Александр Белявский — биография
Александр Белявский – актёр театра и кино, заслуженный деятель культуры в Польше, стал знаменитым благодаря роли рецидивиста Фокса в картине Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».
Детство
Родился актёр 6 мая 1932 года в столичной семье Бориса и Любови Белявских. Родители Александра не имели образования, поэтому всеми силами старались, чтобы их дети регулярно посещали школу. Дополнительную помощь по воспитанию детей оказывала бабушка актёра Устинья. Любимым увлечением юного Александра было чтение художественной литературы.
Окончив в 1949 году 468-ю Московскую школу, актёр поступает в Институт цветных металлов и золота на факультет геологии. Удачно окончив высшее образование в 1955 году, он был направлен в Иркутск, где работал несколько лет по специальности в геологической экспедиции. В далёком сибирском городе он впервые сталкивается с театром. Дебютной ролью стало участие в спектакле «Горе от ума» по комедии А.С. Грибоедова, в котором актёр сыграл карьериста Алексея Молчалина. Его игру впервые заметили, и в местной газете «Восточно-Сибирская правда» журналисты даже черкнули пару строк.
Карьерный путь
По возвращении в столицу, актёр продолжал совмещать профессиональные обязанности с актёрской деятельностью, а в 1957 году решил окончательно связать свою жизнь с театром, поступив в училище имени Щукина на курсы Владимира Этуша. Уже летом того же года Александр был приглашён на роль рабочего Николая в кинофильм режиссёра Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине». В 1961 году актёр впервые играет главную роль в приключенческой мелодраме Алексея Мишурина «Спасите наши души» про первое путешествие молодого курсанта мореходки Цимбалюка.
Получив диплом с отличием в 1961 году Александр получает приглашение в московский Театр Сатиры. Играя в постановках и заслужив уважение в сфере театрального искусства, в 1964 году актёр переходит играть в Театр имени Станиславского. На экраны в 64 году выходит картина «Прерванный полёт» от режиссёра Леонарда Бучковского, где Александр предстаёт перед зрителями в образе персонажа Миронова – советского лётчика и любящего мужчины. В том же году снимается в одной из кинематографических новелл картины «Большой Фитиль». Трудоспособности актёра можно позавидовать. Совмещая выступления в театре с многочисленными ролями в кино, Александр не забывает наращивать всё новые связи и плодотворно занимается творческой деятельностью. Для игры в польском кино ему пришлось всерьёз заняться изучением языка.
С 1966 года участвует в постановках Государственного драматического театра киноактёра. Александр был очень галантен и симпатичен женскому полу. Именно из-за его внешности, режиссёры практически не давали актёру отрицательные роли. Возможно, поэтому он сыграл рецидивиста настолько убедительно, что зрители просто влюбились в его персонажа. После в творческой биографии актёра началась эпоха кинематографических ролей, которым он уделял большую часть своего времени.
В 1965 году он появляется в фильме Сергея Микаэляна «Иду на грозу» в образе геофизика Сергея Крылова. В 1966-м снимается в военной драме Антона Тимонишина «Их знали только в лицо», известного своими натуралистичными съёмками в изображении катастроф в море. В том же году актёр играет роль советского капитана по фамилии Павлов в известном сериале польского производства «Четыре танкиста и собака». Помимо польских проектов Александр за многие годы своей кинокарьеры был задействован и на других территориях за пределами советского союза: ГДР, Корее, Франции, Финляндии, Чехословакии, США.
В 1966 году снялся в драматической ленте Марлен Хуциева «Июльский дождь», повествующем о переоценке семейных ценностей. В историческом остросюжетном фильме про события 1920 года «Таинственный монах» актёр играет роль поручика Стронского. А в 1968 году на больших экранах появляется ещё один фильм с его участием «24-25 не возвращается». Это криминальная история от режиссёров Алоиз Бренч и Ростислава Горяева про будни следовательской практики.
В 1971-м снялся в комедийном проекте «Факир на час». А в 1973 году выступил под псевдонимом Василия Шельга в мини-сериале Леонида Квинихидзе «Крах инженера Гарина» по мотивам романа Алексея Толстого. В 1975 году на экраны выходит бессмертная кинолента Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», в которой Александр играет одного из заядлых любителей новогодней бани.
Помимо съёмок в кино, актёр участвует в телевизионных проектах развлекательного жанра: в роли ведущего в «Кабачке 13 стульев» и программе «Белый попугай». Также известен по своим дубляжам. Он озвучивал популярного британского комедианта Бенни Хилла и множество других заграничных персонажей.
На 70-е годы в карьере Александра был заготовлен целый перечень кинокартин, в которых он так либо иначе был задействован. Это и комедия «100 грамм для храбрости», многосерийный криминальный фильм «И снова Анискин», драматическая картина Игоря Таланкина «Отец Сергий» и конечно же самая знаменитая и запоминающаяся роль Александра в телевизионной повести Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Именно благодаря последней Александра стали чаще узнавать на улицах города, а в среде критиков его талант передавать характер персонажа оценили по достоинству.
Белявский старался поменьше играть однотипные роли, чтобы его образ не зациклился на одном уровне. Это дополнительно подогревало личный интерес к сьёмкам и давало возможность целенаправленно развиваться как в кинематографии, так и в документальных шоу-проектах. Его голос звучал за кадром не только иностранных фильмов, но и мультипликационных картин.
Восьмидесятые годы не стали исключением, и в копилку Александра добавился довольно внушительный список из кинопроектов. «В начале славных дел» и «Юность Петра» – исторические драмы совместного производства ГДР и СССР о царствовании Петра Первого, комедия Бориса Бушмелёва «Зудов, вы уволены!», военная картина об освобождении Северной Кореи в 1945 году «Секунда на подвиг», криминальное кино 1988 года «Следствие ведут знатоки», одна из лучших комедий Гайдая «Частный детектив, или операция Кооперация» 1989 года, в которой Александра запомнили, как майора Кронина.
Несмотря на развал союза, в жарких 90-х актёр не теряет свою популярность и накапливает опыт игрой второстепенных персонажей в фильмах комедийных, исторических и детективных жанров. Это и роль председателя райисполкома Мирова в трагикомической истории Рязанова «Небеса обетованные», участие в съёмках криминальной картины Тимофея Спивака «Вопреки всему» 1993 года, роль судьи де Бори в совместном проекте США и России «Маркиз де Сад» и полюбившийся персонаж начальника ФСБ в сериале «Досье детектива Дубровского», главную роль в котором исполнил Николай Караченцов.
В конце девяностых актёр решает вернуться к театральной деятельности и сыграть в нескольких постановках. А в 1999 году на канале РТР прошла телепередача «На здоровье», где Белявский выступил ведущим. Среди последних работ актёра можно отметить роль контр-адмирала в нашумевшей комедии «ДМБ», игру в сериалах «На углу у Патриарших» и «Бригада», а также роль преступного лидера по кличке «Король» в боевике Егора Кончаловского «Антикиллер».
Впечатления о съёмках «Место встречи изменить нельзя»
На фоне истории об особенностях работы уголовного розыска Белявский играл роль бандита, одну из немногочисленных отрицательных ролей. Его персонаж по кличке Фокс пользовался заслуженным уважением среди подельников, был красив и статен. В часы досуга он успешно соблазнял женский пол, а в минуты кульминации не знал жалости и страха.
Александру было очень интересно играть столь харизматичного персонажа из мира криминала. Организация с названием «Черная кошка» была создана по прототипу реально существующей группировки «Банда высокого Блондина», которая располагалась в Подмосковном городе Красногорск. По словам следователей МУРа, фильм с точностью отображал бытовые будни милиционеров и элементов преступного мира послевоенного времени.
Личная жизнь
Белявский дважды за свою жизнь связывал себя узами брака. Первый раз ещё в 1955 году его избранницей стала Валентина Викторовна. Впоследствии у них родился малыш, которого молодая пара назвала Борисом. К сожалению мальчику не удалось дожить и до трёх лет: он случайно утонул в речке. Чтобы закрыть душевную травму Александр соглашается на приёмного сына по имени Андрей. Но судьба и тут сыграла свой злой рок, в возрасте двадцати лет Андрей выпал из окна многоэтажного дома и погиб. В 1976 году Валентина родила актёру дочь Надю.
Второй женой актёра стала Людмила Тихоновна 1950 года рождения. В 2003 году, когда Александр был уже в солидном возрасте, его жена родила дочь по имени Александра, в честь отца. Спустя некоторое время после этого события Белявский перенёс инсульт. Это сильно подорвало его культурную деятельность, так как вновь пришлось учиться обыденным вещам: передвигаться и разговаривать.
Загадочные обстоятельства смерти
Вынужденные страдания по поводу того, что он не может обеспечить семью, сказались на психике актёра. Преодолевая болезнь, он старался хранить в себе стойкость и уверенность в завтрашнем дне. Он боролся до последнего, пока в 2012 году в прессе не прозвучала страшная новость: 8 сентября Белявский выпал из окна пятого этажа.
При расследовании дела у криминалистов возникали некоторые вопросы. Александр на то время плохо передвигался, а проживал на втором этаже дома. Отчего ему и вменили самоубийство, ведь для этого актёру пришлось специально подняться по лестнице. Хотя бытует мнение, что в его смерти повинна всего лишь случайность. Актёра кремировали и захоронили на Кузьминском кладбище.
Его непостижимый талант и великую жажду творческих знаний будут ещё долго обсуждать современники, а заслуги в культурных кругах нескольких государств останутся на пьедестале почёта навсегда.
Избранная фильмография
- 1957 — Рассказы о Ленине
- 1963 — Это случилось в милиции
- 1969 — Главный свидетель
- 1978 — Ралли
- 1988 — Происшествие в Утиноозёрске
- 1992 — Три августовских дня
- 2001 — Антикиллер
- 2002 — Бригада
- 2008 — Поцелуй не для прессы