Павел Осипович Сухой

Павел Сухой — биография


Павел Сухой – советский авиаконструктор, ученый, доктор наук, профессор. Обладатель Государственной премии РФ, премии им. Туполева, Сталинской, Ленинской и Госпремии РСФСР. Дважды Герой Социалистического труда.

Ранние годы

Павел родился в небольшом селе Глубокое, в Виленской губернии, в 1895 году. Его семья относилась к крестьянскому сословию. Отец, Осип Андреевич, отличался незаурядным умом с ранних лет. На собранные односельчанами средства он выучился на учителя, и работал педагогом в школе. С супругой, Елизаветой Яковлевной, у них было 6 детей, один сын, Павел, и 5 дочерей.

Когда мальчику было около 5 лет, семья переехала в Гомель, где отцу предложили должность директора школы для детей железнодорожников. Помимо основной работы, глава семьи Сухих еще успевал преподавать своим ученикам хоровое пение, сам обладал прекрасными вокальными данными от природы.

Первое время на новом месте Павел с родителями и сестрами жил на съемных квартирах. Но вскоре семья смогла обзавестись участком, и построить собственный дом. Опыт крестьянского хозяйства пригодился.

Павел Осипович Сухой
Павел Сухой в детстве

В доме у Сухих скучать не приходилось. Отец много читал, собрал прекрасную библиотеку. Дети учились играть на скрипке, музицировали и пели. Своими силами они даже издавали рукописный молодежный журнал. Такая творческая атмосфера и доброжелательное отношение заложили основу для будущих успехов Павла.

В возрасте 10 лет он поступил на учебу в мужскую гимназию в Гомеле. А в 1914 году получил аттестат всего с двумя четверками – по немецкому и латыни. Это позволило юноше получить серебряную медаль. Несмотря на сложности в изучении языков, в дальнейшем Павел проявил прекрасные к ним способности. Много читал зарубежную литературу на немецком и английском.

В детстве, возвращаясь из гимназии домой, Павел однажды увидел показательные выступления аэропланериста Сергея Уточкина, одного из первых знаменитых авиаторов. Мальчик загорелся идеей изучать технику, чтобы понять, как тяжелая крылатая машина может подниматься в воздух.

Студенчество

Воплощать свои мечты Павел отправился сразу после окончания школы. Через родственников он подал документы в ИМТУ, но из-за ошибки не смог поступить в первый же год. Учеба началась для него лишь в 1915 году. Родители скопили денег, и отправили сына в Москву. Здесь Павел легко выдержал экзаменационные испытания, и сразу увлеченно погрузился в учебный процесс. Он был активным членом кружка воздухоплавания, организованного профессором Жуковским.

Впрочем, исполнение мечты откладывалось. Началась Первая мировая война, и молодой человек отправился служить. Отучился в школе прапорщиков, был артиллеристом. В 1917 году Павел Сухой вернулся в Москву, но ИМТУ закрыли. Молодой человек был вынужден вернуться в родной Гомель, а затем поступить на работу преподавателем математики в городе Лунинец.

Павел Осипович Сухой
Павел Сухой в молодости

Но в 1919 году, при наступлении польских войск, часть учителей вынужденно эвакуировалась в Гомель. Среди них был и Павел. Педагоги стали работать в школе под началом Осипа Андреевича Сухого. Но жизнь была непростой. Павел сначала заболел сыпным тифом, а едва оправившись от него перенес скарлатину, давшую осложнение на горло. Всю оставшуюся жизнь он с трудом говорил, и испытывал боли при напряжении гортани.

В 1920 году, благодаря постановлению Совета народных комиссаров, студентам, обучавшимся до революции, разрешили вернуться к получению образования. Павел собрался в Москву. Осенью 1921 года он возобновил занятия в Техническом училище, преобразованном в МВТУ. К тому времени профессор Жуковский уже умер. Преподавательский состав претерпел значительные изменения. Помимо учебы, Павел успевал подрабатывать в КБ Фомина, где проектировали дирижабли. А с 1924 года, завершив образование, перешел чертежником в ЦАГИ. Дипломный проект молодой инженер пишет под руководством Андрея Туполева.

Карьера

Работать Павел после получения диплома стал в Конструкторской бригаде Александра Путилова. А затем и сам стал руководителем. Члены бригады Сухого вспоминали о нем с теплотой, рассказывая, что Павел всегда был внимателен, подробно объяснял молодым инженерам их задачи. Считался требовательным, но справедливым руководителем и талантливым конструктором-новатором.

Павел Осипович Сухой
Павел Сухой за работой

Именно Сухой и другие сотрудники авиационного отдела ЦАГИ предложили начать металлическое самолетостроение. Андрей Туполев возглавил комиссию по изучению этого вопроса, и начинание одобрил. Первый самолет такого типа, АНТ-1 еще имел смешанную конструкцию. Второй АНТ-2, уже получил цельнометаллический фюзеляж.

Но Павел Сухой имел отношение к проектированию только пятой серийной версии таких самолетом, И-4 или АНТ-5. По его чертежам была изготовлена подмоторная рама. Причем предложенное молодым конструктором решение позволило существенно удешевить производство. Принимал участие Сухой и в доработке авиатехники для запуска в серийное производство.

В 1930 году Павел получил должность заместителя Туполева, и стал руководить бригадой, занимавшейся непосредственно разработкой новых самолетов. Постепенно вокруг него сформировался коллектив, который в дальнейшей стал кадровой основой для отдельного КБ.

Павел Осипович Сухой

В 1932 году были объединены в одну 2 бригады, под началом Бертоша и Сухого. Павел Осипович возглавил их. Задача перед новым коллективом стояла масштабная и сложная. К 1933 году бригада должна была создать и довести до стадии испытания истребитель типа моноплан с новым мотором  жидкостного охлаждения. Над этой крылатой машиной, получившей название И-14, и стал работать Сухой. За успехи в конструкторской деятельности в ЦАГИ к 5-летию института Павел Осипович получил орден Красной Звезды. А И-14 успешно прошел испытания. Наравне с другими разработками бригады Сухого: боевых ДБ-1 и ДБ-2.

1936 год принес конструктору новые вызовы. В СССР объявили конкурс на создание нового многоцелевого самолета с предварительным названием «Иванов». В борьбе с коллективами Туполева, Ильюшина и других прославленных инженеров, заявка Сухого одержала уверенную победу. Двухместный низкоплан в виде прототипа испытали в 1937 году. А к 1939 его уже готовились запускать в серию, крупной партией. Самолет получил название СУ-2.

Тогда же, в 1939 году Сухой получил собственное конструкторское бюро. Разрабатываемые в нем новые самолеты получали индекс Су, и сквозную нумерацию. А сам Павел Осипович проводит ближайшие 2 года в Харькове, в должности главного конструктора завода №135.

Павел Осипович Сухой

Период 1940 – 1949 годов стал для всей авиастроительной промышленности непростым. Стране нужны были самолеты. Сухого возвращают в Москву, где он занимает должность главного конструктора в своем КБ, и пост директора сразу нескольких заводов в окрестностях столицы. В 1940 году Павел Осипович получил звание доктора наук (не защищая диссертацию).

Ударная работа началась. В течение 2 лет ОКБ разрабатывает такие знаменитые истребители Су-1, Су-3, Су-5, а также бомбардировщик ББ-2 на базе Су-2 (в серийное производство не пошел). Вооруженные силы наращивали количество авиационных полков. Су-2 получил статус главного ближнего бомбардировщика. При этом был полностью засекречен. Позже появилась его модификация Су-4 с другим типом двигателя. Эти самолеты использовались авиационными полками СССР до 1943 года, хорошо зарекомендовали себя в обороне Москвы и Киева, в боях за Сталинград и Курскую дугу.

Павел Осипович Сухой

В 1942-1943 годах КБ Сухого разработало и выпустило малой серией штурмовой самолет СУ-6 с броней. За него Павел Осипович получил Сталинскую премию 1 степени. Деньги он счел нужным отдать на фронт.

Позднее КБ Сухого также разрабатывало самолеты разных типов. От разведывательного корректировочного Су-12 до одномоторных истребителей Су-17. Не все модели пошли в серию. Но в последних уже были тормозные парашюты, катапультируемые кабины и кресла летчиков.

Павел Осипович Сухой

В 1949 году ОКБ Сухого упразднили. Он перешел на работу под начало Туполева, и был начальником бригады до 1953. Но затем знания и опыт конструктора снова понадобились для решения нестандартных задач. Сухому предложили изучить трофейные американские самолеты F-86. И построить свой, советский, истребитель, превосходящий их по характеристикам.

Под эту задачу было создано ОКБ №51. Началась эра сверхзвуковой авиации, в которой Павел Осипович играл ведущую роль. Его КБ создало немало экспериментальных прототипов и серийных машин. Среди них сверхзвуковой Су-7, а также знаменитый штурмовик Су-25, бомбардировщик Су-24.

Помимо работы, Сухой успевал заниматься и общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета СССР в период с 1958 по 1974 годы.

Павел Осипович Сухой

Среди других значимых достижений в биографии  Павла Осиповича можно отметить переход его КБ (первым в стране) на автоматизированное проектирование. Это было настоящим прорывом, ускорившим развитие отрасли.

Личная жизнь

Счастье в личной жизни Павел Сухой обрел достаточно рано. В возрасте 23 лет, во время работы в школе в Лунинце, он встретил молодую учительницу, преподавателя французского языка Софью Тенчинскую. Затем они на время расстались, хоть и имели взаимную симпатию. Но, снова встретив Софью в Москве в 1923 году, Павел уже не растерялся, и сделал девушке предложение. Пара поженилась. Первые годы семейной жизни были довольно скромными. У Софьи была выделенная комната от института физкультуры, где она преподавала.

Павел Осипович Сухой
Павел Сухой с семьей

В 1925 году у супругов Сухих родилась дочь Ирина. А 8 лет спустя сын, Дмитрий.

Смерть

Павел Сухой долгие годы страдал от осложнений перенесенных в молодости заболеваний. Возникали проблемы с дыханием. После 1974 года он уже не мог обходиться без кислородного баллона. Все чаще проходил специальное лечение, но оно мало помогало.

Павел Осипович Сухой
Памятник Павелу Сухому

Скончался прославленный авиаконструктор в сентябре 1975 года, в санатории Барвиха. Его торжественно похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище. Софья Феликсовна пережила супруга на 7 лет.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Павел Осипович Сухой?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя