Антон Макаренко — биография
Антон Макаренко – известный на весь мир педагог, писатель. Достиг высочайших результатов в деле перевоспитания как беспризорников, так и детей, росших в семье. Автор многочисленных публикаций, среди которых самой значимой стала «Педагогическая поэма».
Имя Антона Макаренко известно даже тем, кто не имеет к педагогике абсолютно никакого отношения. Но это не мешает вести жаркие споры вокруг той уникальной методики воспитания, которую он сам разработал и внедрял в жизнь. Многие видят в нем гения, другие говорят о нем, как о жестком человеке, не дающем спуску своим ученикам. Что бы там ни говорили, Макаренко сам уверял, что его метод – это единственное средство справиться с трудными и травмированными детьми, нуждающимися в помощи. На протяжении двенадцати лет Макаренко возглавлял колонии, где находились малолетние правонарушители, и добился того, что все его воспитанники выросли достойными людьми, никто не вернулся к своей прежней жизни. Советская власть называла его «педагог авторитарного склада», и только после смерти он превратился в «классика советской педагогики». Система Антона Макаренко пристально изучается и используется во всем мире, а его имя стоит в одном ряду с такими выдающимися педагогами, как Георг Кершенштейнер, Джонои Дьюи, Мария Монтессори.
Детство
Родился Антон Макаренко 1 марта 1888 года, на три недели раньше положенного срока. Его родители – Семен Макаренко и Татьяна Макаренко (до замужества Дергачёва) тогда снимали квартиру на железнодорожной станции недалеко от деревни Белополье Сумского уезда Харьковской области. Отец работал рабочим-маляром в железнодорожных мастерских, мама – дочь мелкого чиновника Крюковского интендантства, была домохозяйкой. В 1895 году в семье родился сын Виталий, позже семья пополнилась дочерью, но она скончалась еще младенцем. Виталий Макаренко служил в царской армии в чине поручика, участвовал в Брусиловском прорыве, был ранен и представлен к награде. После событий 1917 года вместе с другими белогвардейцами отправился за границу, умер во Франции в 1983 году.
Антон с детства не отличался крепким здоровьем, часто болел, причем мог простудиться даже от открытой на несколько минут форточки. По этой причине он никогда не гулял со сверстниками во дворе, предпочитая обществу мальчишек книгу. Благо, в доме отца имелась приличная библиотека. Хоть отец и был простым рабочим, но очень любил читать и эту любовь передал своим сыновьям.
Антон рос очень замкнутым, к тому же носил очки, ставшие предметом издевательств одноклассников. Над ним часто смеялись, причем, достаточно жестко. В 1895-м Макаренко начал обучение в двухклассной начальной школе, и нужно отметить, что она давалась ему с трудом. Не от того, что он не успевал по предметам, скорее наоборот, Антон сильно выделялся на фоне других учеников своими знаниями, и одноклассники издевались над ним с еще большей силой.
В возрасте тринадцати лет Антон с родителями сменил место жительства, семья поселилась в городе Крюкове. Отец решил, что там его сыновья смогут продолжить образование. Подросток стал учеником Кременчугского 4-классного городского училища, после окончания которого получил несколько похвальных грамот и аттестат с отличием.
В 1904-м парень решил приобрести профессию, и понял, что его привлекает педагогика. На протяжении следующего года он учился на педагогических курсах, которые позволяли ему стать учителем начальных классов.
Педагогика
Свою трудовую биографию Макаренко начал в одной из школ Крюкова. Однако достаточно быстро молодой педагог понял, что имеющихся знаний очень мало для успешной работы. В 1914-м Антон стал студентом Полтавского учительского института. Одновременно с учебой педагог пробует свои силы и на литературном поприще. Самое первое свое произведение – рассказ «Глупый день» Антон отправил писателю Максиму Горькому.
Горькому рассказ не понравился, и он безжалостно раскритиковал молодого автора. После такой негативной оценки своего труда Макаренко отбросил идею написания книг, и не притрагивался к перу на протяжении тринадцати лет. Однако на отношения с Максимом Горьким это не повлияло, Антон поддерживал их всю свою жизнь.
Вскоре у Макаренко появилась собственная система перевоспитания трудных детей, которую он сумел применить на практике, в трудовой колонии села Ковалевка, недалеко от Полтавы. Педагог придумал методику, суть которой состояла в том, что из трудных подростков формировались группы, занимавшиеся самостоятельным обустройством собственного быта. Вскоре на эту коммуну обратили внимание власти, но до них дошли сведения, что там избивают детей. На самом деле Макаренко только раз ударил одного из воспитанников, но за это лишился должности.
С новой работой Макаренко помог Максим Горький. Благодаря протекции писателя Антон перешел в колонию недалеко от Харькова. Мало того, Горький рекомендовал другу вновь заняться литературным творчеством.
В этой колонии Антон Макаренко установил те же порядки, что и в прежней. Он приложил максимум усилий, чтобы наладить производство фотоаппаратов «ФЭД», этим занимались трудные подростки. Одновременно с руководством колонией Макаренко засел за написание книг, и вскоре представил на суд читателей три своих произведения – «Марш 30 года», «ФД-1», «Педагогическую поэму».
