Андрей Тарковский — биография
Андрей Тарковский стал не только легендой отечественного кинематографа, но и самым влиятельным европейским режиссером. Прославился своими картинами «Зеркало»,«Жертвоприношение», «Солярис». Его фильмы смотрели зрители в Европе и Америке, они вошли в классику мирового кино. Кино для Тарковского было не ремеслом или развлечением, и даже не источником дохода. Это был смысл его жизни, любовь навсегда. Он уважал искусство, преклонялся перед ним, поэтому его работы так не похожи на творчество других режиссеров.
Детство и юность
Родился Андрей Тарковский 4 апреля 1932 года в маленькой деревушке под названием Завражье под Иваново, куда мама приехала погостить к своим родственникам. Папа Арсений Тарковский – поэт, переводчик, родился в Елисаветграде, на Украине, переименованном в настоящее время в Кропивницкий. Мама Мария Вишнякова из старинного дворянского рода Дубасовых, училась в московском Литературном институте. Этот же вуз в свое время закончил и отец Андрея.
В сентябре 1932-го мама с Андрюшей вернулись в столицу. В 1934-м семья Тарковских стала больше на одного человечка – родилась дочь Марина. Детские годы Андрея были не очень счастливыми. Ему было всего четыре года, а сестре два с половиной, когда от них ушел отец, влюбившись в другую женщину. Маме пришлось самой заботиться о детях, семья жила впроголодь. Андрей очень нуждался в твердой отцовской руке, да и сам Арсений старался не терять связи с детьми. В 1941-м он добровольно ушел на войну, был серьезно ранен, и остался без ноги.
В военные годы Тарковские уехали к родным в город Юрьевец, но через некоторое время вернулись в столицу. Мама нашла себе работу корректора в Первой образцовой типографии и работала там вплоть до самого выхода на пенсию. Кроме обычной школы, Андрей посещал и музыкальную по классу фортепиано.
Тарковский никогда не был примерным учеником, у него хромало не только поведение, но и оценки. Он не дружил ни с точными науками, ни с гуманитарными предметами. В старших классах он серьезно увлекся рисованием, и стал заниматься на художественных курсах, где ученикам давали уроки академического рисунка.
После получения школьного аттестата в 1951-м, Андрей Тарковский стал студентом арабского отделения Московского института востоковедения. После первого курса он ушел из института, причиной стало не только полученное на уроке физкультуры сотрясение мозга, но и осознание того, что выбор профессии был несколько поспешным.
Оказавшись на раздорожье, Андрей связался с дурной компанией, и неизвестно, чем бы это закончилось, если бы не вмешательство мамы. Женщина нашла простое решение, как вырвать сына из этой компании – отправила его в геологическую экспедицию в должности коллектора. В течении года он мотался по сибирской тайге, был практически вырван из цивилизованного мира, много рисовал. Это стало одним из лучших его воспоминаний на всю жизнь, и именно в этот период Тарковский понял, что хочет попробовать свои силы в режиссуре.
Фильмы
Вернувшись спустя год в столицу, Андрей пошел поступать во ВГИК, на режиссерский факультет. Он попал на курс к прославленному Михаилу Ромму, который любил всех без исключения своих учеников, старался не упустить искру таланта в каждом из них, в любых моментах шел на компромисс, даже если был абсолютно не согласен со своим учеником. Такое отношения было у него и к Тарковскому.
Андрея можно было считать везунчиком. Первой удачей молодого человека был сам факт учебы у прославленного мастера режиссуры, а второй удачный момент состоял в том, что к тому времени исполнился год со дня смерти вождя всех народов. Режим стал понемногу сдавать свои позиции, Союз уже начал потихоньку разрушать тот железный занавес, в котором находился долгие годы. Уже можно было увидеть западные фильмы и получить бесценный опыт общения с зарубежными кинематографистами. В стране начали снимать больше кино, причем немного отличавшего от картин сталинского режима, и Тарковский отлично вписался в эти новые веяния.
