Андрей Николаевич Болконский – один из главных героев романа Льва Толстого «Война и мир».
В исторических исследованиях не найдено точных прототипов героя романа Льва Толстого Андрея Болконского. Это собирательный образ, не лишённый индивидуальных черт, изумительно поданный Вячеславом Тихоновым в киноверсии Сергея Бондарчука.
Князь Андрей Николаевич Болконский, будучи сыном именитого и знатного отца, становится участником Отечественной войны 1812 года. Существенное нравственное значение для Андрея имеет жизнь и судьба его сестры, княжны Марьи Болконской. Мать героя, судя по всему, умерла, когда он был совсем маленьким. По мере развития событий Андрей Болконский становится лучшим другом ещё одной ключевой фигуры романа, Пьера Безухова.
Андрею Болконскому на первых станицах романа ориентировочно – 27 лет, поскольку в третьей главе второго тома им произносится фраза: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год».
Болконский умён, начитан, обладает хорошей памятью. Он бывает в светском обществе ради соблюдения устоявшихся приличий, но не любит его за пустоту и лицемерие. Первое его появление в романе происходит в модной гостиной Анны Павловны Шерер, куда он приезжает с беременной женой Лизой.
С наступлением войны 1905 года Болконский, который считает своим призванием служение Отчизне, отправляется на передовую адъютантом штаба главнокомандующего князя Михаила Кутузова. Герой проявляется как исполнительный и надёжный офицер, и главный полководец Кутузов выделяет его из числа офицеров штаба. Кроме того, имеет значение то, что жена Болконского приходилась племянницей главнокомандующему.
Болконский принимает участие в Аустерлицком сражении, получает ранение в голову и попадает во французский госпиталь. Семья считает его убитым. Ему удаётся вернуться в родное имение в Лысых Горах, где именно в этот момент его жена тяжело рожает и умирает у него на глазах. Достаточно равнодушный к своей супруге, слывший гордым, сдержанным и даже жёстким в глазах окружающих, после этих событий Болконский смягчается. В этот период его хорошим близким другом становится Пьер Безухов. Оставив военную службу, Болконский берётся за законодательную работу, сходится с Сперанским и другими видными деятелями того времени, потом, правда, разочаровывается в своих новых знакомцах. Он возвращается в свет и на одном из балов теряет голову от юной Наташи Ростовой. В глазах девушки Андрей выглядит отличным высоконравственным человеком. Старшему Болконскому не нравится скоропалительное решение сына о женитьбе, да и невеста на его взгляд простовата. Сделав предложение, Андрей по настоянию отца на год уезжает за границу. Незадолго до возвращения он получает письмо от невесты, в котором она сознаётся, что увлечена красавцем Анатолием Курагиным и их брак невозможен. Это становится тяжёлым ударом для героя и он, так и не решившись на дуэль с соперником, целиком посвящает себя службе. Прежде чем отправиться служить в Западную армию, Болконский уезжает в Турцию.
С началом войны против Наполеона Болконский просит перевести его снова на передовую, его назначают командиром егерского полка, и он становится участником Бородинского сражения, унёсшего тысячи жизней с обоих сторон. Он получает смертельное ранение в живот. В лазарете, оказавшись рядом с Кулагиным, которому ампутируют ногу, Болконский прощает своего недавнего соперника. Он также готов простить Наташу, которая молит о прощении, понимая, что всё ещё любит своего Андрея. Но ранение не оставляет ему шансов на жизнь, и он, находясь на попечении Ростовых, умирает на руках Наташи и своей сестры Марьи.
Семилетний сын Болконского Николенька остаётся под присмотром княжны Марьи.
В фильме американского режиссёра Кинга Видора, вышедшего в 1956 году, главные роли исполняли: Наташу Ростову – Одри Хёпберн, Князя Андрея Болконского – её супруг Мел Феррер, Пьера Безухова – Генри Фонда. Изначально на роль Безухова приглашался Марлон Брандо, но он за что-то невзлюбил Хёпберн и отказался. Сама Хёпберн, только что собравшая лавры после «Римских каникул», хотела бы видеть в роли Безухова Питера Устинова, продюсер же пытался уговорить Грегори Пека. Генри Фонда совершенно не подходил по возрасту, но его привлёк значительный гонорар.
Съёмки проходили в Италии – в Риме, Фелонике и Пинероло. Музыку к фильму сочинил Нино Рота. Хёпберн в этом фильме была восхитительна. Но события фильма можно было бы соотнести с абсолютно любой страной, не обязательно с Россией, и то, что он имеет какое-то отношение к роману Льва Толстого, можно лишь догадываться.
Тем не менее фильм номинировался на три премии «Оскар», на две премии BAFTA и на четыре премии «Золотой глобус», одну из которых он всё-таки получил как лучший зарубежный фильм на иностранном языке.
Съёмки четырёхсерийного художественного фильма «Война и мир» велись шесть лет (в 1961 году началась работа над сценарием), стали самым масштабным проектом в истории советского кинематографа двадцатого века и контролировались прямо Министерством культуры СССР. После успеха американского фильма для советских кинематографистов было делом чести снять свой фильм на высшем уровне. Фильм снимался при помощи самой прогрессивной на тот момент широкоформатной технологии. География съёмок была очень обширна – Москва, Смоленская область, Ясная Поляна, Прикарпатье. Для получения исторической достоверности было задействовано 58 музеев страны, свыше 40 предприятий изготавливали реквизит.
Режиссёр Сергей Бондарчук был не только сценаристом (вместе с Василием Соловьёвым) и режиссёром фильма, но и взял на себя роль Пьера Безухова, ради которой ему пришлось поправиться на десять килограмм.
На роль Наташи Ростовой претендовало несколько актрис: Анастасия Вертинская, Лариса Кадочникова, Наталья Фатеева и Людмила Гурченко, но Бондарчук совершенно неожиданно выбрал выпускницу Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой Людмилу Савельеву.
На роль Болконского также пробовались многие звёзды советского экрана. Бондарчук хотел взять на эту роль Иннокентия Смоктуновского, но тот был занят на съёмках «Гамлета» Григория Козинцева. По настоянию министра культуры Екатерины Фурцевой Андреем Болконским стал уже завоевавший популярность Вячеслав Тихонов. Природная холодность и аристократизм делали его самой подходящей кандидатурой на эту роль.
Одни считали достоинством фильма, другие – недостатком то, что он буквально следует букве романа. Несомненным достоинством картины стали батальные сцены. Для съёмок Бородинского сражения было привлечено 15 тысяч человек, израсходовано 23 тонны взрывчатки, 15 тысяч ручных дымовых гранат, 2 тысячи шашек и 1500 снарядов.
Киноэпопея получила широкое признание. Получив почётные призы нескольких кинофестивалей, она заслужила премии «Оскар» (1969 год), «Золотой глобус» (1969 год) и «BAFTA» (1970 год) за лучший фильм на иностранном языке.
В совместной телеверсии романа Льва Толстого (свои силы объединили Россия, Франция, Германия, Италия и Польша) немецкий режиссёр Роберт Дорнхельм отошёл от конвы произведения не только в плане сюжета, но и в плане внешности героев – он выбрал актёров, совершенно не соответствующих авторскому описанию. На роль Наташи Ростовой была приглашена блондинка с голубыми глазами Клеманс Поэзи. Болконского исполнил итальянский солнечный актёр Алессио Бони, которому не хватило аристократизма Вячеслава Тихонова.
Несмотря на ряд перечисленных отступлений, создателям сериала удалось передать атмосферу романа Льва Толстого.
Экранизация произведения Льва Толстого английским режиссёром Томом Харпермом способствовала популяризации романа в Великобритании. После выхода сериала с полок книжных магазинов стали пропадать книги русского автора.
Съёмки проходили по большей части в России – в интерьерах исторических дворцов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Были идеально подобраны костюмы.
Главные роли исполнили: Лили Джеймс, Пол Дано и Джеймс Нортон. Основное внимание картины сфокусировано на судьбах Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова в их исполнении.
Недовольство критики было направлено на обилие откровенных сцен и добавление новых сюжетных линий. Ещё критиками отмечалось, что сериал сделан холодно, бездушно и в конечном счёте скучно.