Эра Зиганшина

Эра Зиганшина — биография


Эра Гарафовна Зиганшина – артистка советского кино и театра. Народная артистка России. Стала известна благодаря роли в кинокартине «Снежная королева».

Детство и юность

Известная в советское время актриса кино и театра Эра Зиганшина в 2005 году была признана «Народной артисткой России». Эта женщина множество раз выходила на подмостки театра в Санкт-Петербурге, Кишинева и Москве, показывая зрителям свое мастерство с разных сторон. Будучи сценической актрисой Зиганшина считается одной из лучших представительниц в современном мире театрального искусства.

Эра Зиганшина родилась в городе Казани 1 февраля 1944 года. Оба ее родителя работали на должности инженеров. Имя для наследницы, которое даже для тех времен звучало достаточно необычно, выбирал глава семьи. Все дело в том, что девочка родилась в то время, когда Вторая мировая война еще не закончилась, и мужчина в паспортном столе хотел указать ребенка как Воэра, что по его задумке означало бы «военная эра». Однако мама будущей артистки уговорила супруга оставить только вторую часть имени. Много позже, уже сама артистка рассказывала, как сверстники удивлялись ее имени, однако им оно, несомненно, нравилось. Случались, конечно же, в жизни кумира и курьезные ситуации, когда друзья дразнили ее Эпохой.

Эра Зиганшина
Эра Зиганшина в детстве

В детские годы биографии Эра увлекалась разными направлениями искусства, периодически загораясь интересом то к одному, то к другому. В тоже время интерес так же быстро угасал. В свое время Зиганшина занималась моделированием одежды, лыжным спортом, а так же коллекционировала фотографии знаменитых людей.

Наверное, одним из хобби, которое действительно увлекло Эру Гарафовну, стала игра на таком музыкальном инструменте как скрипка. Сразу после занятий в общеобразовательной школе девочка спешила на уроки в музыкальную школу. К старшим классам кумир телезрителей увлеклась творчеством Изольды Извицкой и Любови Орловой, благодаря чему и решилась попробовать свои силы в театральном искусстве.

Родители будущей театральной звезды ее решению поступать в театральный вуз воспротивились. Причем это решение вызвало у них категорическое отрицание, из-за чего в доме возник скандал, и Эру заперли в ее комнате. Зиганшина тайком сбежала и уехала в Москву, где сдала вступительные испытания в нескольких специализированных учреждениях. Однако и это не помогло осуществить мечту, так как везде девушку ожидал отказ.

Полностью разочаровавшись, Эра Гарафовна приехала к родителям в Казань, где долго не могла прийти в себя. Несколько месяцев переживая последствия нервного срыва, девушка, тем не менее, спустя год вновь уехала поступать. Благодаря усердию и целеустремленности Эра осуществила мечту и оказалась в рядах студентов Театрального училища, которое носит имя Бориса Щукина. Будущая звезда кинематографа занималась в классе Анатолия Борисова. Здесь нужно отметить, что среди знаменитых однокурсников артистки были Наталья Селезнева, Марианна Вертинская и Инна Гулая. В студенческие годы девушке приходилось рассчитывать только на свои силы и небольшую стипендию, так как родители, не смирившись с выбором дочери, отказались ей помогать в финансовом плане.

Эра Зиганшина
Эра Зиганшина в юности

Стать выпускницей данного учебного заведения Зиганшина так и не смогла. Однажды девушка присутствовала на выступлении Большого драматического театра Ленинграда, руководителем труппы которого являлся Георгий Товстоногов. Эра Гарафовна тут же отправилась в деканат, забрала документы и переехала в Санкт-Петербург, чтобы в дальнейшем заниматься у покорившего ее мастера.

Студию БДТ Эра закончила, занимаясь у Товстоногова. Далее она хотела остаться работать в труппе, но здесь уже режиссер не захотел оставлять начинающую артистку. Для Зиганшиной, решение ее кумира стало ударом, но будучи целеустремленной, девушка не сломалась и продолжила совершенствоваться в выбранном ею направлении искусства.

