Уильям Блейк — английский поэт, художник и гравёр, чьё творчество, неоценённое во времена его жизни, стало известным как важный этап в истории поэзии и изобразительного искусства эпохи романтизма. Его жизнь была связана с Лондоном, за исключением короткого периода, проведённого в Фелфаме.
Несмотря на то, что в своё время Блейка считали сумасшедшим, более поздние критики высоко оценили его творчество за его экспрессивность и глубокий философский и мистический смысл. Его картины и стихи часто описывают как романтические или предвосхищающие романтизм. Блейк был приверженцем Библии, но выступал против Церкви Англии.
Уильям Блейк появился на свет 28 ноября 1757 года в Сохо, одном из районов Лондона, в семье торговца Джеймса Блейка. Он был одним из семи детей в семье, причём двое из его братьев и сестёр скончались в раннем детстве. До десяти лет Уильям обучался в школе, где освоил основы чтения и письма, после чего продолжил образование дома под руководством матери Кэтрин Блейк, урождённой Райт. Родители были приверженцами протестантизма — они принадлежали к общине диссентеров из Моравской церкви, однако Уильяма крестили в англиканской церкви Святого Иакова на Пикадилли. Библия оказала значительное влияние на мировоззрение Блейка на протяжении всей его жизни, став главным источником его вдохновения.
С детских лет Блейк проявил интерес к искусству, начав с копирования греческих сюжетов, которые его отец покупал для него. Влияние таких мастеров, как Рафаэль, Микеланджело, Мартен ван Хемскерк и Альбрехт Дюрер, заложило у него любовь к классическим формам. На основе количества приобретаемых родителями картин и книг в качественных переплётах можно сделать вывод о временном благосостоянии семьи. По мере взросления интерес к живописи только усиливался, и родители, опасаясь бурного характера Уильяма и сожалея о том, что он не продолжил школьное образование, отправили его на уроки живописи, где он изучал только то, что его интересовало.
4 августа 1772 года Блейк начал семилетнюю стажировку у гравёра Джеймса Бесайера на Грейт Куин-стрит. По окончании этого срока, достигнув 21 года, он стал профессиональным гравёром. Хотя серьёзных конфликтов или недопониманий между ними не было, биограф Блейка Питер Акройд упоминает, что Блейк временно добавил Бесайера в список своих соперников в искусстве, но вскоре исключил его. Причиной этому было устаревшее, по мнению Блейка, направление в стиле гравировки, которому его обучал Бесайер, что могло негативно сказаться на развитии его навыков и будущем признании.
На третьем году обучения Бесайер отправил Блейка в Лондон для копирования фресок готических церквей, возможно, это было сделано для того, чтобы обострить конфликт между ним и другим учеником Джеймсом Паркером. Опыт работы в Вестминстерском аббатстве значительно повлиял на формирование его собственного художественного стиля и идей. Впечатления от восковых фигур, военных доспехов и изображений поминальных служб в аббатстве, сменяющиеся на фоне ярких красок, оставили глубокий след в его творчестве. Однажды его зарисовки прервали студенты Вестминстерской школы, один из которых так досаждал Блейку, что тот столкнул его со строительных лесов.
8 октября 1779 года Блейк стал студентом Королевской академии в Олд Сомерсет-хаусе. Несмотря на то, что обучение было бесплатным, Блейк должен был покупать себе принадлежности и инструменты. В академии он выступал против того, что считал «незавершённым стилем модных художников», особенно против стиля Рубенса, который на тот момент был кумиром первого президента академии Джошуа Рейнольдса. Блейк критиковал Рейнольдса за его попытки найти «единую истину» и «классическое понимание красоты», указывая на его замечания в книге «Рассуждения», где Рейнольдс высоко ценил обобщение и классификацию как триумфы человеческого разума. В ответ Блейк отмечал на полях книги, что обобщение и унификация — признаки ограниченного мышления, а внимание к деталям заслуживает большего внимания.
На первом году обучения в академии Блейк подружился с Джоном Флаксманом, Томасом Стотардом и Джорджем Камберлендом, которые разделяли его радикальные политические взгляды, во многом вызванные событиями американской революции.
В 1788 году, достигнув 31-летнего возраста, Уильям Блейк начал эксперименты с техникой офорта. Он разработал уникальный метод, который окрестил «иллюминированной печатью». Эта техника позволяла одновременно печатать текст и иллюстрации на одном листе, что Блейк использовал для оформления большинства своих поэтических произведений. Таким образом были созданы его знаменитые иллюстрации к Библии. Для создания изображений Блейк наносил текст и иллюстрации на медные пластины кистью или пером, используя кислотоупорный лак. Затем он протравливал пластины в кислоте, удаляя необработанную медь, чтобы получить рельефное клише для высокой печати. Этот метод, который Блейк также назвал «стереотипом», «методом интальо» или «рельефным гравированием», представлял собой значительное отклонение от стандартной техники офорта и впоследствии стал важным коммерческим методом. Перед тем как страницы превращались в книжный том, их вручную раскрашивали акварельными красками, а затем прошивали. Среди произведений, иллюстрированных этим методом, были «Песни невинности и опыта», «Книга Тэль», «Бракосочетание рая и ада» и «Иерусалим, Эманация Гиганта Альбиона».
В 1800 году Блейк переехал в маленький дом в Фелфаме, в Западном Сассексе, где получил заказ на иллюстрацию произведений молодого поэта Уильяма Хейли. В этом доме он работал над книгой «Мильтон: Стихотворение», работа над которой началась в 1804 году и продолжалась до 1808 года. Вскоре Блейк столкнулся с разочарованием в своём новом покровителе Хейли, который, по мнению Блейка, был больше занят бизнесом, чем искусством. В поэме «Мильтон» Блейк выразил своё отношение к Хейли, написав: «Друзья в материальном мире — духовные враги».
Критический момент в отношениях Блейка с властями наступил в августе 1803 года, когда он вступил в конфликт с солдатом по имени Джон Скофилд. Блейка обвинили в нападении и произнесении мятежных высказываний против короля. Однако на суде в Чичестере его признали невиновным, так как фабрикация обвинений была очевидной. В своих работах Блейк часто использовал символику, и в поэме «Иерусалим, Эманация Гиганта Альбиона» Скофилд стал символом умственного ограничения и рабства.
В 1804 году Блейк вернулся в Лондон и начал работу над поэмой «Иерусалим, Эманация Гиганта Альбиона», которая станет его наиболее амбициозным проектом. В это время он также попытался продать гравюры к «Кентерберийским рассказам» Чосера, но из-за своей эксцентричности был отвергнут торговцем Робертом Кромеком, который предпочёл поручить эту работу Томасу Стотерду. Разочарованный Блейк прекратил все отношения со Стотердом и организовал независимую выставку в магазине своего брата. Выставка не пользовалась успехом, и ни одна из картин так и не была продана.
В 1826 году, благодаря посредничеству Джона Линнелла, Уильяму Блейку был предоставлен заказ на создание серии гравюр для «Божественной комедии» Данте Алигьери. Однако, скончавшись в 1827 году, Блейк так и не успел завершить этот амбициозный проект. К моменту его смерти было выполнено лишь несколько акварельных работ и семь пробных оттисков, оставив проект незавершённым.
Иллюстрации Блейка к «Божественной комедии» не следуют тексту дословно, а предлагают критический взгляд на события и персонажей поэмы, иногда представляя их в новом свете и подчёркивая духовные и моральные аспекты произведения. Эти работы вызывают диалог с текстом, иногда даже оспаривая взгляды самого Данте. Например, Блейк критически относился к сцене, где Гомер ведёт своих соратников с мечом, и указывал, что по своим тираническим идеям Данте создал свой мир в «Божественной комедии», не прибегая к помощи Святого Духа. Блейк, возможно, также не разделял восхищение Данте древнегреческой поэзией и его метод раздачи обвинений и наказаний в Аду, что проявляется в мрачном юморе некоторых частей поэмы.
Несмотря на это, Блейк разделял с Данте недоверие к материализму и общий протест против коррумпированной природы власти. Он находил удовлетворение в возможности передать своё личное видение атмосферы произведения через визуальное искусство. Даже ощущение приближающейся смерти не могло отвлечь его от работы. По преданиям, один из последних шиллингов Блейк потратил на покупку карандаша, чтобы продолжить работу над своими эскизами к Аду Данте, демонстрируя его полное погружение в творчество до последних дней жизни.
В 1782 году Уильям Блейк встретил двух значительных людей в своей жизни: Джона Флэксмена, который впоследствии стал его патроном, и Кэтрин Буше, которая вскоре стала его супругой. В то время Блейк переживал после тяжёлого разрыва, кульминацией которого стало отклонение его предложения руки и сердца другой женщине. Он поделился этой историей с Кэтрин и её родителями, после чего спросил у Кэтрин, жалко ли ей его, на что она ответила утвердительно. Тогда Блейк признался в любви к ней.
18 августа 1782 года Уильям и Кэтрин поженились в Церкви Святой Марии в Баттерси. Кэтрин, не умея писать, оставила на свидетельстве о браке крестик вместо подписи. Этот документ до сих пор можно увидеть в церкви, где между 1976 и 1982 годами было установлено памятное витражное окно в их честь. Блейк не только научил Кэтрин читать и писать, но и освоить искусство гравюры. Это стало началом их совместной творческой работы и крепкого семейного союза.
Кэтрин стала не только любимой женой, но и незаменимой помощницей, поддерживая Уильяма во времена его многочисленных неудач и вдохновляя его на создание произведений. Она также активно участвовала в процессе печати его иллюстраций, раскрашивая оттиски книг его стихов.
Брак Блейка и Кэтрин был прочным и гармоничным и продолжался до конца жизни художника. Несмотря на «бурное время» первых лет брака, как описывает биограф Гилкрист, некоторые биографы упоминали предположение о том, что Блейк мог следовать принципам Сведенборгийского общества, включая возможность привлечения любовницы, но эту теорию впоследствии отвергли как необоснованную. Стремление к рождению ребёнка омрачалось горем: их единственный ребёнок, Тэль, упомянутый возможно в «Книге Тэль», умер вскоре после рождения.
В последние годы жизни Уильям Блейк проживал на Фаунтан Коурт, расположенном недалеко от Стрэнда, в здании, которое позже было разрушено при строительстве гостиницы Savoy. В день его смерти Блейк усердно работал над иллюстрациями к произведениям Данте. Согласно свидетельствам, в последние моменты он прекратил работу и обратился к своей жене Кэтрин, которая сидела рядом на кровати, утешая её. Он попросил её замереть, чтобы нарисовать её портрет, восклицая, что она всегда была для него ангелом. Завершив портрет, который, к сожалению, не сохранился до наших дней, Блейк отложил кисти и начал петь гимны и стихи. Он умер вечером того же дня, заверив жену, что они будут вместе вечно.
Кэтрин оплатила похороны Блейка средствами, одолженными у Линнелла. Блейк был похоронен на кладбище для диссентеров в Банхилл Филдс, где также находятся могилы его родителей. Через пять дней после его смерти, накануне 45-летия их свадьбы с Кэтрин, состоялись его похороны. Среди присутствующих были Кэтрин, Эдвард Калверт, Джордж Ричмонд, Фредерик Тейтэм и Джон Линнелл. После смерти Блейка Кэтрин переехала к Тейтэму и работала там экономкой. Она утверждала, что часто видела призрак своего мужа и консультировалась с ним по вопросам его творческого наследия.
После смерти Кэтрин её рукописи Блейка были переданы Фредерику Тейтэму, который уничтожил те из них, которые считал еретическими или чрезмерно политическими. Некоторые работы Блейка также были уничтожены из-за их сексуального содержания.
Местонахождение могилы Уильяма Блейка было утеряно на долгое время и только благодаря усилиям Кароль и Луиша Гарриду из Португалии, могила была обнаружена после 14 лет поисков. Общество Блейка установило на могиле плиту с надписью и отрывком из его поэмы «Иерусалим», и плита была торжественно открыта 12 августа 2018 года.
Уильям Блейк, чьи работы оставались незамеченными на протяжении десятилетий после его смерти, вновь обрёл признание благодаря усилиям Александра Гилкриста, начавшего писать его биографию в 1860 году. Блейк стал рассматриваться как один из предшественников викторианской сказочной живописи, особенно его влияние можно увидеть в работах Джона Анстера Фицджеральда.
В XX веке Блейк получил широкое признание благодаря исследованиям таких учёных, как Сю Фостер Деймон, Джеффри Кейнс, Нортроп Фрай, Дэвид Эрдман и Г. Е. Бентли младший. Его идеи оказали значительное влияние на модернистов и сюрреалистов, а также на множество композиторов, включая Бенджамина Бриттена и Ральфа Воан-Уильямса.
Ирландский поэт Уильям Батлер Йейтс не только издал собрание сочинений Блейка в 1893 году, но и написал несколько исследовательских работ о нём. Блейка также считают предшественником идей Карла Юнга и Зигмунда Фрейда в области психоанализа, хотя Юнг рассматривал работы Блейка скорее как художественные продукты.
Блейк оказал влияние на поэтов-битников 1950-х годов и на субкультуру 1960-х, включая Аллена Гинсберга, Боба Дилана и Джима Моррисона. Филип Пулман заимствовал некоторые из главных идей для своей трилогии «Тёмные начала» из «Бракосочетания Рая и Ада» Блейка. Также его стихи были положены на музыку многими известными композиторами.
В культуре память о Блейке увековечена в различных формах, включая кинематограф и видеоигры. Его идеи и образы находят отражение в таких произведениях, как фильм «Мертвец» Джима Джармуша и цикл «Многоярусный мир» Филиппа Хосе Фармера. Норвежская группа «Ulver» выпустила альбом, написанный на стихи из поэмы Блейка «Бракосочетание Рая и Ада».