Владимир Шухов — биография
Владимир Шухов – знаменитый российский и советский конструктор, автор грандиозных проектов в области строительства и нефтяной промышленности. Член-корреспондент Академии наук СССР.
Владимир Шухов был уникальным человеком своего времени, о его заслугах с благодарностью вспоминают потомки. Он внес огромный вклад в развитие строительства и нефтяной индустрии, судостроения и теплотехники, военное искусство и реставрационное дело. Разработанные Шуховым чертежи и проекты позволили построить нефтепроводы, речные суда и фабрики, многие из которых функционируют по сей день.
Ранние годы
Талантливый инженер родился 16 августа 1853 года в небольшом городке Грайворон, расположенном в Курской губернии (сейчас Белгородская область). Родители мальчика происходили из дворян, однако обладали весьма скромным достатком. Отец семейства отучился на юридическом отделении Харьковского университета и уже в очень молодом возрасте занял должность титулярного советника. В связи со службой Григория Петровича часто перенаправляли в разные города, поэтому семья жила то в родном Грайвороне, то в Курске, то в Петербурге.
С 11 лет Володя обучался в петербургской гимназии. Более всего мальчику нравились точные науки, особенно математика. Уже в четвертом классе гимназист представил собственное, удивительно краткое и логичное доказательство знаменитой теоремы Пифагора.
Диплом гимназии юноша получил в 1871 году. далее он стал студентом Московского императорского технического училища. Молодому человеку посчастливилось обучаться у математика Алексея Летникова, основоположника аэродинамики Николая Жуковского, ученого-механика Дмитрия Лебедева. Под их руководством Володя постигал математику и физику, химию и архитектуру – науки, которые в будущем стали неотъемлемой частью его трудовой биографии.
Молодой человек впитывал учебный материал, как губка. Он прочел много дополнительной литературы, набирался практических знаний в мастерской учебного заведения. В середине 1870-х юноша представил свое первое изобретение – безопасную и экономичную форсунку, которая упростила процесс сжигания жидкого топлива.
Училище Шухов окончил с золотой медалью. Николай Жуковский и Пафнутий Чебышев уговаривали талантливого ученика остаться с ними и продолжать заниматься наукой, но тот был вынужден отказаться. Теоретических исследований Владимиру было недостаточно, он мечтал создавать практичные изобретения, способные улучшить жизнь человечества. Себя ученый называл «Человеком жизни», поэтому выбрал стезю инженера-практика.
Сразу после окончания училища выпускник отправился на стажировку в Соединенные Штаты. В составе российской научной делегации молодой специалист перенимал опыт зарубежных коллег и знакомился с новыми инженерными разработками.
Вклад в нефтяную индустрию
После стажировки Шухов вернулся на родину и устроился в петербургское инженерное бюро, курирующее Варшавско-Венскую железную дорогу. Некоторое время молодой человек занимался рутинной работой – до тех пор, пока на него не вышел знакомый еще по США предприниматель Александр Бари. К тому времени Бари подписал контракт с братьями Нобель, владевшими нефтедобывающими предприятиями в Баку. Бизнесмен предложил Шухову руководящую должность в одном из филиалов фирмы, и тот согласился.
Прибыв на Бакинское месторождение, Владимир был шокирован неорганизованностью процесса добычи и многочисленными нарушениями пожарной безопасности. «Черное золото» здесь поднимали ведрами, а потом перевозили в обычных бочках. К нефти тогда было отношение, как к сырью для изготовления керосина, как перспективный продукт будущего ее не рассматривали. Мазут и бензин и вовсе считали отходами производства. Бензин утилизировали естественным путем – он просто испарялся в атмосферу, а мазут сливали в зарытые в землю котлованы. Разумеется, это наносило окружающей среде колоссальный вред.
Начинающий инженер занялся реформами производственного процесса, и уже в первые месяцы работы ввел несколько важных новшеств. Шухов внедрил использование на оборудовании паровых форсунок, спроектировал цилиндрические резервуары и построил первую ветку трубопровода для перекачки жидкого топлива.
Главной заслугой инженера на этом этапе стало открытие крекинга, при котором нефть стали разделять на полезные фракции. Предприятие стало получать не только привычный керосин, но и солярку, бензин, мазут и моторные масла, так необходимые во многих отраслях промышленности. Вместе со своим ассистентом Сергеем Гавриловым гений инженерной мысли создал первую в мире установку непрерывного термического крекинга, увидевшую свет в 1891 году. Поначалу это изобретение было воспринято, как техническое чудо, но, с появлением огромного количества автомобилей, его применение стало невероятно широким.
На этом предприятии Владимир Григорьевич проработал почти 50 лет. Здесь у него была возможность спокойно и свободно трудиться, изобретая все новые и новые чудеса техники во благо человечества.
Строительство фабрик
На начало 1890-х Владимир Шухов уже был востребованным изобретателем, в этот период он переживал наивысший расцвет своей трудовой биографии. Как вспоминал один из его коллег, это был поистине «триумф ума и остроумия» гениального ученого.
Металлические конструкции – вот над чем работал прославленный русский инженер. Этой темой Шухов увлекся во время работы над проектом перекрытий торговых рядов на Красной площади Москвы (сейчас это ГУМ). Изобретатель создал уникальную конструкцию крыши здания, состоящую из светопрозрачных арочных перекрытий. Вес металлических перекрытий составил более 800 тонн, но внешне они выглядели, как легкая, почти невесомая паутина с огромными окнами.
В конце 1890-х конструктор принял участие в нижегородской Всероссийской выставке промышленности. Здесь автор представил ряд своих разработок, в том числе металлические арочные перекрытия и несколько вариантов сетчатых покрытий. Помимо этого, Шухов привез водонапорную башню-гиперболоид собственного производства.
Участие в выставке добавило и без того известному изобретателю популярности. На него посыпались сотни заказов в области проектировки водонапорных башен и сооружения железнодорожных мостов. В этот же период ученый предложил инновационный проект водоснабжения Москвы. Еще одна важная разработка – создание уникальных пространственных ферм для здания Главпочтамта, Киевского вокзала, Бахметьевского гаража и Музея изящных искусств.
Революция 1917 года заставила покинуть страну тысячи светлых умов, но Шухов в их число не вошел. Он считал, что ученый должен работать во благо общества и оставаться вне политики. Предприятие Александра Бари было национализировано, сам Владимир Григорьевич был выселен из предоставленного ему дома. Для инженера и его близких настали очень тяжелые времена.
Когда в 1920 году младшего сына Шухова арестовали, отец бросился его спасать, передав советской власти все свои бесценные патенты общей стоимостью в полсотни миллиона золотых рублей. Сын был освобожден, но месяцы, проведенные в застенках, сказались на его здоровье самым негативным образом. В итоге изможденный молодой человек скончался, вслед за ним ушли мать ученого и его супруга.
Несмотря на череду трагедий в личной жизни, Владимир Григорьевич работу не оставил. В результате долгих изысканий автора родился проект башни на Шаболовке, состоявшей из гигантских гиперболоидных секций высотой более 150 метров. Весной 1922 года радиослушатели услышали первые эфиры, транслируемые с помощью новой конструкции. Позже Шуховскую башню включили в Список объектов культуры и наделили охранным статусом. Сегодня подобные сооружения строят во всех уголках мира.
Владимир Шухов участвовал практически во всех грандиозных проектах советского периода. Он внес колоссальный вклад в развитие электрификации СССР, создав башню для линий электропередач, проходивших через Оку. Разработки инженера успешно внедрены в строительство заводов «Азовсталь», предприятий в Выксе и Таганроге. При непосредственном участии конструктора был запущен нефтеперерабатывающий гигант «Советский крекинг» в столице Азербайджанской ССР.
Заслуги Владимира Григорьевича были оценены в 1929 году. За разработки в области нефтяного крекинга он был удостоен Ленинской премии, позже получил Звезду Героя труда и был включен в члены-корреспонденты Академии наук страны.
Смерть
Жизнь прославленного изобретателя оборвалась 2 февраля 1939 года в результате несчастного случая. Проводя очередной эксперимент, ученый случайно опрокинул на себя свечу и получил страшные ожоги, которые оказались несовместимыми с жизнью.
Похоронили Владимира Григорьевича на Новодевичьем кладбище столицы.