Шалва Амонашвили — биография
Амонашвили Шалва Александрович – психолог и педагог, новатор в области педагогики, исследователь. Создатель собственной методики работы с детьми. Автор огромного количества трудов по педагогике и психологии.
Шалва Амонашвили – один из величайших психологов и педагогов советского периода. Его работа с учениками проходит по системе личностно-гуманного подхода. В его основе лежит совокупность педагогики, философии и основ бытия. Методика направлена на обучение, воспитание и личностное развитие каждого отдельно взятого ребенка, выстраивание доверительных отношений, основанных на взаимоуважении. Система доказала, что способна дать мощный толчок и направить ребенка к знаниям и духовному развитию.
Детство и образование
Шалва Александрович родился в Тбилиси, что относится к Грузии, 8 марта 1931 года. Отец мальчика погиб в 1942 году в Крыму, на одном из оборонительных рубежей. Мать одна воспитывала двоих детей, Шалву и его сестру. На протяжении всей жизни, не смотря на все тяготы мама прививала брату с сестрой верность, чувство справедливости и сердечность.
После окончания школы, следующей ступенью в биографии стало поступление в государственный университет, что находился в Тбилиси. Выбор основного направления выпал на факультет востоковедения. Его педагогическая деятельность началась в 1952 году не в школе, а в обычном советском лагере, в роли пионервожатого, когда молодой человек только окончил второй курс. Позже была практика и в учебном заведении где юноша вел труды и историю. С 1955 года зачислен в штат сотрудников НИИ имени Гогебашвили в Грузии. В 1958 году с успехом защитился и окончил аспирантуру здесь же при НИИ педагогики. Спустя еще два года молодой человек защитил диссертацию по педагогике, получив звание кандидата наук. В НИИ Амонашвили проработал вплоть до 1991 года, при этом последние восемь лет он сам возглавлял институт.
В последствии Шалва Александрович откажется от всех научных званий, так как по его убеждениям они будут противоречить новым его взглядам как педагога. В период работы в институте Шалва проявил себя в роли исследователя, раскрывая и обобщая все имеющиеся религиозные первоисточники и педагогические труды Выготского, Сухомлинского, Давыдова, Рерихова, Бердяева, Эльконина и Флоренского. Именно на основании своих собственных исследований Амонашвили за несколько лет создал свою собственную методику или как сам ее назвал – гуманную педагогику.
Экспериментальные занятия по разработанным планам начались сразу же в 1961 году, на базе одной из школ в Тбилиси, которая называлась «Школа радости». Занятия проходили в классе с детьми шестилетнего возраста. Главной целью было воспитание максимально грамотных и рассудительных людей. В 1964 году Шалва Александрович сам присоединился к эксперименту, став одним из участников. А спустя время уже руководил проектом под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовании» одновременно в нескольких грузинских школах.
В 1972 году Амонашвили защищает докторскую степень в институте педагогической психологии в Москве. В тот же год наступила новая глава в его биографии, так как ученый и исследователь устроился работать в одну из школ. Всего за два года учебное заведение из отстающих переместилось на позиции лидеров.
В 1980 году исследователь занимает должность профессор, а с 1987 года, стал совмещать эту должность с работой в экспериментальном отделе НПО Министерства образования Грузии. В этот сложный период его поддерживает жена и Давыдов. В тоже время новатора в методике преподавания постоянно грозят уволить и нещадно критикуют.
1988-1989 годы – время сотрудничества с Леонтьевым и его «Школой». А с 1993 года проект «Школа 2100» активно работает и развивается. Именно на базе данного проекта создаются все новые модели работы. Проводятся эксперименты и апробируются новейшие технологии и методики, для дальнейшего внедрения в систему образования. Спустя врем ВНИК неожиданно для всех закрыли, оставив создателей «у разбитого корыта», а все разработки в замороженном состоянии. И хотя организаторы очень жалели о упущенной возможности, в образовательной программе уже начался необратимый процесс изменений.
В девяностых годах Шалва Александрович занимал должность заведующего кафедрой в педуниверситете в Тбилиси. В конце девяностых годов создал собственную лабораторию по изучению «гуманной педагогики», которую сам же и возглавил. С 2001 года наравне с лабораторией руководит Международным Центром Гуманной Педагогики, который занимается на базе центра Рерихов в Москве.
