Виктор Ерофеев — российский писатель, литературовед, радио- и телеведущий. Известен своими произведениями, такими как роман «Москва слезам не верит» и книги «Русский лес» и «Идиот».
В своей литературной деятельности он часто затрагивает темы социальной и политической сатиры, а также вопросы идентичности и культурного наследия. Ерофеев также работает как радио- и телеведущий, где проявляет свои навыки в области литературной критики и культурного анализа. В своей работе он стремится к глубокому пониманию русской культуры и общества, что делает его одним из выдающихся представителей современной российской литературы.
Будущий писатель и литературный критик Виктор Ерофеев пришёл в мир 19 сентября 1947 года в столице СССР, Москве. Его отцом был советский дипломат Владимир Ерофеев, занимавший значимые посты в дипломатической иерархии СССР и сотрудничавший с известными политическими деятелями, в том числе с Александрой Коллонтай и Вячеславом Молотовым. Владимир также исполнял обязанности переводчика Иосифа Сталина во время встреч с представителями Франции. В источниках семью Ерофеевых относят к русской национальности, хотя иногда упоминается и еврейское происхождение Виктора.
Детство Виктора прошло в Париже, куда его отец был командирован в качестве советника посольства. В 1956 году в семье Ерофеевых родился младший брат Виктора, Андрей, который позже окончит обучение на искусствоведа. Виктор обучался в школе для детей советских дипломатов и занимался французским языком у частных преподавателей.
Завершив школьное образование, Виктор поступил на романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета. Его академический путь продолжился в аспирантуре Института мировой литературы, где в 1973 году он успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему взаимосвязей творчества Федора Достоевского и французского экзистенциализма. Работа Виктора получила признание и была опубликована в начале 90-х годов в США.
Литературный путь Виктора Владимировича Ерофеева начался в 1973 году с публикации в журнале «Вопросы литературы». Автор представил читателям эссе о маркизе де Саде под названием «Маркиз де Сад, садизм и XX век», в котором рассматривал фигуру маркиза как выдающегося мыслителя своей эпохи.
К середине 1970-х годов Ерофеев становится членом Союза писателей, однако следующий этап его жизни оказывает решающее влияние на всю дальнейшую карьеру. В 1979 году, при поддержке Евгения Попова и других коллег, Ерофеев организует альманах «Метрополь». Издание, распространяемое через самиздат, включало произведения Василия Аксенова, Владимира Высоцкого, Андрея Вознесенского и других авторов-диссидентов.
Из-за этого проекта Виктор Владимирович был исключен из Союза писателей, а его творчество перестало печататься в официальных издательствах. Власти начали следить за писателем, и его отцу пришлось уйти с дипломатической работы. Некоторые работы Ерофеева того периода, включая рассказ «Галоши», были опубликованы гораздо позже.
С Василием Аксеновым Ерофеев продолжал общение до последних дней писателя, обсуждая возможность возрождения «Метрополя» или создания аналога, однако планы так и остались лишь разговорами.
Окончание преследований Ерофеева наступило в 1988 году, а уже через четыре года, в 1992-м, Альфред Шнитке создал оперу по мотивам рассказа «Жизнь с идиотом», написанного Ерофеевым в 1980 году. Премьера прошла в Нидерландской опере, при участии Мстислава Ростроповича и Бориса Покровского.
В 1989 году был опубликован рассказ «Тело Анны, или Конец русского авангарда» и статья «Поминки по советской литературе». В это же время вышла в свет книга Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки», написанная в 1970-м, авторство которой некоторые читатели ошибочно приписывали Виктору Ерофееву.
В 1990-м году в СССР вышел сборник очерков «В лабиринте проклятых вопросов» и роман «Русская красавица», который был переведен на 20 языков и стал бестселлером. За этот роман Ерофееву была присуждена премия имени Владимира Набокова в 1992 году.
В 1993 году по мотивам произведения «Жизнь с идиотом» был снят фильм петербургского режиссера Александра Рогожкина. В начале 90-х Виктор Ерофеев получил пост вице-президента Европейского культурного клуба и регулярно выезжал в США, где читал лекции по литературе и искусству. Его произведения публиковались как в России, так и за рубежом.
В 1999 году Ерофеев выпустил роман «Энциклопедия русской души», вызвавший противоречивые отзывы среди читателей. В начале 2000-х были опубликованы его сборники рассказов и книги, посвященные жизни российской элиты.
Во второй половине 2000-х вышли его книги, посвященные философским и эсхатологическим темам. В 2012 году был опубликован роман «Акимуды», а в 2013 году Ерофеев был удостоен ордена Почетного легиона.
Виктор Владимирович продолжает активно участвовать в литературной жизни, в том числе посещая международные форумы, такие как «СловоНово» в Черногории в 2022 году.
На протяжении своей карьеры Виктор Ерофеев активно занимался не только литературной деятельностью, но и работал в сфере телевидения и радио. С конца 90-х годов он стал ведущим телепередачи «Апокриф» на канале «Культура», которая продолжалась 13 лет. В рамках этой программы обсуждались вопросы взаимосвязи литературы, общества и личности, что позволяло зрителям глубже погрузиться в современные культурные процессы.
Ерофеев также был частым гостем на канале «Дождь», который по решению Минюста России включён в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента. На этом канале он участвовал в передаче «Дилетанты», где обсуждалась контроверсиальная тема о возможности сдачи Ленинграда фашистским войскам в 1941 году, что вызывало оживлённые дебаты и споры.
На радио «Эхо Москвы» в 2017 году Виктор Ерофеев стал гостем программы «Особое мнение» под ведением Ольги Бычковой. В рамках этой передачи велись беседы на разнообразные темы: от литературы до политики и общественных вопросов. Однако во время одного из эфиров возникло недопонимание между журналисткой и писателем относительно биографии и взглядов датского философа Сёрена Кьеркегора, основателя экзистенциализма. Это разногласие было озвучено в прямом эфире, что добавило эпизоду остроты и драматизма.
В середине 1970-х годов жизнь Виктора Ерофеева была отмечена важным личным событием — браком с Веславой Скурой, гражданкой Польши. В 1976 году она родила Ерофееву сына Олега. Веслава была художницей и дизайнером, однако брак, к сожалению, не был долговечным, и вскоре пара разошлась. Это не остановило Ерофеева в его стремлении построить семейное счастье.
На рубеже тысячелетий в его жизни появилась Евгения Андреевна Прокопюк, родившаяся в 1981 году. В 2005 году она подарила Ерофееву дочь Майю. Евгения, работавшая фотохудожницей, в определённый период использовала творческий псевдоним Евгения Дюрер. Отношения пары в конечном итоге закончились разрывом, после чего последовали продолжительные споры о том, с кем останется их общая дочь.
В 2010 году Виктор Ерофеев вновь вступил в брак, на этот раз с Екатериной Владиславовной, молодой 23-летней секретаршей издательства. Свадьба прошла в ресторане, принадлежащем Ивану Урганту и Александру Цекало, и называвшемся «The Сад». В браке с Екатериной у Ерофеева родилась дочь Майя, и семья проживала в Москве.
Весной 2022 года Ерофеев вместе с семьёй переехал в Германию. В то время как Виктор Владимирович и его близкие обосновались за границей, их московская квартира стала домом для его тестя и тещи.
В настоящее время Виктор Ерофеев продолжает сохранять статус авторитетной фигуры в литературных кругах. Весной 2023 года он стал гостем программы «Персонально ваш», где основная часть беседы была посвящена специальной военной операции (СВО) и восприятию российской культуры за рубежом. Ерофеев поделился своими взглядами на эти вопросы, затронув важные темы, касающиеся влияния политических событий на культурное наследие и его восприятие в разных странах.