Вольтер — биография


Франсуа-Мари Аруэ (псевдоним Вольтер) – французский философ, поэт и прозаик и просветитель, умело орудовавший словом, превращавший юмор в черную сатиру. Творчески подошел к выбору псевдонима, переставив местами слоги наименования города, в котором родился (Эрво: Air-vault).

Дважды Вольтеру предсказали, что проживет он всего 33 года. Однако этому человеку удалось развеять предсказания звездочетов. Смерть обошла философа стороной, и дуэль, в результате которой Вольтер мог лишиться жизни, не состоялась. В биографии французского писатели были и взлеты, и падения, но имя его навсегда останется в истории.

Уехав в Англию писателем, вернулся мудрецом, внеся новшество в познание мира. Вклад его не менее ярок, чем заслуги Жан-Жака Руссо. Несмотря на скромное происхождение, писатель пользовался уважением великих правителей: Екатерины II, Гюстава III. Книги «Кандид, или оптимизм» и «Задиг, или Судьба» стали сокровищницами цитат и крылатых выражений.

Детство

Франсуа-Мари Аруэ рожден 21 ноября 1694 года в столице Франции, городе любви и романтики – Париже. Младенец родился очень слабеньким, и родители боялись, что он недоживет до приезда священника. Мари Маргерит Домар (мама Вольтера) ушла из жизни, когда сыну едва исполнилось семь лет. Детство свое мальчик провел с отцом, пребывавшем на чиновничьей службе.

Взаимоотношения мальчика и отца нельзя назвать гладкими и идеальными. Отсутствие материнского тепла сильно сказалось на поведении ребенка. Часто между отцом и сыном возникали конфликты по причине недопонимания. На этом фоне, достигнув зрелого возраста, Франсуа публично объявил, что является внебрачным сыном поэта и мушкетера Шевалье де Рошбрюна, чем очень удивил и возмутил своих родственников. Кровный отец беспокоился о будущем строптивого мальчика, поэтому отдал непослушного отпрыска в иезуитский коллеж, носящий сегодня Людовика Великого.

По словам Вольтера, в этом учреждении он изучал латынь и «прочие» глупости. Отцы-иезуиты и их настойчивость навсегда запомнились философу. Он очень тянулся к литературе, но фанатичный настрой на религиозные догмы существенно затрудняли жизнь молодому человеку.

Отец Вольтера видел своего сына в будущем нотариусом, в связи с этим устроил Франсуа в адвокатскую контору. Однако очень быстро тот понял, что юридическое будущее не по душе. Ежедневно беря в руки перо и чернильницу для переписи документов, он нашел этим предметам и новое применение – записывал свои сочинения (сатирические рассказы).

Философия

В 18 лет Вольтер написал первую пьесу, и тогда он обрел уверенность в том, что обязательно станет грандиозным писателем. А уже через пару лет его имя не сходило с уст уважаемых дам и господ в парижских салонах. Его негласным прозвищем стало Король насмешек. Благодаря такой репутации в широких кругах знатные люди очень боялись, что однажды Вольтер и до них доберется и выставит в дурном свете.

1717 год в биографии Франсуа-Мари Аруэ можно назвать часом расплаты, так как, высмеяв Филиппа II Орлеанского, был сурово наказан. Смешные стишки «наглого» автора были восприняты в штыки, поэтому его ждала годовая ссылка в Бастилию.

Но даже находясь в неволе, остроумный и прямой Вольтер не утерял творческого таланта и запала, а вопреки всем обстоятельствам начал много читать и сочинять. Обретя долгожданную свободу, Вольтер был окружен вниманием и разговорами, слава пришла к нему, а причиной этого стала постановка трагедии «Эдип», которую автор написал в 1718 году.

Имя Вольтера теперь стояло в одном ряду с известными французскими писателями-драматургами. Почувствовав уверенность в своем таланте и даже даре, автор выдавал публике одно произведение за другим. Причем жанровая принадлежность творений была довольно разнообразной: философские трагедии, романы, памфлеты и даже басни. Основу сочинительства составляли исторические образы, поэтому зрители с удовольствием наблюдали за тем, как на сцене театра появлялся Цезарь, Брут или Магомет.

Среди классической трагедии автору удалось написать 28 произведений. Обращался поэт и к мотивам аристократических жанров: поэзия из-под его пера лилась песней. Это были послания, оды, лирика.

Особенность творчества Вольтера заключается в его смелости не только сказать правду, не боясь наказания, но и в решительности экспериментировать и сочетать, казалось бы, несочетаемое – комедию и трагедию вместе.

Автору было свойственно включение в рационально-холодное произведение ноток сентиментализма и чувствительности. Появлялись на страницах его шедевров и нетипичные герои: китайцы, ираноязычные скифы и прочие.

Одно из самых популярных поэтических произведений Франсуа – классическая эпопея «Генриада», вышедшая в свет в 1728 году. Сюжет этого шедевра базировался на осуждении автором королей-тиранов за их умопомрачительное почитание Бога. При этом у героев были прототипы, легко узнаваемые читателями. Следующим ключевым произведением, стала сатирическая пародийная поэма «Орлеанская девственница», написанная в 1730 году, а опубликованная гораздо позже – в 1762 году. До этого момента поэма выходила фрагментами под авторством анонима. «Орлеанская девственница» завораживала читателей историей, реально произошедшей с известной героиней Франции Жанной Д’Арк. Однако это не биография отважной девушки, а ирония над устоями французского общества и церкви.

Это произведение читал взахлеб сам А.С. Пушкин и даже делал попытки подражать французскому автору, сочиняя «Руслана и Людмилу». Но позже, немного повзрослев, Светило русской поэзии пересмотрел взгляды и счет ранее нравившееся произведение весьма дурным.

В творчестве Вольтера нашлось место и философской прозе, которая была в то время бескрайне популярна. Приключенческие истории переплетались с вопросами о переназначении бытия, могуществе человека, силе оптимизма и противостоянии ему пессимизма.

Произведения носят запоминающиеся и яркие названия. Одним из которых является «Простодушный» — роман-воспитание, вмещающий в себя лирику и философию. Сюжет строится на типичном персонаже – благородном дикаре а-ля Робинзон Крузо эпохи Просвещения, который ярко демонстрирует врожденную нравственность человека до его знакомства с цивилизацией.

Нельзя обделить вниманием и самую цитируемую в мире книгу под авторством Вольтера — «Кандид, или Оптимизм» (написанная в 1759 году), книгу по праву можно назвать мировым бестселлером. Своего часа это творение долго ожидало, так как было запрещено из-за вульгарности и непристойности. По непонятным причинам, Вольтер не считал это произведение удачным, и иногда отрицал свое авторство.

Абсурд и гневный сарказм – так коротко можно дать рецензию всей книги. Приключения и события придуманы таким образом, что не оставляют читателю другого выбора, как осуждать общество и смеяться над правительством и церковью. По объективным причинам книгу внесли в черный список от лица Римско-католической церкви. Но это никак не повлияло на высокий читательский интерес, а может, даже и усилило его.

По воле судьбы Вольтеру было суждено вернуться в Бастилию еще раз. Холодные стены, запах, одиночество и единение с мыслями – в жизни писателя случилось дежавю. Виной этому стало дерзкое слово в адрес шевалье де Рогана, который в свою очередь высмеял псевдоним писателя, аргументируя это желанием скрыть бедное происхождение. Вольтер недолго раздумывал и дал ответ, из которого следовало, что его ждет слава, а обидчика забвение. За проявленную дерзость лакей де Рогана беспощадно исколотил писателя. Эта история разбудила в Вольтере чувство справедливости и навсегда укрепила отвращение к предвзятости в любом ее проявлении. По приказу короля Вольтер был направлен в Англию.

Государственный строй Англии того времени радикально отличался от консервативной Франции с ориентирами на монархию. Это поразило писателя и вновь вдохновило. Здесь же Вольтер завел полезные знакомства с английскими философами, утверждающими, что для того чтобы обратиться к Богу, человеку вовсе не обязательно прибегать к церкви.

Впечатления о мысли, возникшие на фоне путешествия по Англии, французский философ отразил в трактате «Философские письма», поддержав в нем учения Джона Локка и негативно оценив материалистическую философию. Основные идеи «Философских писем» — равенство, уважение к собственности, безопасность и свобода. Интересно, что Вольтер никогда не отрицал возможности жизни после смерти, но при этом никак не освещал это в своих произведениях.

Зато над вопросом человеческой свободы автор размышлял наглядно и громко, за что Людовик XV, прочитав трактат, дал приказание сжечь труд Вольтера, а непослушного автора отправить в Бастилию. Оказаться в Бастилии в третий раз было равно смерти, поэтому Вольтер бежит в Шампань, где его ждет возлюбленная.

Несмотря на то что Вольтер на протяжении всей жизни критиковал устройство церкви, атеистом себя не считал и не поддерживал его пропаганду.

Личная жизнь

В свободное от творческой деятельности время Вольтер предпочитал играть в шахматы, а не устраивать личную жизнь. Целых 17 лет его соперником был иезуит отец Адам, живший в доме Франсуа-Мари Аруэ.

Возлюбленная, муза и вдохновительница Вольтера — маркиза дю Шатле. Эта девушка была влюблена в физику и математику. Ей довелось работать над переводом колоссального труда  самого Исаака Ньютона.

К тому времени Эмили была замужем, но утверждала, что начинать выполнять обязательства перед мужем нужно только после рождения детей. А так как их пока не было, она, действуя в рамках приличия, крутила романы с романтическими математиками и не менее утонченными физиками.

Вольтер с Эмили дю Шатле

Знакомство с Вольтером состоялось в 1733 году, а в 1734 красавица, обеспокоенная преследованием возлюбленного, спасла его. В качестве убежища послужил полуразрушенный замок ее мужа. Именно там Вольтер провел пятнадцать лет, туда возвращался из долгих поездок.

У влюбленных было общее увлечение. Вместе они любили поломать голову над сложными математическими задачами и формулами. А осенью 1749 года Эмили не стало. Роды были очень тяжелыми, и спасти красавицу не удалось. Вольтер впал в отчаяние, он понимал, что навсегда потерял единственную любовь своей жизни.

Мало кому известно, что этот человек был очень богат. Познакомившись в молодости с банкирами, он научился инвестировать капиталы. К сорока годам Вольтер разбогател: он выделял средства на покупку кораблей, покупал дороги картины и скульптуры, имел собственное гончарное производство.

Смерть

Популярность Вольтера не угасала до последних дней жизни. Старца мечтали посетить многие современники, но удавалось это не всем. Философу приходилось скрываться от французских королей, но все же перед смертью он вернулся на родину.

Памятник Вольтеру в Фернее

Скончался творец в 83 года. Тело его покоится в национальной усыпальнице в Пантеоне (Париж).

Интересные факты

  • Вольтера можно считать основоположником вегетарианства. Неоднократно он выступал против причинения вреда и боли животным. По его словам, только глупый человек может считать, что у животных нет чувств. Несмотря на то что огласке он этого не придавал, мясо старался не употреблять в пищу.
  • Зависимостью мыслителя был кофе. Неудивительно, что писателю удавалось работать по восемнадцать часов в день. Делать это без бодрящего напитка было практически невозможно. В день Вольтер мог выпить до 40 чашек.
  • Не секрет, что автор был мастером иронии. Когда спросили, над кем или чем он не стал бы иронизировать, ответ был дан таков: «Если только над собой».
  • Когда философу задавали вопросы на религиозную тематику, он старался не давать категорических заявлений, чем интриговал многих. Чаще он говорил, что с Богом знаком, здоровается, но не разговаривает.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии