Теодор Драйзер — биография
Теодор Драйзер — американский писатель, журналист и общественный деятель, известный своим коммунистическим взглядом на мир. Он является выдающимся представителем американского натурализма и критического реализма. Романы Драйзера оказали значительное влияние на американскую культуру XX века, вызывая живой интерес в литературной критике. Среди его наиболее известных произведений — «Сестра Керри», «Финансист», «Титан», «Стоик» и «Американская трагедия».
Детство
Теодор Герман Альберт Драйзер появился на свет 27 августа 1871 года в городе Терре-Хот на Среднем Западе, в штате Индиана. Экономическое положение семьи Драйзеров было небогатым. Отец, Джон Пол Драйзер, родом из Майена, Германии, переехал в Америку и работал ткачом. С течением времени он получил должность начальника производства на шерстопрядильной фабрике. Некоторое время спустя он сыграл свадьбу с Сарой Марией, будущей матерью Теодора Драйзера. Сара Мария проживала в меннонитской общине рядом с Дейтоном, однако ее семья отвергла ее из-за ее перехода в католицизм для того чтобы выйти замуж за Джона Драйзера. В итоге, пара стала родителями одиннадцати детей.
Счастливое состояние семьи было недолгим: все запасы сырья и фабрика были уничтожены пожаром. Во время восстановительных работ отец был серьезно травмирован. Позже, три старших сыновей погибли. Семья долго переезжала и наконец осталась жить в провинциальном городе Терре-Хот (штат Индиана). Глава семейства соглашался на любую работу, но средств на содержание девятерых детей катастрофически не хватало. Из-за финансовых трудностей будущий писатель покинул дом после окончания школы и отправился в Чикаго, чтобы заработать. В Чикаго этот молодой человек, не боясь трудностей, успел поработать в ресторане уборщиком, в лавке разнорабочим и даже грузчиком.
Детство Драйзера было обозначено сильнейшей нищетой, что заставило его начать работать в молодом возрасте. Он занимался продажей газет, работал неквалифицированным рабочим на ферме, мыл посуду в ресторанах, доставлял металлические изделия, развозил белье из прачечной, собирал плату за квартиру у жителей трущоб. Иногда, когда не было работы, ему приходилось проводить ночи в специальных приютах и обращаться за помощью в благотворительные организации. Это жизненное путешествие отражено в его более поздних произведениях.
В 1887 году, после окончания средней школы в штате Индиана, Драйзер уехал на заработки в Чикаго. После возвращения в 1889 году, он поступил в Индианский университет в Блумингтоне. Однако через год он вынужден был прервать учебу из-за нехватки средств.
Творчество
Деятельность в журналистике Драйзер начал в 1892 году, став репортером и драматическим критиком в различных газетах, таких как Чикаго, Сент-Луис, Толедо, Питтсбург и Нью-Йорк. В тот период он опубликовал свое первое художественное произведение «Возвращение гения» в газете «Chicago Globe» под псевдонимом «Карл Драйзер».
В 1894 году он переехал в Нью-Йорк. В своей автобиографической книге «Книга о себе» Драйзер вспоминал годы путешествий по крупным городам страны и отмечал, что не мог не заметить нищету и убожество, а также неравные возможности, несмотря на хвастливую демократию и равенство в стране.
В 1895 году репортерская деятельность была брошена им в пользу публицистики. Крупнейшие американские журналы того времени были по достоинству оценены данным автором.
Особенно замечательными в работе с журналами были портреты, основанные на интервью, которые Теодору Драйзеру удалось создать. Его работы можно разделить на две серии: «Жизненные истории людей, достигших успеха» и «Заметки о общественных характерах».
Готовя материал для своих заметок, он имел возможность беседовать с различными, но всегда важными и заслуживающими внимания личностями. Герои его портретов включали в себя писателей, предпринимателей и промышленников.
Теодор Драйзер стал редактором различных журналов, включая те, которые ориентированы на женскую аудиторию. Со временем он достиг финансовой независимости.
Летом 1899 года молодой журналист Теодор Драйзер и его жена переехали из Нью-Йорка в деревню Моми. Именно здесь, в доме их друга Генри, Драйзер написал несколько рассказов, включая «Блестящих рабовладельцев» и «Негра Джеффа». Генри настойчиво уговаривал Драйзера приступить к написанию романа, и в конечном итоге писатель поддался друзьям. Так началась работа над его первым романом, который был опубликован в 1900 году под названием «Сестра Керри».
Роман «Сестра Керри» рассказывает историю провинциальной девушки по имени Керри Мибер, которая приехала в Чикаго в поисках лучшей жизни. В произведении ярко прослеживается мотив денег, который является традиционным для американского автора. Писатель живописно описывает те позорные действия, к которым может пойти человек в своей жадности за богатством.
Главными персонажами романа являются Керри и двое мужчин, которые играют определяющую роль в ее жизни. У них нет привязанности, благодарности или истинной любви друг к другу. Все трое заботятся только о своей выгоде и готовы пойти на любые жертвы, чтобы достичь своих интересов.
В 1911 году вышла в свет вторая работа писателя под названием «Дженни Герхардт». Книга повествует о молодой и бедной девушке, которая, несмотря на свое состояние, решает стать содержанкой, чтобы обеспечить благополучие своих близких. Через год, в 1912 году, был опубликован первый роман из трилогии «Желание» под названием «Финансист». Основой для этого произведения послужила биография американского миллионера Чарльза Йеркса, а читателям рассказывается история жизни главного героя Фрэнка Каупервуда.
Главный герой родился в семье небольшого банковского служащего, который, став зрелого возраста, решил устроить своего любимого сына на работу в компанию, в которой сам работал.
Фрэнк, который доказал свою талантливость в организации, решил покорить Филадельфию. В этом городе он стал успешным биржевым маклером и стал миллионером. Благодаря своему новому статусу, юному предпринимателю удалось попасть в высшие круги общества Филадельфии.
В книге помимо описания финансовых уловок главного героя, также присутствует вторая история, которая рассказывает о личной жизни Каупервуда. Драйзер описывает своего персонажа без украшений, наделяя его как положительными, так и отрицательными качествами. В конечном итоге непослушная натура Фрэнка, который не желал следовать общепринятым принципам и правилам поведения, приводит его в тюрьму.
Действия романа «Титан» 1914 года разворачиваются в Чикаго, где Фрэнк возвращается в свою прежнюю среду махинаций, не умея делать выводы. Теперь он сосредоточивает свои усилия на газовых и транспортных компаниях, используя методы взаимодействия «кнута и пряника». Фрэнк подкупает некоторых чиновников и запугивает других, чтобы защитить свои интересы и задать конкурентам большую оппозицию.
Однако Фрэнк Каупервуд проигрывает эту войну и вынужден уйти в тень. В это же время в его семейной жизни наступает черная полоса, когда его жена узнает о его связи с молодой девушкой и пытается покончить с собой. Фрэнк спасает ее и уговаривает покинуть город вместе с ним, чтобы начать новую жизнь в Лондоне, где, по его обещаниям, они будут счастливы.
Действия заключительного романа «Стоик» (изданного после смерти автора в 1947 году) происходят в столице Франции, где Каупервуд занимается строительством линии метрополитена. Несмотря на свой возраст, он всё так же стремится нажить себе огромное состояние. Однако его коварные планы нарушаются из-за болезни, а именно обострения проблем с почками. В конечном итоге, не сумев прожить счастливую и спокойную жизнь, Каупервуд умирает, предварительно признавшись в своих грехах перед своей супругой и любовницей.
Между выходом на рынок книг серии «Желание» были опубликованы романы «Гений» (1915 год), «Американская трагедия» (1925 год) и «Оплот» (1946 год). «Гений», наполовину автобиографический роман, рассказывает о жизни художника Юджина Витлы, который меняется, когда его окружает буржуазная среда. Драйзер делит жизненный путь Юджина на три этапа: юность, борьба, бунт. Роман объединяет творчество и страсти, любовь к женщинам и живописи, впечатляющий успех и горькие неудачи, не оставляя равнодушных.
В центре сюжета второго произведения («Американская трагедия») находятся исторические события, произошедшие в Соединенных Штатах в 1906 году. Роман можно логически поделить на три части. Вначале читатель знакомится с главным персонажем по имени Клайд Гриффитс, который вместе со своей религиозной семьей путешествует по городам Америки, проповедуя. Данный молодой человек, живущий в нищете, не разделяет взгляды своих родителей, которые считают своей миссией обратить на верный путь как можно больше людей.
Клайд, молодой человек, стремившийся к лучшей жизни со всей своей душой, устроился на работу в отель, где новые знакомые заинтересовали его алкоголем и посещением проституток.
Главный герой романа, наблюдая за бездельем богатых постояльцев Клайда, постепенно зарождает в себе жгучее желание достичь финансового благополучия. Вторая часть истории разворачивается в Чикаго, куда наш герой прибегает после неприятного инцидента в своем родном месте.
В этом городе бесконечных возможностей он знакомится со своим дядей, который предлагает ему работу на фабрике, занимающейся производством воротничков. Гриффитс соглашается на предложение и сразу переезжает в Ликург, штат Нью-Йорк. На фабрике этот молодой и трудолюбивый парень быстро продвигается вверх по карьерной лестнице.
В период, совпадающий с сюжетом, наблюдаются изменения в личной жизни героя. Его чувства переключаются с некогда привлекавшего его лица на его подчиненную, Роберту, к которой он стремится завоевать расположение. Затем в его жизни возникает аристократичная и непокорная Сондра.
Третья часть повествует о внутренних раздумьях Гриффитса, который между богатой кокеткой и девушкой, искренне его любящей, бескорыстно страдает. Ситуация усложняется тем, что Роберта ожидает ребенок, поэтому Клайд не может просто так покинуть ее. В книге «Оплот» рассказывается история семьи Барнсов, принадлежащей к ортодоксальному религиозному течению квакеров. Центральной темой произведения является конфликт поколений, связанный с взрослением пяти детей.
Общественная деятельность
В 1927 году СССР пригласил Теодора Драйзера в свои земли. Прибыв в начале ноября, уже через несколько дней он принимал участие в праздновании десятой годовщины Октябрьской революции. В ходе своего 77-дневного путешествия Драйзер побывал во многих советских городах, встретился с известными личностями. Отчет об этой поездке в виде книги «Драйзер смотрит на Россию» увидел свет.
В 1930 году он был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, но пока безуспешно.
В период с 1932 года до своей смерти в 1945 году, Драйзер сосредоточился на написании романа «Стоик», который стал заключительным произведением «Трилогии Желания». Первые две трети произведения были написаны достаточно быстро, однако, оставшаяся часть требовала от писателя большого труда и заняла много времени.
Помимо своего писательского творчества, начиная с 1930-х годов, Драйзер активно участвовал в политической деятельности. Он принимал участие в нескольких кампаниях, направленных на защиту радикалов, которые, по его мнению, страдали от социальной несправедливости. Среди таких кампаний были борьба против линчевания Фрэнка Литтла, одного из лидеров организации «Промышленные рабочие мира», борьба за справедливость в случае Сакко и Ванцетти, борьба против депортации Эммы Гольдман и борьба за освобождение профсоюзного лидера Томаса Муни.
В ноябре 1931 года Драйзер возглавил Национальный комитет защиты политических заключенныхна угольных месторождениях юго-восточного Кентукки, чтобы собрать показания шахтеров в Пайнвилле и Харлане о характере насилия против шахтеров и их профсоюзов со стороны угольных компаний. К тому моменту в горнорудных районах США — Харлане и Белле — произошли столкновения шахтёров с полицией. Вместе с комиссией возглавляемого им комитета Драйзер отправился на место событий.
В начале ноября прибыла в город Пайнвиллокруга Белл комиссия из 8 человек, возглавляемая Драйзером, соседнего с округом Харлан.
Угрозы физического насилия были адресованы ему со стороны шахтеров и полиции, когда он прибыл на место. Судебный иск был подан против Драйзера, а предложение об отзыве идей было сделано, при условии, что писатель прекратит свою кампанию. Несмотря на это, Драйзер продолжал свои публичные выступления и использовал газеты и радио, чтобы раскрыть факты о реальном положении вещей, включая избиения и насилие, совершаемые профсоюзами и полицией. В 1931 году он опубликовал книгу «Трагическая Америка», в которой описывается борьба рабочего класса за защиту своих интересов.
Драйзер занимался активной политической деятельностью, принимал участие в митингах и публиковал свои статьи в коммунистической прессе США. В 1932 году он высказал поддержку Уильяму Фостеру, кандидату от американской коммунистической партии, в ходе избирательной кампании. Того же года Драйзер стал членом всемирного антивоенного конгресса, инициативным комитетом которого руководили Анри Барбюс, Максим Горький и Альберт Эйнштейн.
В 1933 году его имя было включено в списки авторов книг, которые нацистская Германия сжигала.
В 1938 году Драйзер был назначен делегатом на антивоенную конференцию в Париже, которая состоялась в связи с бомбардировками испанских городов.
Летом Барселона была посещена, где произошло встреча с президентом и премьер-министром страны. Последующая поездка в Англию была предназначена для собрания с членами английского правительства. Не обошлась и без краткой встречи с Франклином Рузвельтом в США. После этого была предпринята попытка организовать деятельность комитета по поставке продовольствия в Испанию. Благодаря указанию Рузвельта было отправлено несколько грузовых судов с мукой.
Личная жизнь
В 1893 году молодому репортеру сент-луисской газеты «Репаблик» Теодору Драйзеру было поручено сопровождать победительниц конкурса «Лучший учитель» на Чикагскую всемирную выставку. Именно там он впервые встретил Сару Осборн Уайт — свою будущую жену и первую любовь. Рыжеволосая прелестница покорила сердце писателя своей простодушием, красотой и застенчивостью. Они были настолько влюблены, что уже находились в состоянии любовной эйфории, когда прозаик сделал предложение. Однако вскоре после помолвки Теодор начал замечать значительные различия между ним и своим возлюбленным. Эти различия стали проблемой, препятствующей дальнейшему развитию их отношений.
В то время общество критиковало физические контакты между молодыми людьми, которые не заключили брак. И хотя Герман Теодор Драйзер не разделял эту философию, его жена Сара Осборн Уайт строго придерживалась института брака и не позволяла Теодору приближаться к ней физически до свадьбы. 28 декабря 1898 года в Вашингтоне Герман Теодор Драйзер и Сара Осборн Уайт официально вступили в брак.
Так как писатель часто общался с интеллектуальной элитой того времени, он старался ввести Сару в этот круг. Однако эта попытка оказалась неудачной, поскольку девушка не чувствовала себя комфортно в этой буржуазной среде. Тем не менее, она с острым женским чутьем наблюдала за заинтересованностью представительниц этого общества к своему мужу.
Первым местом, где Драйзер нашел новую любовь, стал Нью-Йорк. В этом городе писатель быстро влюблялся и так же быстро остывал. Однако все изменилось, когда в его жизни появилась Тельма Кудлипп. Тельма была дочерью сотрудницы журнала, где Драйзер работал редактором. Эта встреча перевернула его жизнь. Герман не смог скрыть своих чувств перед своей женой и признался, что воспылал к другой женщине. Неудивительно, что в 1909 году состоялся их развод. Но жизнь продолжается, и в 1944 году, уже на закате своих дней, Драйзер решился на еще одну свадьбу. Брак был заключен с его двоюродной сестрой Хелен Ричардсон. Такие были перемены в судьбе этого знаменитого литератора.
Смерть
28 декабря 1945 года в Лос-Анджелесе (штат Калифорния) Теодор Драйзер скончался от сердечной недостаточности. К этому времени он оставил после себя целое творческое наследие, которое сохраняется в сборниках его романов и рассказов. Одним из наиболее известных произведений, по которым были созданы фильмы, стал роман писателя «Американская трагедия». Этот роман был экранизирован дважды: в 1931 году режиссером Джозефом фон Штернбергом и в 1951 году — Джорджем Стивенсом.
В дополнение к этому, другие произведения Драйзера, такие как «Дженни Герхардт» (1933 год) и «Сестра Кэрри» (1952 год), также были превращены в фильмы. Таким образом, даже после смерти автора его творчество продолжает жить в кинематографе и радовать поклонников его литературы.
Избранные произведения
- 1900 — Сестра Керри
- 1911 — Дженни Герхардт
- 1912 — Финансист
- 1914 — Титан
- 1915 — Гений
- 1919 — 12 мужчин
- 1925 — Американская трагедия
- 1927 — Цепи
- 1929 — Галерея женщин
- 1931 — Трагическая Америка
- 1946 — Оплот
- 1947 — Стоик