Элем Климов — биография
Элем Климов – известный в СССР кинорежиссер, сценарист. С 1986-го по 1988-й год занимал должность первого секретаря правления СК СССР. В 1997 году получил звание Народного артиста РФ.
Феномена отечественного кинематографа – режиссера Элема Климова часто называют несоветским человеком советской эпохи, и часто задаются вопросом, почему он не смог (а может, просто не захотел?) вписаться в новую эпоху. Просматривая его картины, понимаешь, что он был человеком другого времени, другой эпохи. Может быть, по той причине, что последнюю свою картину он снял в 1985-м, а потом на протяжении восемнадцати лет находился в творческом простое. Создается впечатление, что режиссер сам вышел из времени, как выходят из помещения. Ушел, плотно прикрыв за собой дверь.
Детство и юность
Родился будущий известный кинорежиссер в Сталинграде (переименован в Волгоград) 9 июля 1933 года. Имя мальчика – Элем в сочетании с русской фамилией всегда вызывало массу вопросов. Многие задумывались о его национальности, и напрасно. Климов русский, просто в те годы было модно называть детей в честь вождей пролетариев. Элем – сочетание первых букв фамилий Энгельс, Ленин, Маркс. Однако спустя некоторое время мама призналась, что свое имя сын получил в честь главного персонажа книги Джека Лондона «Время-не-ждет» — Элама Харниша.
Отец Элема – Герман Климов, госслужащий Комитета партийного контроля ЦК, он занимался расследованием особо важных дел. Трудно подсчитать, сколько пострадавших во время сталинских репрессий он реабилитирует в годы хрущевской оттепели. Мама – Калерия Климова, учитель физкультуры в школе. Кроме Элема в семье подрастал младший сын Герман 1941 года рождения.
Осенью 1941 года Элем Климов должен был идти в первый класс, но началась война, город постоянно бомбили, все, кто мог, эвакуировались. Мама забрала сыновей и тоже уехала на Урал, в город Свердловск. В памяти Элема навсегда запечатлелась картинка горящего города, и их бегства на маленькой лодке через Волгу.
После окончания школы Климов поступил в один из престижных вузов страны – Московский авиационный институт. Диплом о его окончании молодой человек получил в 1957-м, и после этого устроился на работу. Свою трудовую биографию Элем Климов начал с должности инженера-конструктора одного из столичных заводов. Однако построить карьеру не удалось, Климова все больше привлекало творчество, он тесно сотрудничал с Центральным телевидением, столичной филармонией и Всесоюзным радио.
Климов прекрасно понимал, что для творческой реализации своего потенциала ему не хватает знаний, поэтому снова сел на студенческую скамью. На этот раз он стал студентом режиссерского факультета ВГИКа, учился у известного режиссера Ефима Дзигана, автора картины «Мы из Кронштадта». Институт он окончил в 1964-м, и начал строить свою творческую карьеру.
Фильмы
Перед выпуском из вуза Климов представил свою дипломную работу – полнометражную комедию «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Действие ленты переносит зрителя в пионерский лагерь, с территории которого изгоняют Костю Иночкина. Незамысловатый сюжет картины почему-то создал режиссеру массу проблем. Приемной комиссии показалось, что автор насмехается над советским режимом, и картину не хотели выпускать. Оказалось, что противостояние автора и художественного совета началось еще на этапе подбора актеров. Больше всего недовольства было высказано по поводу исполнителя главной роли – Евгения Евстигнеева. Поэтому, когда пришло время сдавать фильм в прокат, Климов думал, что уже никому ничего не докажет.
Спасение пришло неожиданно в лице Генсека Никиты Хрущева. Ему очень понравилась лента, во время просмотра он долго смеялся, и разрешил выпустить фильм в прокат. Успех ленты превзошел все ожидания. После этого Климова приняли на должность штатного режиссера киностудии «Мосфильм». Нужно отметить, что ВГИК Элем Климов окончил с красным дипломом.
Свою следующую картину начинающий постановщик тоже снял в комедийном жанре. Она получила название «Похождение зубного врача», и была дебютом начинающего актера Андрея Мягкова. Но, к сожалению, его путевкой в мир большого кино так и не стала. Климова снова уличили в том, что он с насмешкой выставляет советскую действительность, лента оказалась на полке, где пролежала два года. В прокате картина появилась только в 1967 году, причем ограниченным тиражом. Должно было пройти долгих двадцать лет, прежде, чем картина увидит свет.
В 1970 году вышла еще одна лента Элема Климова – «Спорт, спорт, спорт». Во время съемок режиссер применил новаторскую манеру, совместил игровое и документальное кино. Непосредственное участие в съемках этой картины принимал и младший брат Элема – Герман, он автор сценария.
Далее Элем Климов в сотрудничестве с Марленом Хуциевым и Германом Лавровым принялись за большой проект. Они решили завершить съемки последней документальной ленты Михаила Ромма «Мир сегодня», которую он не успел закончить. В 1974-м режиссеры выпустили документальный проект, получивший название «И все-таки я верю…».
После этого в творческой биографии постановщика случился перерыв, вызванный личной трагедией. Оказалось, что в 1979 году он потерял близкого человека – любимую жену Ларису. Спустя год режиссер снял документальную короткометражку под названием «Лариса», посвященную ее памяти.
Через год вышла первая пронзительная драма режиссера, картина «Агония», посвященная жизни и смерти Григория Распутина. Режиссер стремился получить эффект подлинности, поэтому в фильме используется черно-белая кинохроника. Так же, как и предыдущие работы Климова, эта картина появилась в прокате с запозданием.