Режиссерская биография Тарковского началась в 1956-м, когда он выпустил свою первую короткометражку по произведению Хемингуэя. Тогда уже не только Ромм понял, что перед ними настоящий самородок, и у него отличные перспективы в кино. В том же году судьба свела Тарковского с Андреем Кончаловским, который только поступил во ВГИК. Впоследствии они вместе трудились над сценариями, и делились бесценным опытом.
Именно в студенческие годы сформировался стиль режиссера Тарковского – он никогда не отвечал на вопросы, затронутые в фильме, предоставляя возможность самому зрителю думать, анализировать и делать умозаключение. Важным аспектом кино он считал звук и свет, потому что зрители должны ощущать реальность происходящего.
Красный диплом ВГИКа Андрей Тарковский получил в 1960-м, и с головой окунулся в работу. Он хотел снять картину «Андрей Рублев», обратился за разрешением в худсовет СССР, но ему отказали из-за отсутствия опыта.
Режиссер отложил этот сценарий на потом, и взялся воплощать в жизнь ленту «Иваново детство», которая его и прославила. Перед Тарковским стояла очень сложная задача – снять картину при скудном бюджете и в короткий отрезок времени. И вчерашний студент справился с ней на отлично. Его картина была награждена двумя десятками премий, в число которых входил и «Золотой лев» кинофестиваля в Венеции.
После такого триумфа Тарковский уже без труда получил разрешение на съемки «Андрея Рублева». Оператором картины стал Вадим Юсов, музыкальное сопровождение ленты обеспечил композитор Вячеслав Овчинников. В этом же составе они работали над всеми последующими картинами Тарковского, вплоть до его смерти.
Соавторство сценария принадлежит Андрею Кончаловскому. Картина о монахе, искусно писавшем иконы, стала культовой в СССР. И опять многочисленные награды на отечественных и зарубежный кинофестивалях.
Фильмография Андрея Тарковского немного перевалила за десяток картин, некоторые из них документальные. Но даже такое незначительное количество работ смогло оказать большое влияние на формирование творчества многих советских и зарубежных режиссеров.
Личная жизнь
Личная жизнь режиссера была не очень насыщенной. Свою первую жену Ирму Рауш Андрей Тарковский встретил во ВГИКе. Роман был очень бурным и стремительным, и вскоре молодые люди поженились.
Она была первой, кто поддерживал его во всех начинаниях. В этом браке родился старший сын режиссера – Арсений. Супруги развелись после десяти лет брака – в 1970-м.
Второй женой Тарковского стала Лариса Кизилова, из-за которой собственно и рухнул его первый брак. У нее была дочь Ольга от первого брака, ее Андрей удочерил. Вскоре у них родился совместный ребенок – сын Андрей.
Смерть
В марте 1982-го Тарковский уехал в Италию, чтобы приступить к съемкам фильма «Ностальгия», который спустя год удостоился приза за режиссуру в Каннах. В 1983-м режиссер начал хлопотать о том, чтобы получить разрешение для жены, сына и тещи выехать к нему в Италию на 3 года. Ему отказали. В июле 1984-го в Милане он объявил, что остается на Западе, то есть попал в ряды невозвращенцев. Тут же в СССР запретили к показу его фильмы, и даже имя великого режиссера было под запретом, но лишить его гражданства все же не рискнули.
В 1985-м Тарковский снял в Швеции свою картину «Жертвоприношение», которая стала его последним шедевром. В декабре 1985-го доктора обнаружили у него онкологию – рак легких. Только после этого с его имени в СССР были сняты все запреты, и сын Андрей получил разрешение на выезд.
Андрея Тарковского не стало спустя год – 29 декабря 1986 года. Он умер во Франции, в Париже, и похоронен на Сент-Женевьев-де-Буа, там, где покоятся все русские. В 1994-м на могиле установлен памятник по эскизу его жены – Ларисы Тарковской, с надписью: «Человеку, который увидел ангела».
Избранная фильмография
- 1956 Убийцы
- 1960 Каток и скрипка
- 1962 Иваново детство
- 1966 Андрей Рублёв
- 1968 Один шанс из тысячи
- 1972 Солярис
- 1973 Терпкий виноград
- 1974 Зеркало
- 1979 Сталкер
- 1979 Берегись! Змеи!
- 1983 Ностальгия
- 1986 Жертвоприношение