Власти очень пристально следили за деятельностью педагога, и вскоре его преподавательские эксперименты были прекращены. Антон Макаренко получил новое назначение, он отправился в Киев, чтобы занять кресло помощника начальника трудовых колоний.
Макаренко понял, что заниматься педагогической деятельностью ему уже не дадут, поэтому сосредоточился на литературном поприще. После выхода «Педагогической поэмы» Антона приняли в Союз писателей СССР. Чрез год на него прислали анонимку, в которой утверждалось, что педагог критикует Иосифа Сталина. Бывшие сослуживцы успели предупредить Макаренко, и он в срочном порядке уезжает в Москву.
Антон по-прежнему пишет книги, иногда при содействии супруги. Вместе с ней Макаренко издал свой новый труд под названием «Книга для родителей», в которой до мельчайших подробностей знакомит читателя с собственными взглядами на воспитание подрастающего поколения. Педагог придерживался мнения, что ребенку нужен коллектив, иначе он не будет адаптирован в социуме. Однако он писал и о необходимости каждого индивида в свободной реализации.
Еще одним непременным условием гармоничного роста и развития личности Макаренко считал трудовую деятельность. Все воспитанники талантливого педагога сами зарабатывали себе на жизнь. Спустя годы произведения Макаренко экранизировали, но это случится уже после его смерти. Многие поколения детей выросли на картинах, снятых по произведениям Антона Семеновича – «Поэтическая поэма», «Большие и маленькие», «Флаги на башнях».
Личная жизнь
Первый раз Антон серьезно влюбился в женщину, старше его на восемь лет. Ее звали Елизавета Григорович, она была женой священника. Мало того, они и познакомились благодаря тому же священнику.
В семнадцать лет Антон Макаренко никак не мог адаптироваться в том самом социуме, о котором позже напишет много трудов. Он не ладил с ровесниками, часто болел и вообще думал свести счеты с жизнью. Этими мыслями и переживаниями молодой человек поделился с местным священником, который понял, что парня нужно спасать. Он много говорил с ним, и даже познакомил со своей женой, чтобы женщина помогла ему отговорить Антона от опрометчивого шага. Прошло немного времени, и они влюбились друг в друга, несмотря на разницу в восемь лет. Новость привела в шок всех домочадцев, отец выгнал Антона из дома. Однако это не помешало любимым быть вместе.
Елизавета по образованию тоже была педагогом, поэтому наравне с Антоном трудилась в колонии им.Горького в деревне Ковалевка. Влюбленные так и не смогли зарегистрировать свои отношения, так как Елизавета все это время считалась женой священника, и развод не получила. Их гражданский брак длился на протяжении двадцати лет, Антон сам разорвал отношения с бывшей возлюбленной. Причины своего поступка он озвучил в письме брату, Макаренко писал, что Елизавета подвержена «атавизмам старой поповской семьи».
Второй раз свою личную жизнь педагог устроил в 1935 году. Он женился на Галине Салько, знакомство с которой состоялось на работе. Она занимала должность инспектора Наркомнадзора, и однажды приехала проверить колонию, где трудился Макаренко. У Галины подрастал сын Лев, которого Макаренко усыновил после росписи.
Родных детей у Антона Макаренко нет. Слишком много времени и душевных сил он отдавал своим воспитанникам. Зато воспитывал пасынка и племянницу Олимпиаду, дочь брата Виталия, уехавшего за границу. Младший брат педагога эмигрировал после Октябрьской революции, оставив дома беременную жену. До конца своих дней Макаренко опекался племянницей Олимпиадой.
Смерть
Известного педагога не стало 1 апреля 1939 года. Смерть его окутана завесой тайны. Макаренко спешил на электричку, возвращался из Подмосковья, где находился в Доме отдыха писателей. Буквально на ходу впрыгнув в вагон, Антон Семенович упал как подкошенный, и его сердце остановилось.
Медики сделали заключение, что умер Макаренко от сердечного приступа. По слухам, в столице Антона Семеновича ждал арест, и он, зная об этом, находился в постоянном напряжении. Однако после вскрытия стало понятно, что с причиной смерти что-то не так, его сердце имело характерные повреждения, которые случаются после того, как организм находится под воздействием яда. Но следов яда в теле Макаренко не выявили.
Местом упокоения талантливого воспитателя стало Новодевичье кладбище. В советских газетах появился некролог, в котором Макаренко называют заслуженным писателем, а о его деятельности на педагогическом поприще издания «забыли».
Произведения
Романы
- Педагогическая поэма
- Марш 30 года
- ФД—1
- Книга для родителей
- Флаги на башнях
- Честь
- Пути поколения
Рассказы
- О человеческих чувствах
- Из истории героизма
- Гришка
- Случай в походе
- В день Первого Мая
- Несколько часов на канале
- Три разговора
- Незабываемая встреча
- Симфония Шуберта
- Премия
- Доктор
- Преподаватель словесности
- Домой хочу
- Новые годы
- В библиотеке