Театр

С 1965 года Эра Гарафовна трудилась в труппе театра Ленинского комсомола в Ленинграде. На протяжении пяти лет публика видела своего кумира в таких постановках как «Утиная охота» от Александра Вампилова, «Трехгрошовая опера» от Бертольта Брехта и многих других пьесах.

По словам самой артистки когда-то в студии она научилась играть на сцене, но только театр Ленинского комсомола действительно закалил в ней личность и преподал жизненные уроки. В зале, среди зрителей часто сидели солдаты и учащиеся средне специальных учебных заведений. Позже артистка вспоминала: «В зале во время таких спектаклей постоянно стоял гогот, катались бутылки, а номерки летали в буквальном смысле по всему залу. Иногда возникает драка, а ты должен продолжать играть свою роль».

Эра Зиганшина
Эра Зиганшина

По воспоминаниям современников артистки, даже такой «шумный» зал Зиганшиной удавалось заставить реагировать на постановку.

В 1970 год в профессиональной карьере Эры Гарафовны ознаменовался переездом в столицу Молдавии. В этом городе, артистка на протяжении всего одного сезона работала в Русском драматическом театре. Однако отдачи от зрителей, которая была в Петербурге, она уже не получала. Радости от пребывания в Кишиневе Эра также не испытывала, а потому, как только сезон был завершен она снова приехал в родной театр, носящий имя Ленинского комсомола.

Ее возвращение театральные критики назвали ошеломляющим. Ведь артистка, которой на тот момент уже исполнилось тридцать лет, смогла блестяще перевоплотиться в героиню постановки «По ком звонит колокол». Выйдя на сцену в образе старухи Пилар в работе от режиссера Геннадия Опоркова, актриса получила от него комплименты и уверения, что это «просто высший пилотаж». После того, как знаменитый мэтр ушел из жизни, Зиганшина объявила о своем уходе из труппы и перешла работать в Театр комедии.

К концу восьмидесятых кумир театралов решилась на переезд в столицу России, где стала работать в ТЮЗе, так называемом театре «У Никитских ворот» и Теаире Романа Виктюка. Значительно позже, актриса рассказывала в своем интервью журналистам о том, что до того периода в своей биографии могла бы назвать себя исключительно исполнительницей психологических ролей. И только переехав в Москву, осознала, что она способна на большее и может блистать в любом амплуа.

Эра Зиганшина

В начале двадцать первого века женщина вновь оказалась на подмостках родного Театра имени Ленинского комсомола. К слову, к моменту ее очередного возвращения он уже носил названием Театр-фестиваль «Балтийский дом». И в этот раз публика с нетерпением ожидала ее очередного появления на сцене. Выход Эры на подмостки в постановке «Похороните меня за плинтусом», произвел настоящий фурор, а сама актриса получила звание лауреата от театрального фестиваля «Золотой софит», который прошел в Санкт-Петербурге в 2008 году.

Конец 2011 года для артистки ознаменовался очередной сменой работы. На этот раз она оказалась среди артистов Александринского театра. Первой ролью на подмостках этого театра стал образ в постановке «Литургия ZERO», от режиссера Валерия Фокина. В основе спектакля произведение великого русского писателя Федора Достоевского.

В 2017 году коллекция спектаклей с участием Эры Зиганшиной пополнилась пьесой «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал», постановщиком которой выступил Виктор Рыжаков. Спустя три года любимица публики получила приглашение в пьесу «Театр у аппарата». Интерактивная постановка была создана в рамках онлайн-проекта под названием «Другая сцена».

В общении с представителями прессы актриса не единожды упоминала, что ее часто приглашают поработать в качестве педагога. Однако она неизменно отказывается, так как искренне уверена, что преподавание и актерская работа, это две сферы, которые совмещать не стоит.

Эра Зиганшина

На сегодняшний день женщина, как и прежде, служит Александринскому театру. С 2021 года так же сотрудничает с «Приютом комедианта», на сцене которого поклонники видели ее в постановке «Старомодная комедия» и Театром комедии имени Николая Акимова, где Эра получила роль в комедии «Амазонки».

В ноябре Эру Зиганшину прямо из театра увезли в больницу. Семидесяти семилетней артистке нездоровилось, и спектакль пришлось отменить.

Фильмография

Впервые в кинематограф Эра Гарафовна попала в 1967 году. Именно тогда ей предложили роль маленькой разбойницы в сказке для детей «Снежная королева». Фильм получил ряд наград и премий от различных кинофестивалей и стал частью золотого фонда кинематографа Советского Союза. По воспоминаниям самой артистки, в тот судьбоносный день она попала на съемочную площадку совершенно случайно. Пропуск ей достался от Николая Боярского, и Эра воспользовалась случаем, отправилась убеждать режиссера, что она сможет сыграть роль лучше той актрисы, которая уже была утверждена.

Кинолента «Снежная королева» принесла феноменальный успех всем, кто был причастен к ее созданию. Сразу же после показа на большом экране Зиганшиной стали предлагать однотипные роли, которые по ее словам как будто продолжали образ маленькой разбойницы.

К слову, сама артистка после первого успеха действительно чувствовала себя звездой, а потому большую часть ролей просто отвергала, не желая играть обычных девушке и школьниц. По ее словам, тогда она ждала чего-то стоящего, предложения, которое подарит ей «образ на все времена».

Эра Зиганшина

После многочисленных отказов Эру просто перестали звать в кинопроекты. Хотя в этот период в ее фильмографии все же появилось несколько стоящих внимания работ. Так, здесь нужно упомянуть образ в картине «Перед бурей», в основе которой произведение Максима Горького. Здесь актриса попала в основной состав и работала на одной съемочной площадке с Николаем Симоновым и Эммой Поповой. Впоследствии за работу в картине девушку наградили наградой, которая стала первой в ее кинокарьере.

Спустя восемь лет Зиганшина вновь порадовала своих поклонников, появившись на большом экране. На этот раз она сыграла роль привлекательной и добродушной Урсулы. В основе музыкальной комедии под названием «Небесные ласточки» лежит оперетта, созданная композитором из Франции Флоримоном Эрве, известная как «Мадемуазель Нитуш». К слову, в кинокартине также появились Андрей Миронов, Александр Ширвиндт и Людмила Гурченко. Звездный состав хоть и удивил артистку, но не испугал, так как ее к тому времени также уже знали и узнавали.

Если говорить в целом о работе на съемочной площадке, то она привлекала Зиганшину в меньшей степени, нежели работа на театральных подмостках. Все дело в том, что выходя на сцену, артист чувствует отдачу энергии от зала. При этом, по мнению самой артистки, выход на сцену это словно противостояние со зрителем, и при этом не всегда побеждает актер. В работе на киноплощадке все совершенно по-иному. Эра Гарафовна так объясняла работу в кино: «Для меня съемки сродни личному оскорблению. Почему никто не останавливается и не замирает, наблюдая, как хорошо я работаю?».

Эра Зиганшина

В следующий раз любимица публики вернулась на большой экран только в девяностых годах. И в этот раз это произошло благодаря Сергею Снежкину. Именно этот кинорежиссер позвал кумира телезрителей в свой социально-психологический проект, который стал известен публике как «Невозвращенец». Кинолента рассказывала историю предсказывающую развал Советского Союза и политические события 1991 года. Когда картина была показана в рамках кинофестиваля в итальянском городке Сан-Себастьян, ей безоговорочно присудили специальный приз от жюри.

В двадцать первом веке любимица публики стала чаще появляться на большом экране. Именно в этот период ее фильмография пополнилась образами в таких картинах как «Бандитский Петербург», «Агент национальной безопасности», Улицы разбитых фонарей», и, конечно же, нельзя не упомянуть мистический триллер под названием «Черный ворон».

Во втором десятилетии артистка снималась в мелодраматической многосерийной картине «Семейный альбом», после которого был сериал «Лучше не бывает». Здесь артистка работала на одной съемочной площадке с такими именитыми коллегами как Ирина Пегова, Марина Коняшкина и Дмитрий Шевченко.

В двадцатых годах Эра Зиганшина снялась в киноленте в приключенческом жанре «Андреевский флаг». По-своему эта картина была уникальна, так как зрители наблюдали на экране реальные кадры, сделанные во время военных учений настоящих субмарин. В массовке были задействованы военные, а вот костюмы для главных персонажей разрабатывал знаменитый модельер Валентин Юдашкин.

Эра Зиганшина

2021 год для Эры Гарафовны ознаменовался работой на съемочной площадке рейтингового сериала «Медиум». К слову кинолента стала своего рода адаптацией для российского зрителя картины с одноименным названием от американского NBC. В свою очередь оригинальный сериал был удостоен таких наград как «Эмми» и «Золотой глобус». Любимице публики была предложена одна из главных ролей, а ее коллегами стали Павел Трубинер, Мария Порошина и Сергей Степанченко.

Личная жизнь

Как и в своей профессии в личной жизни кумир телезрителей оставалась свободолюбивой. В молодые годы девушка состояла в официальных отношениях с режиссером и актером Владимиром Головиным. В этом браке родилась дочка и сын артистки. К сожалению, супруги вместе прожили не долго, и сразу после того, как в их жизни случился переезд в Кишинев, рассказали о своем желании расстаться.

Если говорить о старших наследниках, то их Эра Гарафовна в мир театра сознательно не пустила, с детских лет никоим образом, не прививая им любви к миру театра или кино. Третьего ребенка любимица театралов родила от Владимира Рожина известного актера и коллеги по Театру имени Ленинского комсомола. Названный в честь отца Владимир, так же как и родители хотел сделать блестящую карьеру в мире искусства. Молодой человек так и не смог проявить себя в кинематографе, однако реализовал свои амбиции в журналистике.

Второй муж Эры Зиганшиной умер, и влюбленные разлучились навсегда. После его ухода артистка решила наладить отношения с первым супругом. К слову, мужчина долгое время таил на нее обиду, так как именно Эра стала инициатором их развода. Впоследствии Зиганшина хорошо общалась со второй супругой Головина, которой стала Вера Бровкина. А сам режиссер помогал экс-супруге налаживать домашний быт.

Эра Зиганшина
Эра Зиганшина и Дмитрий Шевченко

На сегодняшний день артистка категорически отклоняет все вопросы, касающиеся ее личной жизни. Однажды она ответила: «Я не хочу интереса такого рода. Наверное, я что-то не показала и что-то не сделала, раз вас интересует другая сторона моей жизни».

От участия в телевизионных шоу артистка также категорически отказывается.

Эра Зиганшина сейчас

В год, когда со дня рождения великого русского классика Александра Островского прошло двести лет, на театральных подмостках Театра имени Акимова была показана премьера постановки под названием «Лес». В основе произведения одноименная пьеса, написанная литературным гением. Эра Гарафовна на сцене появилась в образе помещицы Гурмыжской. Именно для нее Александр Орлов, известный театральный художник, создал дремучий лес. Впоследствии театральные критики и публика назвали его отдельным элементом повествования.

Эра Зиганшина

Будучи влюбленной в «живое действие», кумир театралов продолжает развивать актерскую карьеру. Ежегодно ее копилка пополняется разноплановыми образами как главными, так и второстепенными. В 2023 году любимица телезрителей получила приглашение в кинематографический проект «Край надломленной луны» от начинающего режиссера Светланы Самошиной. Вместе с Эрой на одной площадке также работали Анна Шепелева, Виктория Толстоганова и Артем Быстров.

Факты

  • В свое время артистка принимала участие в озвучивании анимационного мультфильма «Приключения в Изумрудном городе». Голосом Эры с экрана разговаривал Татошка.
  • К неписаным законам известным всем актерам Эра Гарафовна относится очень серьезно. К примеру, она никогда не пройдет между сценой и артистом, обойдя его по другой стороне.
  • Впервые на большой театрально сцене артистка выступала, будучи второклассницей. На тот момент она состояла в хоре музыкальной школы, который в полном составе был задействован при постановке знаменитой оперы «Кармен».

Ссылки

Страница в Википедии

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Вам нравится Эра Зиганшина?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя