприятную ситуацию, последствия которой сказались на всей его оставшейся жизни. В мастерской живописца обнаружили труп натурщицы, и для Ореста дело могло закончиться тюрьмой. Однако ни следствие, ни окружающие в причастность Кипренского к убийству не верили, официальных обвинений ему никто не выдвигал. Настоящего преступника выявить удалось, но эта история успела обрасти сплетнями и домыслами, повлиявшими на репутацию мастера.
Возвращение на родину
Из Рима Кипренский уезжать не хотел, поэтому дважды просил продлить его пенсионерское путешествие. В 1822 году ему все же пришлось вернуться в Россию, но перед этим он успел позаботиться о своей подопечной Марии, определив ее в пансион. По пути из Италии живописец посетил Париж и Мариенбад, где встретил немецкого философа Иоганна Гёте и создал его карандашное изображение.
На родину Орест прибыл в 1823 году. Академия художеств встретила своего выходца прохладно: уж слишком долгим было его отсутствие. Заметно поостыла и публика, некогда боготворившая гениального портретиста.
Вскоре в Россию просочились слухи об итальянском происшествии, связанном с убитой натурщицей. Кипренского стали игнорировать многие знатные дома, Академия отказала в официальной должности, заказы становились все более редкими. Оставалось лишь несколько поклонников мастера, которые не отвернулись от него и оказали посильную помощь. Одним из таких людей стал граф Дмитрий Шереметев, предложивший живописцу поработать в его доме. Влиятельный ценитель искусства поселил художника в своем дворце на Фонтанке, где оборудовал для него удобную мастерскую.
В доме графа мастер написал несколько портретов хозяина и его домочадцев. На одном из холстов Шереметев предстал в торжественном кавалергардском обмундировании на фоне великолепного убранства комнат. С этой работой автор участвовал в выставке Академии художеств 1824 года.
Со временем об убийстве натурщицы судачить перестали, Орест вновь начал получать заказы. Свое изображение пожелал получить садовод-любитель и увлеченный театрал Афанасий Шишмарев, пригласивший творца поработать у себя в загородном доме. Лето 1826 года Кипренский провел, плодотворно работая на даче, за что был безмерно благодарен радушному хозяину.
В следующем году героем произведения художника стал Александр Пушкин. Светило русской поэзии не любил позировать портретистам, но, поддавшись на уговоры Антона Дельвига, согласился. Результатом этого труда стал образ поэта, который чаще всего возникает в воображении потомков. Портрет Пушкина автор писал в доме все того же графа Шереметева.
Картина вызвала всеобщее одобрение, причем люди увидели на ней совершенно разного стихотворца. Одним Александр Сергеевич казался ироничным и умиротворенным, другие видели его грустным и задумчивым. Именно этой цели добивался создатель, когда начинал работу над шедевром.
В Европу навсегда
В 1828-м Кипренский принял решение покинуть страну и окончательно поселиться в любимой Италии. Однако к тому времени в Европу переехало немало талантливых портретистов, которые составили прославленному мэтру серьезную конкуренцию. Орест продолжал усердно трудиться, но его карьера неуклонно шла на спад.
Из Рима художник перебрался в Неаполь. Здесь родились его знаменитые произведения «Портрет Ф.А. Голицына», «Читатели газет в Неаполе», «Неаполитанские мальчики». В начале 1830-х живописец принял участие в выставке художеств, где явил публике свое раннее полотно «Портрет Швальбе».
В Италии Орест нашел свою подопечную Марию Фалькуччи, которая к тому моменту повзрослела и стала настоящей красавицей. Кипренский и его бывшая натурщица всегда испытывали друг к другу теплые чувства, и теперь они переросли в настоящую любовь. Чтобы жениться на возлюбленной, художник принял католическую веру. К сожалению, их счастливая личная жизнь продолжалась не долго: через три месяца после бракосочетания художник получил сильнейшее воспаление легких, от которого скончался 17 октября 1836 года.
Один из первых русских живописцев, признанных в Европе, был похоронен в храме Сант Анреа Делле Фратте в итальянской столице.
Лишь в марте 2017 года на родине гения был установлен памятный монумент. Над скульптурой трудились Сергей Сергеев и Дмитрий Щербаков, воспитанники Академии художеств им. Репина.
Самые известные работы мастера
- 1809 — «Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова»;
- 1816 — «Портрет В. А. Жуковского»;
- 1819 — «Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке»;
- 1827 — «Портрет А. С. Пушкина»;
- 1827 — «Бедная Лиза».
Картины
Память
- Улицы Кипренского в Москве и Ломоносове;
- Памятник художнику в селе Нежново в Ленинградской области.