В том же, 1981 году Климов закончил работу над съемками фильма «Прощание», снятом по произведению Валентина Распутина. Лента рассказывает о том, как сибирская деревушка доживает свои последние дни. Этот фильм начала снимать жена режиссера незадолго до своей безвременной кончины, и Элем посвятил его памяти покойной.
Свою последнюю картину под названием «Иди и смотри» Элем Климов снял в 1985 году. Строгие критики признавали, что именно этот фильм можно назвать вершиной творческой карьеры режиссера. Сценарий ленты написал Алесь Адамович, роль главного героя исполнил Алексей Кравченко, тогда еще совсем юный мальчишка. Те, кто видел эту работу, говорили, что после этой ленты снимать кино о войне уже не имеет смысла, более пронзительного и точного результата уже не добиться никому. Главный герой, совсем юный мальчишка, буквально за несколько дней превращается в седого старика, лицо которого испещрено морщинами. Фильм стал участником многочисленных кинофестивалей, ему аплодировали в Каннах, Москве, Венеции.
В 1986 году Элема Германовича Климова назначили на должность первого секретаря Союза Кинематографистов СССР. После этого во всем советском кинематографе наметился курс на перестройку. Климов всеми силами пытается изжить развлекательную тенденцию в современном кино, требует, чтобы в прокате появлялось все больше «проблемных» картин. По мнению историков, именно с этого момента экран заполонили фильмы, содержащие так называемую «чернуху». Зрителю показывали преступность, насилие, проституцию, хотя до этого советское кино старалось всячески избегать этих тем. Казалось, что этих проблем в советском обществе нет, и только Климов сумел «открыть глаза» обществу на реальную действительность.
В 1988-м Элем отказался от должности, сказал, что хочет снова заняться режиссурой. Климов собирался экранизировать «Мастера и Маргариту», привлек брата Германа к написанию сценария, но свой замысел так и не воплотил. Для съемок ему нужно было достать колоссальную сумму денег – 60 миллионов долларов, но все попытки найти спонсора в СССР и даже в Европе, оказались безуспешными.
Личная жизнь
Любовь к одной единственной женщине Климов пронес через всю свою жизнь. Ее звали Лариса Шепитько, она была самой красивой девушкой в театральном вузе, по ней сходили с ума все представители мужского пола. Лариса училась на режиссерском факультете, но ее постоянно приглашали сниматься в кино, настолько режиссеров пленяла ее красота и талант. Элем не сразу привлек ее внимание, слишком много рядом находилось претендентов на ее руку и сердце. Но так случилось, что именно Климов оказался рядом, когда она заболела, и предложил ей свою помощь. Влюбленный молодой человек много времени потратил, чтобы смонтировать материал, снятый Ларисой для дипломного проекта, и в результате постоянного общения они сблизились.
Романтические отношения влюбленных длились на протяжении двух лет. В 1965 году они поженились, а в 1972-м супруга подарила режиссеру сына Антона. Рядом супруги выглядели очень эффектно, они привлекали внимание своей красотой, внутренним вдохновением, деятельностью и творческой независимостью. Они служили дополнением друг друга, постепенно сливаясь в одно целое. С каждым годом Лариса все тверже стояла на ногах, она занималась выпуском серьезного авторского кино, постепенно приобретая имя. Жгучий взгляд этой красавицы буквально пронизывал с каждого фото.
Счастье режиссера в личной жизни перечеркнула трагедия. 2 июля 1979 года Лариса Шепитько ехала на съемки картины «Прощание с Матерой», и стала жертвой автомобильной аварии. Женщина погибла сразу. В этот момент режиссеру приснился страшный сон, он увидел эту катастрофу, и проснулся, весь дрожа от ужаса. Элем Климов даже не сумел попрощаться со своей музой и единственной любимой женщиной. Отношения Элема Климова и Ларисы Шепитько нашли отражение в документальном фильме «Больше, чем любовь», снятом по заказу канала «Культура».
На руках убитого горем режиссера остался малолетний сын, его нужно было растить, воспитывать. Элем больше не предпринимал попыток найти счастье в личной жизни, он говорил, что на месте Ларисы не может представить ни одну женщину, и ни с одной не получится построить отношения.
Смерть
Судьба отмерила известному режиссеру 70 земных лет. На протяжении последних восемнадцати из них он больше не снимал кино. Элем Климов стал настоящим затворником, предпочитал уединение, начал писать стихи.
В конце сентября 2003 года у Климова случился инсульт, он впал в состояние комы, из которой так и не вышел. Умер в Московской ЦКБ 26 октября 2003 года. Известный режиссер скончался от гипоксии мозга.
Местом упокоения супруги режиссера стало столичное Кунцевское кладбище. Самого Элема Климова похоронили на московском Троекуровском кладбище, там, где нашли свой последний приют его родители.
Избранная фильмография
- 1959 — Осторожно: пошлость
- 1960 — Жиних
- 1962 — Смотрите, небо!
- 1964 — Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён
- 1965 — Похождения зубного врача
- 1968 — «Отцы-одиночки»
- 1970 — Спорт, спорт, спорт
- 1972 — «Вечер воспоминаний»
- 1974 — Агония
- 1974 — И всё-таки я верю…
- 1980 — Лариса
- 1981 — Прощание
- 1985 — Иди и смотри