Александр Соловьёв — биография
Александр Соловьёв – советский режиссер, актер театра и кино. Снял фильм «По Таганке ходят танки…», снимался в картинах «Зеленый фургон», «По данным уголовного розыска» и других. Родился в 1952 году.
Александр Соловьёв родился в Дагестане в августе 1952 года и чуть не умер сразу после рождения, поскольку оказался недоношенным. Мальчик был маленьким и весил всего полтора кг, потребовалось много времени, чтобы выходить его и поставить на ноги.
Его мама укутывала в тёплый пуховой платок и выносила на свежий воздух, качая в руках, а прохожие считали, что это обычная кошка — настолько миниатюрным было создание, завернутое в шаль.
Детство и первые шаги в творчестве
К сожалению, жизнь и, в частности, детство будущего артиста нельзя назвать благополучными. Его отец, как считается, имел проблемы со спиртным, хотя семья была вполне интеллигентной — оба родителя являлись преподавателями. Впоследствии отец так и не смог побороть алкогольную зависимость и очень рано умер. Так получилось, что его тело нашли почти через месяц. Александр тоже присутствовал при этом, и страшное зрелище потом мучило его всю жизнь. Отчасти актёр и сам повторил трагическую биографию своего отца.
Вскоре после рождения родители переехали из республики Дагестан в северный город Норильск, где вы провели немало лет. Когда Александр закончил в школу, то отправился в Москву с твердым намерением поступить в один из лучших театральных институтов, ГИТИС, что ему и удалось буквально сразу.
Возможно, через всю жизнь пронес он нелегкий отпечаток судьбы своих родителей. Ведь они оказались на Кавказе, а впоследствии на севере не по своей воле. Они были потомками репрессированных москвичей. Но к моменту взросления Александра репрессивная машина в СССР замедлила ход, и юноша без тени сомнения отправился на свою малую родину в Москву. Он учился в ГИТИСе вместе с Игорем Костолевским, Александром Фатюшиным, успешно закончил театральное заведение и был приглашен в театр имени Маяковского.
Хочу, чтобы всем было весело…
Детская непосредственность сохранилась в нём на всю жизнь. Как вспоминал артист, с детства он мечтал об актерской карьере и не видел себя ни в какой другой ипостаси. Он очень увлекался цирком, любил клоунов, его кумиром был Олег Попов. Неудивительно, что особенно удавались ему прекрасные роли в детско-юношеских фильмах, наполненных романтикой. Он безупречно вписался в такой формат.
Проработав год в театре имени Маяковского, начинающий актер перешел в Центральный детский театр, прослужив там верой и правдой более 10 лет. Он был одним из лучших артистов детского театра, найдя свою нишу.
До этого в театре имени Моссовета он тоже играл в спектаклях, но на тот момент времени там уже сложился свой костяк сильных актеров: Армен Джигарханян, Александр Лазарев, Евгений Леонов. Молодому дебютанту доставались лишь второстепенные роли, а вот в Центральном детском театре он стал настоящей звездой.
Коллеги вспоминают, что нрав у артиста был непростой и даже дерзкий, что, впрочем, неудивительно для талантливых, ярких творческих личностей. Им нелегко приходится в жизни, и окружающие далеко не всегда могут подобрать к ним ключик. Но как впоследствии вспоминал известный режиссер Владимир Мотыль, в советском кинематографе только единицам артистов удалось отстоять свою творческую независимость. Среди этих счастливчиков Олег Даль, Владимир Высоцкий и Александр Соловьёв.
И действительно, актёр не умел лукавить, не старался выглядеть образцовым на экране, воплощая безупречные образы советских героев. Даже в положительные роли он привносил нотку свойственной ему дерзости и непокорности. Равно как и отрицательные герои у него получались не столь однозначно плохими. Он был искренен и филигранно демонстрировал это через свои яркие, создаваемые на сцене и в кино образы.
Успешный кинодебют и успех
К подавляющему большинству артистов настоящий успех приходит с кинематографом. Особенно это актуально для советских талантов. Телевидение для зрителей было единственной отдушиной, которую они могли себе позволить. Каждый советский художественный фильм воспринимался как праздник, и люди с удовольствием усаживались всей семьёй у экранов телевизоров.
Александр Соловьёв словно создан был для кинематографа. Огромные голубые глаза, мужественные черты лица и безмерное обаяние свело с ума практически всех женщин Советского Союза.
Есть и роли, которые можно считать визитной карточкой в биографии актера. Например, «По данным уголовного розыска». В этой работе он примерил на себя военную форму, что безумно было к лицу актёру. Именно этот фильм сделал его знаменитым. Картина повествует о Великой отечественной войне и о том, как на фоне кровавых военных событий продолжали добросовестно выполнять свой долг следователи и сотрудники милиции, успевая раскрывать и бытовые преступления, ловить бандитов и грабителей.
Затем последовали не менее успешные шедевры: «Дамы приглашают кавалеров», «Адам женится на Еве» и конечно же, знаменитый «Зеленый фургон», «Борис Годунов».
Пик творческой активности и востребованности у режиссеров пришелся на 80-ые годы, а затем начался плавный спад. К сожалению, это случилось из-за сокращения финансирования и из-за того, что до развала большой страны оставалось всего несколько лет.
Несомненно, Александр Соловьёв был актером советского формата, а, зная его бескомпромиссный и дерзкий характер, можно не сомневаться, что если бы он не ушел из жизни так рано, то вряд ли бы согласился мелькать в многочисленных однотипных сериалах и проходных фильмах.
В конце 80-ых годов начался застой его творчества, да и у самого актера возраст уже приближался к 40 годам. Он чувствовал, что все меньше остается возможностей для получения хороших, фундаментальных ролей, где удастся проявить себя во всей своей мощи.
Режиссерский дебют и переломное время
В Центральном детском театре, узнав о том, что актера всё меньше приглашают сниматься в кино, не торопились компенсировать это, предлагая интересные театральные роли. Актер постепенно становился предоставленным сам себе. Но надо отдать ему должное, что он не опустил руки и не выпрашивал роли у режиссеров кино и в столичных театрах. Он пустился в свободное плавание и решил попробовать себя в режиссерской деятельности. Хотя успел снять всего лишь один фильм.
Так, в 1991 году он снял картину «По Таганке ходят танки», а через две недели после окончания съемок в Москву действительно вошли танки, поскольку совпал этот период с августовским путчем. Съемки закончились буквально перед этим событием. Александр Соловьёв горько шутил, что он напророчил своим фильмом трагические события. Действительно, актёры и другие творческие люди очень интуитивны, и часто они своим творчеством выступают в качестве пророков современного общества.
Эта картина характеризуется соединением нескольких стилей: драма, фантастика, криминальная комедия. Интересно, но для съемок артист со свойственной ему энергией организовал даже реальный проезд танков по столичным площадям, чем удивил многих горожан.
90-ые годы, пожалуй, стали самыми непростыми для беспокойного гения. Из-за невостребованности в театре и кино он впал в депрессию. На глазах рушился советский кинематограф, когда-то казавшийся вечным. Актёры массово оставались за бортом, и хорошо, если они могли выйти на пенсию. А Александру и его поколению повезло, пожалуй, меньше всех. Он уже был уже немолод, чтобы рассчитывать на востребованные роли молодых героев, но и до пенсии ему оставалось далеко.
Он пристрастился к алкоголю, но, к счастью, у него хватило разума, мудрости и самообладания, чтобы понять, что алкоголь не выход, а, напротив, тупик и путь в никуда. Он проходил лечение в одном из санаториев на юге. Кстати, пребывание в этом санатории обернулось его встречей с Ириной Печерниковой, которая и стала его последней любовью в жизни.
Личная жизнь
Всего у актёра за плечами было 3 брака. Первый раз он женился в студенческие годы, когда влюбился в Людмилу Радченко, с которой вместе учился в ГИТИСе. Людмила и Александр стали родителями уже в 1972 году, когда будущей звезде было 20 лет и он только начинал свою актерскую карьеру. У него родился сын Александр.
Впоследствии он тоже выбрал актерскую стезю, но параллельно увлекся и восточными единоборствами, прекрасно проявив себя в них и даже заслужил чемпионские титулы в Европе. Во многом тематика восточных единоборств нашла отражение и в его картинах. Он выступил в качестве режиссера, актера, каскадера, снял много интересных боевиков.
Этот брак, однако, оказался довольно скоротечным. Прожил примерно 3 года, пара рассталась.
Александр влюбился в Людмилу Гнилову, известную актрису дубляжа. Она была старше его, никогда не считала себя красавицей, и многие не понимали, что такой красавчик с бездонными голубыми глазами нашел в Людмиле. К тому же, на тот момент она была замужем. Но Александр настойчиво ухаживал, и в итоге Людмила сдалась.
Влюблённые ушли от своих вторых половинок и поженились. У пары родился еще один сын Михаил, который тоже стал артистом. Вместе с Людмилой они прожили довольно долго, более 15 лет. А затем, в самом начале 90-ых, артист находился на лечении алкогольной зависимости в санатории и там произошла его встреча с Ириной Печерниковой, о которой упоминалось выше.
Когда Михаилу исполнилось 18 лет, артист окончательная разошелся с Людмилой и ушёл к Ирине. Внешне они казались абсолютно счастливыми, понимали друг друга с полуслова. Их во многом объединила нелёгкая судьба, ведь Ирина так же, как и Александр страдала от творческой невостребованности и желала избавиться от пристрастия к алкоголю. К сожалению, им удалось прожить только 3 года, актёр трагически погиб в конце декабря перед наступлением 2000 года.
Трагедия заключалась в том, что умер он от черепно-мозговой травмы и милиции так и не удалось выяснить, кто совершил нападение. Александр долгое время просто лежал на улице и был без сознания. Потом приехала милиция и оформила его как неопознанного пациента. И только по счастливой случайности через какое-то время один из служителей порядка признал в нём известного артиста. К сожалению, выйти из комы ему так и не удалось. Его прах был захоронен в колумбарии в закрытой секции на Ваганьковском кладбище.
Избранная фильмография
- 1970 — Город первой любви
- 1980 — Дамы приглашают кавалеров
- 1982 — Место под солнцем
- 1986 — Борис Годунов
- 1988 — Случай в аэропорту
- 1992 — Арбитр
- 1993 — Я сама