Симеон Полоцкий — биография
Симеон Полоцкий – русский богослов, духовный писатель, стихотворец, деятель культуры середины 17-го века. Воспитывал детей царя Алексея Михайловича – Ивана, Софью, Федора и Петра.
Духовный деятель русской культуры Симеон Полоцкий одним из первых в России начал использовать силлабический слог, при котором строки имеют равное количество слогов с неритмичным ударением. Богослов был приближен ко двору: обучал государевых отпрысков, заинтересовал поэзией царевну Софью, Ивана V и Федора III, а для юного Петра создал его первый букварь.
Ранние годы
Мирское имя духовного писателя – Самуил Петровский-Ситнианович. Родился он 12 декабря 1629 года в Полоцке, отсюда и произошло топонимическое прозвище деятеля. Семья мальчика была далеко не бедной: у отца, Гавриила, имелись собственные торговые лавки, помимо этого он работал на государственной службе – в Полоцком магистрате. Мужчина умер в довольно молодом возрасте, и после его смерти мать Самуила вторично вышла замуж. Отчимом будущего богослова стал богатый вдовец Емельян Шеремет.
С семилетнего возраста Петровский-Ситнианович обучался в Полоцкой братской школе, где воспитанники изучали базовые науки, читали церковную литературу – Псалтырь и Часослов. Получив начальное образование, в 1640 году юноша отправился в Киев, где поступил в Киево-Могилянскую академию. В те годы это было очень престижное учебное заведение, куда отправляли детей состоятельных персон как из России, так и из восточной Европы. Здесь студенты обучались церковнославянскому, греческому и польскому языкам, причем все занятия проводились на латыни. Наставниками Самуила были известные тогда преподаватели – просветитель Лазарь Баранович и епископ Петр Могила.
Помимо основных предметов, молодые люди знакомились с риторикой. Раз в неделю устраивались диспуты на различные темы, ежегодно проводился поэтический конкурс, где студенты зачитывали стихи прославленных авторов и свои собственные творения. Как правило, это были вирши – торжественные рифмованные тексты с произвольным ритмом. Участвуя в подобных конкурсах, Петровский-Ситнианович увлекся поэтическим творчеством. В 1648 году он представил свое первое сочинение – песнопение под названием «Акафист Пресвятой Деве».
Через два года студент окончил академию, став дипломированным дидаскалом – учителем монастырских школ. Решив продолжить образование, молодой человек отправился в Вильно (современный Вильнюс), где поступил в местную иезуитскую академию. Здесь абитуриент столкнулся с непростым выбором: иезуиты не брали православных, поэтому ему пришлось принять католичество.
В итоге Самуилу удалось попасть на богословский факультет академии. Система обучения в этом учебном заведении строилась по античному принципу. Студентам преподавали «свободные искусства»: арифметику, грамматику, геометрию, астрономию, музыку, диалектику и риторику.
В начале 1656 года Петровский-Ситнианович успешно защитил диплом и вернулся в родной Полоцк. Летом того же года богослов вернулся в свою конфессию, приняв православное монашество с новым именем Симеон. Трудовая биография молодого человека началась в Полоцкой братской школе, куда он устроился преподавателем иностранных языков.
В этой школе Симеону удалось провести некоторые реформы: помимо греческого языка и латыни он стал обучать еще и белорусскому, позже увеличил число лекций по поэзии и риторике. Педагог придумал интересную систему обучения: чтобы подопечные лучше усваивали материал, сочинял для них короткие стихотворения.
Параллельно монах создавал произведения для исполнения на православных праздниках. Именно в тот период вышли его «Стихи краесогласный в день страдания Господа нашего Иисуса Христа» и «Стихи на слова, яже Христос, распятый на кресте, мовил до Бога Отца». Эти и другие сочинения духовного поэта зачитывались прихожанам городских храмов.
Знакомство с государем и переезд в Москву
В первые годы русско-польской войны жители Полоцка были в относительной безопасности, так как бои проходили далеко, город мог спать спокойно. Однако летом 1656-го ситуация начала быстро меняться: выигрывая бои один за другим, русские войска быстро продвигались в западном направлении. В конце июня был взят Полоцк, и уже через пару недель туда намеревался приехать царь Алексей Михайлович. Симеон и настоятель Богоявленской обители взяли на себя организацию торжественной встречи государя.
Выстроившись при въезде в город, жители Полоцка радостно встречали Алексея Михайловича. Здесь же находились подопечные Симеона, которым было велено читать отрывки из его произведения «Метры на пришествие во град отчистый Полоцк пресветлого благочестивого и христолюбивого государя царя и великого князя Алексея Михайловича». Стихотворение включало три части, в первой из которых автор желал самодержцу долгих лет царствия, во второй – восхвалял его деятельность. В заключительной части Симеон благословлял государя и сравнивал его с великим императором Древнего Рима Константином.
Пребывание царя в городе продлилось несколько дней. Осенью 1656-го, после неудачного штурма Риги, войско Алексея Михайловича возвращалось в Москву. По пути домой государь еще раз посетил Полоцк. Военная кампания не была полностью безуспешной: в ходе боев русским войскам удалось взять крепость Дерпт, которая сейчас стала городом Тарту. По такому случаю Симеон написал очередное хвалебное стихотворение под названием «Приветствие на взятие Дерпта». В нем Алексей Михайлович предстает защитником православной веры и добрым миссионером.
В 1660-х монах совершил поездку в Москву, куда его отправили за вещами скончавшегося там полоцкого архимандрита. Однако в родные края духовный писатель более не вернулся.
В тот год в Москве проходил Собор, на котором судили патриарха Никона за самовольное оставление поста. В диспутах Симеон Полоцкий участвовать не смог – к ним допускали лишь монахов высших священнических санов.
В январе 1660 года богослов вместе со своими воспитанниками побывал в Кремле, где представил вниманию Алексея Михайловича свои новые торжественные стихи.
Полоцким монаха стали называть именно в эти годы. Встречаясь с царем, стихотворец всякий раз ублажал его слух хвалебными виршами. После рождения у государя дочери Симеон представил свой очередной шедевр под названием «Приветство о новорожденной царевне Марии».
В середине 1660-х государь провел реформы в Приказе тайных дел, одна из которых коснулась обучения подьячих. Полоцкому доверили должность преподавателя латыни и риторики. По личному указу Алексея Михайловича богослову выделили покои в Спасском монастыре и назначили приличное жалование.
На службе у государя
В 1666-м полоцкий монах поступил на службу к митрополиту Паисию Лигариду, который незадолго до этого прибыл из Греции и владел только латынью. Симеон стал для священнослужителя переводчиком и правой рукой во всех делах. Он присутствовал на важных переговорах, переводил корреспонденцию, писал за своего начальника письма.
Через год Полоцкий познакомил паству со своим новым трактатом «Жезл правления», который был издан при участии Собора. В этом труде монах предал резкой критике раскольнические суждения, инакомыслие и пережитки старообрядчества. За книгой последовала еще одна работа – литературный перевод произведения Паисия Лигарида «Поучение, или Беседа увещательная». Здесь прозвучал призыв к усовершенствованию системы образования и открытию новых школ.
Со временем Симеона Полоцкого записали в придворные поэты. Он создал несколько виршей на рождение престолонаследников, причем в интересной манере. Так, произведение «Благоприветствие царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича» было выполнено в виде звезды. Подобным образом поэт хотел подчеркнуть великое будущее, которое ожидало цесаревича. В 1667 году указом Алексея Михайловича монах был назначен воспитателем наследника Алексея. Своему царственному подопечному стихотворец посвятил «Стихи к осудару царевичу», в которых представил будущего государя мудрым образованным монархом, неустанно заботящимся о своих гражданах.
