Андрей Петров — биография
Андрей Алексеевич Петров всего себя посвятил актерской профессии, создав в театре и кино вереницу запоминающихся образов. Вся его биография– пример преданности одному театру. Театр Советской Армии стал тем плацдармом, на котором постоянно совершенствовал свое мастерство актер. Подхватив у своих родителей, стоявших у истоков зарождения театра, своеобразную «эстафетную палочку», он ее с достоинством пронес через всю свою жизнь.
Детские годы
В семье театральных актеров за двенадцать дней до нового 1920 года случилось радостное событие – родился сын Андрей. Это произошло в Саратове, а счастливыми родителями стали Александра Андреевна Шмидт и Алексей Митрофанович Петров.
Поскольку супруги в то время нередко гастролировали по провинциальным местам региона, то воспитание малыша всецело легло на плечи его бабушки, матери отца. В Саратове Андрей пошел и в первый класс школы-семилетки.
Театральная деятельность родителей
Родители были хорошо известны в театральной среде, особенно отец Алексей Митрофанович. В 1908 голу двадцатилетним парнем он стал учеником школы МХТ, проучившись в ней три года. Полученные знания он применял на практике, участвуя в спектаклях театра. Многие театральные специалисты отмечали игру Алексея Петрова.
Ей была свойственна жизненная достоверность и нескрываемый оптимизм, будь то пьесы А. Н. Островского или произведения тогдашних современников — Тренева или Афиногенова. Многие критики прочили ему большое будущее. Но приглашение в столицу пришлось довольно долго ждать. Только в 1932 году супруги были приняты в труппу делающего первые шаги ЦТКА – театра Красной Армии. Позже работу в театре он сочетал с административной работой, возглавив в 1934 году техникум при нем.
Столичные университеты
Сын Андрей вместе с родителями поехал «покорять» столицу. Поскольку переезд происходил в начале сентября 1932 года, то Андрей сразу пошел в шестой класс средней школы номер десять. Через четыре года скоропостижно скончался его отец и мальчику назначили пенсию персонального значения. Это были небольшие деньги, но до конца его образования они позволяли в какой-то степени решать семейные материальные вопросы. Он не стал оканчивать среднюю школу, а в самом начале десятого класса перешел на второй курс театральной студии «родительского» театра. Май 1939 года ознаменовался ее окончанием и быстрым зачислением в его труппу.
Армейские будни
Пришло время отдавать долг Родине. В конце августа 1940 года Андрей Петров пополнил армейские ряды. Но его «творческий стаж» не прервался, поскольку ему служить довелось в «должности» актёра-красноармейца.
Это был сначала Ташкент и окружной армейский театр, а совсем скоро он присоединился к московской команде ЦТКА. Демобилизовавшись в начале лета 1946 года, он сразу же с головой окунулся в работу родного театра. Работал он в нем до последних дней своей жизни.
Актер с большой буквы
Его огромный творческий талант и потенциал покорял тысячи его поклонников. Только перечень его театральных актерских удач займет достаточно долгое время. Андрей Петров был разноплановым актером, что всегда высоко ценилось в театральных кругах. Сказывались родительские гены. Он волшебным образом преображался то в беспечного кутилу и безнадежного прожигателя жизни Прохора Храпова – героя горьковской «Вассы Железновой», то в мечтательного и простодушного романтика Мишу Бальзаминова из пьесы Островского, то в мужественного комдива генерал-майора Панфилова из постановки по военной повести Александра Бека.
А какой театральный актер не хотел бы реализовать свое режиссерское видение того или иного произведения. Не стал исключением и Андрей Петров, причем руководить творческим процессом ему довелось на разных театральных площадках. В родном театре ему посчастливилось поставить «Чужое место» Ставицкого и «Изюминку на солнце» Лорейн Хэнсберри. Последняя работа интересна тем, что представляла собой первую пьесу негритянского автора, реализованной на Бродвее. В 1961 года в Северной столице Петров на сцене Ленсовета удивлял местных театралов пьесой молдаванина Иона Друцэ «Каса мааре». А через два года уже на легендарной сцене МХАТа поставил «Друзья и годы» Леонида Зорина, рассказав о поколении людей, на чьи судьбы сказались трагические события 30-60-х годов в истории Советского государства.
Кинокалейдоскоп
Фильмография Андрея Петрова выглядит также впечатляюще и включает в себя почти четыре десятка работ. Ему пришлось воплотить на экране галерею разноплановых персонажей. Стоит упомянуть наиболее знаковые роли. Так в 1949 году Иван Пырьев пригласил его на роль Васи Тузова в свою комедию «Кубанские казаки». А через год его ждал большой успех. На экраны страны вышла лента «Донецкие шахтёры» режиссера Леонида Лукова, поведавшая историю о мужественных советских шахтерах. Петров в картине сыграл роль молодого навалоотбойщика Василия Орлова, принимавшего активное участие во внедрении передовых методов нелегкого труда на шахте. Его партнерами на съемочной площадке были корифеи кино — Борис Чирков и Василий Меркурьев. Картина очень понравилась Сталину. Как результат – многие создатели ленты были награждены Сталинской премией, в том числе и Андрей Петров.
В 1958 году он снялся у Леонида Трауберга в драме «Шли солдаты…» о событиях Первой Мировой войны и грядущей революции. Андрею досталась главная роль – солдата Ильи Сорокина, попавшего вместе с другими героями в водоворот трагических событий. Его партнерами на съемках были Сергей Бондарчук и Эльза Леждей.
1969 год ознаменовался телевизионной премьерой «Адъютанта его превосходительства» Евгения Ташкова. Картина о буднях разведчика в годы Гражданской войны имела громадный зрительский успех. Зрителям запомнился не только мужественный Кольцов (Юрий Соломин), но образ красного командира Сиротина, тонко сыгранный Петровым.
В 1981 году уже в ту пору известный режиссер Никита Михалков пригласил Петрова на главную роль Юрия Ляпина в свою ленту «Родня». Его персонаж – главный инженер рыбзавода. Именно со встречи в поезде главной героини (Нонна Мордюкова) с этим немолодым, но милым и искренним человеком и начались попытки сельской женщины по обустройству личной жизни своей дочери в незнакомом городе.
Его последней работой в кино стала лента 1988 года «Вам что, наша власть не нравится?!» Анатолия Бобровского. Это была своеобразная комедия нравов и гротеска, в основе которой лежал простой бытовой анекдот. Петрову была поручена главная роль Павла Полубояринова. Он с блеском сыграл хитроватого жильца коммуналки, намерившегося переставить дверь в своей комнате, тем самым «урвав» у соседей драгоценную жилплощадь.
Личная жизнь
В семейном плане Андрей пошел по родительским стопам. Его жена — Татьяна Ленникова, актриса МХАТа. Она была моложе супруга на пять лет (1924-1993). Они в браке прожили более сорока лет. Вместе пережили страшную утрату — смерть новорождённого младенца. Судьба так распорядилась, что больше детей у них не было.
Татьяна сыграла в кино немало ярких ролей. Она запомнилась в образе отважной литовской партизанки в военной драме «Марите», в роли учительницы истории в молодежной ленте «Аттестат зрелости», в роли матери главной героини в драме Игоря Таланкина «Дневные звёзды» о поэтессе, чей расцвет таланта выпал на суровые блокадные дни.
Актер скончался девятого июля 1990 года и покоится на Кунцевском кладбище российской столицы. Там же похоронена и его любимая супруга.
Избранная фильмография
- 1945 — Иван Грозный
- 1948 — Поезд идёт на восток
- 1949 — Кубанские казаки
- 1950 — Донецкие шахтёры
- 1962 — Двое в степи
- 1973 — Вечный зов
- 1978 — Кот в мешке
- 1987 — Мио, мой Мио