Гуманно-личностная педагогика
Исследования в области педагогики проводились учеными во все времена. Каждое такое исследование давало жизнь новому направлению или как в случае с Амонашвили целой идее, получившей название гуманно-личностная педагогика. Идея стала основой для образования, раскрывая психологические особенности ребенка. В основе лежат аксиомы и выводы о взаимодействие души и Высших Сил.
Именно на этом принципе и строится гуманно-личностная педагогика и как утверждает Шалва Александрович – этот принцип можно найти во всех святых писаниях. Педагогический подход строится на особом отношении к детям:
- Как явлению в земной жизни;
- Исполнитель особого предназначения;
- Наличие энергии духа;
Такой принцип позволяет воспитывать в детях стремление к саморазвитию и личностной свободе. Учитель в данной теореме лишь пример духовности.
Психолог и исследователь рекомендует ежедневно педагогам произносить благодарственную мантру: «Спасибо господи, за то, что доверил мне воспитание своих детей».
Шалва Александрович стал учителем-первооткрывателем, который сказал, что педагогика сотрудничества должна идти вместе с опытом и современностью. Его методы не ломают ребенка, а делают его равным признавая все его сильные и слабые стороны. В работе у него основными принципами стали:
- Любовь к детям;
- Душевный комфорт для ребенка и равновесие;
- В каждом из учеников прожить самого себя;
Если придерживаться данных принципов ребенок непременно откроется и будет доверять. При этом процесс познания принесет больше положительных результатов, так как ученики не будут бояться задавать вопросы и получать на них ответы. А это в свою очередь лучший способ к саморазвитию и познанию. При этом каждый учитель обязан обладать следующими качествами:
- Умение понимать учеников, быть на их стороне;
- Верить в результат и вселять уверенность;
- Человеческие качества: сдержанность, улыбчивость, доброжелательность, интеллигентность, любовь;
Только при таких условиях будет положительный результат. При сотрудничестве учитель станет той силой, которая толкает и направляет в нужном направлении, в то время как сами дети полны энергии необходимой для обучения. Ученый утверждает, что не бывает слабых и отстающих учеников, просто необходимо создать для них благоприятную обстановку.
Во всех школах, занимающихся по принципу Амонашвили стоят следующие задачи:
- Уроки должны быть познавательными;
- Найти тот подход, необходимый конкретному ученику;
- Уметь перенаправить детскую энергию в обучающее русло;
- Подстегивать детей к знаниям;
В школах Амонашвили не существует оценок, способных разделить учеников на лучших и отстающих. Каждый соревнуется с собственными возможностями. При этому у детей нет соперничества, а только взаимная поддержка и помощь. Ученики не только учатся, но и сами создают программы и организовывают свой учебный процесс. На практике доказано, что такой метод приносит положительные высокие результаты. Нужно отметить, что после нескольких лет экспериментального обучения, новая система Министерством образования РФ была рекомендована для применения в школах.
Последователи — родители
Система обучения по методике Амонашвили – педагогика как целостная система взрослых и детей. При этом родители в этой системе выступают педагогами, которые должны воспринимать детей как дар. Родительская любовь должна стать той «осью» вокруг которой и будет строиться воспитание. Амонашвили в своих трудах выделяет следующие виды воспитания: стихийное, традиционное, идейное и системное. Гуманная педагогика строится исключительно на последнем из видов. Только взаимодействие учителей и родителей даст положительный результат в развитии и обучении детей.
Методика официально признается Российским Министерством образования. С 1961 года она распространяется не только по России, но и во многих европейских странах. В Москве. Санкт-Петербурге, Тюмени, Сургуте и многих других городах уже ни один год работают экспериментальные школы. Многие из них курирует сам Шалва Александрович.
Созданные исследователем лаборатории занимаются разработкой новых программ, специальных курсов для студентов, консультируют педагогов и родителей.
Личная жизнь
Шалва Амонашвили в личной жизни счастливо женат. У них с супругой родилось двое детей. Жена автора многочисленных научных трудов также профессор-педагог. На протяжении всей жизни именно эта женщина является для своего мужа верным соратником, преданным другом и первым помощником.
Сегодня Шалва Александрович, как и прежде возглавляет Академию социализации и искусства, находящийся в Москве. Также занимает должность завлаборатории в Московском педагогическом университете. Для своего возраста мужчина осень активен, а потому продолжает читать лекции, проводить семинары и конференции, координировать работу многочисленных исследователей и целых лабораторий, как в нашей стране, так и за рубежом.
Методика и современность
В современном педагогическом мире методика Амонашвили имеет огромное количество последователей. А все потому, что сама по себе идея очень проста и близка как педагогам, так и родителям. При всем этом, именно она дает простые ответы на такие вопросы» «Как наладить связь с ребенком?», «Как привить любовь к учебе?», «Как наказывать и наказывать ли вообще?» и многое другое.
Каждый ребенок посещающий школу Шалвы Александровича учится с радостью и удовольствием. Все дети имеют чувство ответственности и достоинства, размышляют на уровне взрослых и правильно оценивают свои труды. Педагоги каждому из них помогают решать проблемы направляя, но не делая все за ребенка.
Сегодня все больше родителей обращаются в детские сады и школы с новой методикой. Учителя стремиться постичь идеи и внедрить их в процесс обучения. В тоже время методика не избежала и критикующих ее высказываний, приравнивающий основную идею к оккультизму. Эта мысль в корне не верна, так как в основе метода гуманность и духовность. Любовь и вера, доброта и самопознание, совесть и помощь ближнему.
Амонашвили изначально построил свою методику на знаниях из библии. Поэтому отрицать гуманную педагогику – это как отрицать существование ценностей духовных.
Существует единая Ассоциация гуманитарной педагоги, которая объединяет все лаборатории и школы во всем мире. Интерес к идее Амонашвили растет с каждым годом. Открываются новые заведения дошкольного образования, учебно-воспитательные учреждения и именно они пользуются популярностью среди родителей.
Сын педагога и исследователя стал продолжателем работы отца, возглавив Международный центр. Также он возглавляет детский центр в Тбилиси «Басти Бубу» и руководит телестудией для детей. Среди последователей Мансурова – Москва, Баранюк – Эстония, Султанов – Дагестан.
Шалва Александрович написал и издал огромное количество методической литературы, в которой подробно и четко расписал не только идею, но и возможные пути решения разнообразных ситуаций. Сам Амонашвили сегодня возглавил собственный издательский дом. А также вместе с академиком Зуевым создает «Антологию Гуманитарной Педагогики» с античных времен и до наших дней.
Награды
Исследовательская деятельность Шалвы Александровича признается практически во всех странах в мире. Подтверждению этого факта служит разнообразие наград ученого и исследователя:
- 1973 год – доктор психологических наук;
- 1980 год – профессор педагогического университета в Москве;
- 1985-1989 год – член корреспондент АПН СССР;
- 1989 – 1991 год – действительный член АПН СССР;
- 1993-2001 год – почетный член РАО;
- С 2001 года – действительный член РАО;
- 2006 год – иностранный член АПН в Украине;
Доктор Софийского болгарского университета, а также многочисленных педагогических университетов в Украине;
2013 год — в копилке у ученого такие медали как Учитель Великой России, медаль имени Ушинского, премия правительства и орден Буратино;
Научные работы
- Обучение. Оценка. Отметка
- Созидая человека
- Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя
- Как живете, дети?
- Единство цели
- Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников
- В школу — с шести лет
- Размышления о гуманной педагогике
- Школа Жизни
- Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской
- Вера и любовь
- Исповедь отца сыну
- Письма к дочери
- Баллада о воспитании
- Истина Школы
- Без сердца что поймём?
- Спешите, дети, будем учиться летать!
- Почему не прожить нам жизнь героями духа
- В Чаше Ребёнка сияет зародыш зерна Культуры
- Рука водящая. — Артемовск
- Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света
- Как любить детей (опыт самоанализа)
- Амона-Ра: Легенда о Камне
- Песнь Великой Любви