После смерти цесаревича Алексея Симеона Полоцкого приставили к младшим детям государя – Софье и Федору. Для них монах написал произведения «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего» и «Книгу кратких вопросов и ответов катехизических» в которых основы богословия были представлены в занимательной форме.
В начале 1670-х богослов закончил работу над книгой «Венец веры». В этом своде богословских учений о мире создатель простыми словами описывал значимые для религии исторические события и пояснял значение религиозных терминов. По словам современника писателя, автора грамматического учебника Генриха Лудольфа, книга Полоцкого была написана без употребления сложных славянских слов, и от того стала доступной для понимания большинства читателей.
В 1672 году вторая супруга государя, Наталья Нарышкина, родила сына Петра. В честь этого события Симеон написал торжественные стихи, за что был удостоен чести отведать угощений с царского стола. Сохранились дворцовые записи, согласно которым монах получил несколько сахарных голов, леденцы, конфеты, зеренчатые и узорочные сахара, винные ягоды и финики.
Букварь для Петра I, Псалтырь в стихах и проект первой высшей школы
После смерти Алексея Михайловича в 1676 году на престол взошел Федор III, подопечный Симеона Полоцкого. Через несколько месяцев по совету монаха молодой правитель открыл дворцовую типографию, не подчиняющуюся цензуре патриарха. Через три года там был издан «Букварь языка словенска», разработанный богословом специально для маленького Петра. Учебник состоял из трех частей: в первой шло повествование об истории веры, вторая включала нравоучительные рассказы, в третьей начиналось знакомство с правилами чтения и счета. Этот букварь использовался царевичами на протяжении четырнадцати лет, а после смерти монаха его дополнил ученик Симеона Карион Истомин.
В 1679-м Полоцкий решил издать сборник, объединив все свои придворные вирши в книге «Рифмологион». Еще через год поэт представил собрание сочинений «Вертоград многоцветный», который был выполнен в форме энциклопедии и включил в себя несколько тысяч стихов. Названия всех произведений автор расположил в алфавитном порядке и распределил их по тематике. В книге можно было найти как переводы античной литературы и богословских работ, так и сочинения самого Симеона Полоцкого. Героями произведений стали грешники и праведники, правители и священники, судьи и торговцы, у каждого из которых были как добродетели, так и пороки.
Поэзия монаха была силлабической, то есть ритм в ней достигался равным количеством слогов в каждой строке. Симеон стал первым российским стихотворцем, начавшим использовать этот прием. Силлабические произведения после Полоцкого вошли в моду: этот жанр начали развивать Василий Тредиаковский и Антиох Кантемир.
Переложение на стихи Ветхого Завета – «Псалтырь рифмованная» — увидела свет в 1680 году. Это стало еще одним новаторским приемом, прославившим талантливого богослова. По ходу работы над книгой Симеону приходилось заменять некоторые слова, чтобы подвести произведение к силлабической форме.
Многие духовные лица были возмущены такими новшествами, ведь они знали Псалтырь наизусть в прежнем виде. Автора критиковали за вольную интерпретацию священных текстов. Патриарх Иокаим всячески препятствовал изданию нового Псалтыря, но Полоцкий имел мощную поддержку государя, поэтому книга увидела свет.
Работая над богословскими книгами, монах параллельно создавал проект первой высшей школы «Привилегия на академию». В этой работе автор изложил свое представление о факультетах будущего учебного заведения, составил образовательную программу. Симеон считал, что помимо изучения иностранных языков студентам необходимо преподавать гражданские и духовные предметы, такие как диалектика, риторика, богословие и философия. При этом деятель настаивал, что двери академии должны быть открытыми для всех – независимо от положения в обществе и сословия. Высшую школу предполагалось разместить на территории Спасского монастыря.
Смерть
Симеон Полоцкий умер 25 августа 1680 года в Москве. Местом захоронения монаха стал Заиконоспасский монастырь, однако до наших дней его могила не сохранилась.
Удалось разыскать намогильную плиту с эпитафией ученика мастера Сильвестра Медведева, которая сейчас хранится в Спасском соборе бывшей обители.